ОтАндрей ПлатоновОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата06.11.2012 20:23:32Найти в дереве
РубрикиПрочее; Современность; Флот; ВВС;Версия для печати

Блеск и нищета яковлевских «вертикалок». Часть 1 - Блеск


БЛЕСК И НИЩЕТА ЯКОВЛЕВСКИХ «ВЕРТИКАЛОК»

Часть 1. Блеск

Блистали ли самолеты с вертикальным взлетом (СВВП), созданные в ОКБ А.С.Яковлева блестящими? Иногда.
Главное – яковлевцы впервые в СССР и одни из немногих самолетостроительных фирм в мире смогли построить реальные СВВП. И они были до недавнего времени вторыми в мире, кто смог запустить в серию свою вертикалку.
Яковлевский первенец – СВВП Як-36 – блеснул, пожалуй, один раз. На воздушном параде в Домодедово в июле 1967 года его полет «по полному профилю» выглядел как сказка – особенно для отечественных обывателей, не избалованных выставками в Фарнборо и Ле Бурже, где уже десятилетие можно было наблюдать самые разнообразные вертикалки. Правда, это был свет умершей звезды – проект Як-36 закрыли и этот самолет остался построен лишь в 4 опытных экземплярах.
Зато его последователь – самолет, названный вначале Як-36М, а затем Як-38 – заблистал гораздо ярче. Помню, как восторженно рассказывали мои друзья как в армии впервые увидели кадры с Як-38: «самолет – а взлетает вертикально!» Огромное впечатление оказал «военно-морской огурец» и на вероятного противника – когда ТАКР «Киев» с первыми своими строевыми самолетами вышел в поход, вокруг него буквально роились вертолеты стран НАТО, фотографируя и снимая на кинопленку новое творение этих загадочных русских. По поводу перспектив этого самолета и авианосного флота были весьма оптимистично настроены поначалу и советские флотоводцы (правда, надеждам этим во многом не суждено было сбыться, но об этом подробнее – во второй части статьи).
Если абстрагироваться от чистых эмоций по поводу действительно революционного достижения – вертикального взлета и рассматривать достижения яковлевцев с технической точки зрения, то им, право, есть чем гордиться. Если Як-36 был, в общем-то, повторением концепции американского X-14A, то Як-38 – вполне самостоятельная разработка, начиная именно с идеологии. Проанализировав в целом неудачный Як-36, вдохновленная отчетами ЦАГИ и имея перед глазами отечественный опыт в виде Е-7ПД, МиГ-23ПД и Т-58ВД, а также западный в виде VJ-101 и VAK-191B, группа конструкторов ОКБ-115 смогла создать максимально простую и вполне передовую концепцию СВВП. Если сравнивать с тем же Як-36, на новом самолете один из двух подъемно-маршевых двигателей (ПМД) заменили двумя подъемными (ПД) с близкой тягой, но вчетверо (!) более легкими, сэкономив более тонны массы силовой установки. Это позволило при вертикальном взлете (в условиях МСА) при полных внутренних баках поднимать тонну боевой нагрузки – более чем впечатляющий результат, заметно превосходящий тот же Harrier. Более того, выбранная компоновка с одним подъемно-маршевым и двумя подъемными двигателями позволила значительно улучшить обтекаемость самолета, превзойдя Harrier и по максимальной скорости при гораздо более слабом двигателе, используемом для горизонтального полета. Она же позволила облегчить организацию топливной системы – один основной бак располагался между ПД и ПМД (второй, гораздо меньшей емкости – за соплами ПМД). Для сравнения, у AV-8A баков было семь (!). Фактически Harrier использовался и продолжает использоваться как самолет с коротким взлетом и вертикальной посадкой (взлететь вертикально с полными внутренними баками даже без вооружения он не может), тогда как Як-38 большую часть своей карьеры взлетал только вертикально. Стоит упомянуть и то, что для согласования работы ПД и ПМД, конструкторы применили не сложную и ненадежную на тогдашнем техническом уровне электронную систему (как, кстати, считали на Западе), а простой и надежный механический механизм управления двигателями – МУД. А когда заказчик потребовал реализовать на Як-38 взлет с коротким разбегом, несмотря на скепсис по обе стороны «железного занавеса», яковлевцы смогли это сделать. Это позволило в полтора-два раза увеличить массу боевой нагрузки и существенно увеличить боевой потенциал Як-38 даже в условиях жары тропиков и высокогорья.
Со временем на смену Як-38 пришел построенный по той же концепции, но уже сверхзвуковой Як-41М, и только развал Советского Союза не позволил этой машине, оставшейся в четырех опытных экземплярах, занять место на палубах отечественных ТАКР проекта 1143. Зато эстафету яковлевцев подхватили за океаном и самолет F-35B, развив концепцию Як-41 и избавившись от некоторых его недостатков, успешно проходит испытания и скоро будет запущен в серийное производство.