ОтC.КАРА-МУРЗАОтветить на сообщение
КMiguel
Дата02.12.2002 11:12:48Найти в дереве
РубрикиОбразы будущего; Ограничения; Хозяйство; Теоремы, доктрины;Версия для печати

Re: Что такое функциональность науки? Старая записка


О проблеме эффективности научно-технической деятельности в России в переходный период
1. В целом при оценке эффективности главное - не точность измерений отдельных составляющий эффекта, а структурная полнота. Главные искажения оценки возникают оттого, что некоторые виды эффекта скрыты от беглого взгляда и не учитываются при оценке. Особенно важны бывают такие «скрытые» эффекты в периоды нестабильности и кризиса, когда все критерии и приоритеты резко смещаются.
В таких ситуациях хорошо разработанные, особенно количественные методики оценки эффективности могут быть даже вредны, потому что создают иллюзию достоверности. Напротив, грубые, качественные и интуитивные оценки оказываются ближе к реальности, поскольку интегральный интуитивный взгляд схватывает скрытые эффекты, которые не поддаются формализации и ускользают при «хорошей» методике.
2. При оценке видов научно-технической деятельности (разных как по направлениям, так и по типам) полезно сразу же классифицировать их на два большие категории: те, эффект от которых может быть «куплен» или получен за рубежом (шире - от зарубежной научной системы), и те, которые для получения эффекта должны осуществляться собственной, отечественной системой (хотя бы и в сотрудничестве). Среди тех "продуктов науки", которые невозможно купить или позаимствовать за рубежом, есть и такие, что необходимы для обеспечения политической, культурной и экономической независимости страны и ее безопасности.
Чтобы определить минимальную, критическую величину и силу потребной России науки, мы должны видеть в ней не только одну из полезных отраслей хозяйства и духовной деятельности, а системообразующий фактор России, один из ее корней. Далее перечислим те воздействия (эффекты), через которые отечественная наука участвует в создании, скреплении и развитии России и ее современного народа (нации). Исходя из этого перечисления (которое следует уточнять и дорабатывать) вытекает структура оценки эффективности той части науки, которая не может быть заменена импортом знания.
4. Наука через систему образования, искусство и средства массовой информации формирует рационально мыслящего человека с современным взглядом на мир, природу и общество.
Не располагая крупным научным сообществом, выросшим на почве национальной культуры, Россия не смогла бы произвести эту работу, т.к. для восприятия научного знания и метода и включения их в интеллектуальное оснащение народа необходимо, чтобы оно было "переведено" на язык родной культуры. Исключительная устойчивость советского народа в войне 1941-1945 гг. и народа России в условиях тяжелого кризиса сегодня - в большой степени результат длительного "воспитания наукой".
Это воспитание обладает инерцией, но уже в следующем поколении возможен срыв. При этом не произойдет "возвращения" людей к нормам доиндустриальной, крестьянской культуры. Дерационализация мышления урбанизированного населения в условиях социального стресса порождает "цивилизацию трущоб" с массовым антиобщественным поведением, наркоманией и инфекционными заболеваниями.
5. Наука, охватывая своими наблюдениями, экспедициями и лабораторными исследованиями все пространство страны, дает достоверное знание о той реальной (и изменяющейся) природной среде, в которую вписывается вся хозяйственная и общественная жизнь народа.
Этого знания не может заменить ни изучение иностранной литературы, ни приглашение иностранных экспертов. Еще более сложной и широкой задачей является "объяснение" этого знания политикам и хозяйственникам, широким слоям народа. Это может сделать только авторитетное и достаточно крупное национальное научное сообщество.
6. В тесной связи с изменяющейся природной, техногенной и социальной средой изменяются люди, их коллективные общности (народы и этносы), все общество. Процессы этно- и социогенеза, ускоряющиеся в условиях природных и социальных кризисов, в принципе не могут быть удовлетворительно изучены и объяснены без собственной национальной науки. Этнографическое исследование "извне" всегда будет, по принципиальным методологическим причинам, "империалистическим", изложенным на чужом языке.
В конце ХХ века Россия втягивается в очередной пик бурного этногенеза и социальных преобразований. Оставить сегодня этот процесс без широкого научного сопровождения - значит заложить разрушительные заряды незнания и непонимания, которые взорвутся завтра.
7. Создаваемая для хозяйства, обороны, всего жизнеобеспечения государства и общества техносфера гораздо сильнее, чем принято думать, связана с природной средой и культурой. Поэтому хотя многие ее элементы и целые блоки могут быть импортированы или созданы с помощью переноса знаний и технологий, техносфера страны в целом, как единая система, в большой степени зависит от усилий национальной науки, причем усилий непрерывных.
В России уже создана огромная и специфическая техносфера, которую должно "вести" (не говоря уже о развитии) адекватное по масштабам и структуре национальное научное сообщество. Без него эта техносфера не может быть даже безопасно "остановлена" и демонтирована.
8. Мир в целом втягивается в глубокий глобальный кризис ("кризис индустриализма", третья волна цивилизации), симптомами которого служат частичные кризисы - экологический, энергетический, демографический, культурный и др. Россия - первая крупная цивилизация, которая испытала на себе воздействие этого кризиса в его радикальной форме. Наука России уже накопила большое, хотя еще недостаточно оформленное, знание о поведении технологических, социальных и культурных систем на изломе, при крупномасштабных переходах "порядок-хаос". Развитие и формализация этого знания, которое совершенно по-новому ставит многие фундаментальные вопросы, важны для самой России, но не в меньшей степени - и для мирового сообщества.
9. Россия живет в быстро изменяющемся мире, который к тому же создает огромный запас знаний о природе и человеке. Знания из этого мира и о нем, необходимые для развития и самого существования России, поступают в нее извне по механизму push-pull ("тяни-толкай"). Только сильная и структурно полная отечественная наука может служить тем механизмом, который "втягивает" в страну нужное для нее знание из всей мировой цивилизации. Страны, не обладающие таким механизмом, получают отфильтрованное и искаженное знание, утрачивают реальную независимость и вовлекаются главными мировыми державами и их блоками в их орбиту в качестве "материала".
Указанные стороны бытия России отечественная наука обеспечивает в любые периоды - и стабильные, и переходные. В настоящее время и в ближайшем будущем Россия переживает период нестабильности, кризиса и переходных процессов. В это время на науку возлагаются совершенно особые задачи, которые в очень малой степени могут быть решены за счет зарубежной науки, а чаще всего в принципе не могут быть решены никем, кроме как отечественными учеными.
10. В условиях кризиса и в социальной, и в технической сфере возникают напряженности, аварии и катастрофы. Обнаружить ранние симптомы рисков и опасностей, изучить причины и найти лучшие методы их предотвращения может лишь та наука, которая участвовала в формировании этих техно- и социальной сфер и "вела" их на стабильном этапе. Если мощность науки во время кризиса недостаточна, вал техногенных и социальных катастроф будет нарастать, а расходы на устранение последствий будут расти в непредсказуемых масштабах.
В условиях острого кризиса возникает необходимость в том, чтобы значительная доля отечественной науки перешла к совершенно иным, чем обычно, критериям принятия решений и организации - стала деятельностью не ради "увеличения блага", а ради "сокращения ущерба". Эффективность таких исследований и разработок особенно трудно оценить и даже заметить в стабильный период, пока «ущерб» не наступил. Он наступает как раз тогда, когда исследования или не ведутся, или ведутся недостаточно. А когда эффективность таких исследований удовлетворительна, она в принципе необнаружима. Это создает в научной политике особую методологическую трудность и требует глубокого изменения в мышлении политиков и администраторов.