ОтАнтон СоветПослать личное сообщениеОтветить на сообщение
КАнтон СоветИнформация о пользователеОтветить по почте
Дата05.08.2005 14:40:36Позвать санитаровВерсия для печати
РубрикиПроект 2; Мироустройство;Игнорировать веткуНайти в дереве

4РС: Человек в системе распределения


Начато: 05.08.2005 12:33
Полный шифр сообщения: 4РС.НКП.СКМ

Неоднократно в последнее время встречаю на форуме и семинаре КМ требования применять предлагаемые или защищаемые философские доктрины к анализу и решению конкретных и животрепещущих проблем. Поэтому решил еще больше конкретизировать свои философские размышления. Для того чтобы это было не пустой говорильней, а делом, направленным на решение практических задач.

Верна моя философия или не верна – это другое дело. Но раз я ее выдвинул и придерживаюсь, то я обязан использовать ее всегда и во всем. Чтобы быть последовательным. Чтобы слова не расходились с делом. Чтобы действительно использовать на практике тот инструмент, который я предлагаю в теории.

Конкретно, повторюсь, моя задача заключается в указании действительных причин современного кризиса и освещении пути выхода из него. Разумеется, я не один занимаюсь этим. Но победит тот, кто окажется ближе к истине, чья философия окажется правильнее. Ибо без нее эту задачу не решить. Слишком сложна она, чтобы пользоваться здесь примитивными или ошибочными методами мышления.

***

В предыдущем рассуждении (3РС) я кратко описал мои представления о системе распределения (СР) в целом. Теперь есть мысль выделить в ней отдельный элемент и посмотреть, как и что он делает внутри целого. Чтобы наше общее представление о системе стало более конкретным, стало наполненным детальным содержанием.

Как уже известно, человека я мыслю как совокупность атомов, взаимодействующих между собой определенным образом и выступающих по отношению к окружающей среде как нечто целое. Цельность человеку придает именно тот факт, что атомы его взаимодействуют. Если их вывести из взаимодействия друг с другом, то целое, которое мы называем человеком, прекращает свое существование. Ведь просто совокупность атомов человека не составляет.

Таким образом, то, что есть в человеке, есть взаимодействие между его атомами плюс, разумеется, взаимодействия внутри самих атомов. Которое, конечно же, уже не таковы, каковы они, когда атом находится в свободном состоянии. Следовательно, не нужно ставить человека в какое-то сверхособое положение по отношению к другим макроскопическим объектам. Отличие, само собой, есть, но это отличие лишь в том, что взаимодействия внутри человека гораздо сложнее, чем во многих других предметах.

Как уже было сказано прошлый раз, СР есть совокупность людей, взаимодействующих определенных образом. Возьмем теперь отдельного человека и посмотрим, какую часть его взаимодействий можно отнести к СР. Чтобы можно было отделить все совершаемое человеком от предмета нашей мысли – совершаемого им в рассматриваемой системе.

Кратко рассмотрим весь суточный цикл обыкновенного работающего человека. Выражая все в терминах философии взаимодействия. Сначала возьмем человека работающего вообще, а потом разделим эту категорию на две части – тех, кто, в основном, испытывает на себе действие СР, и тех, кто играет активную, решающую роль в этой системе.

Суточный цикл человека начинается со сна и заканчивается сном. Сон есть определенное взаимодействие с окружающей средой, цель которого – изменение хода внутренних взаимодействий в человеке. Я сказал это для того, чтобы показать связь двух групп взаимодействий человека - внутренних и внешних. Потому, что эта связка повторяется постоянно и во всем. И ей нужно уделить особое внимание.

Говоря обыкновенными словами, человек спит, для того чтобы отдохнуть. Спать стоя далеко не все могут, поэтому нужно привести себя в горизонтальное положение и ввести свое тело во взаимодействие с постелью ?. Иначе отдыха не получится. Вот пример связи взаимодействий («взаимий» – для краткости) и описания действительности с помощью представлений о них. Именно с этой целью я немного отклонился от темы и детализировал это отклонение.

Далее, человек просыпается, приводит себя в порядок и идет на работу. Все эти процессы тоже легко могут быть описаны с помощью представления о взаимии. Например, процесс перемещения человека на работу есть процесс механического движения. Который, целиком состоит из последовательности взаимодействий тела человека с окружающей средой. Кстати, и покой есть тоже взаимодействие тела со средой. Только это взаимодействие, которое не изменяется так, как оно изменяется в ходе движения.

На работе человек совершает определенное количество действий, не важно – физических или умственных. И после этого отправляется домой для отдыха. Что мы уже не будем детализировать, дабы не утомлять и без того уставшего от моих разжевываний (а что делать?) читателя.

Понятно, что действия индивида, совершаемые им на работе, не все можно отнести к действиям, относящимся к СР. Например, сам процесс производства товаров, перемещения их и т.п. нельзя отнести к СР. В эту систему входит только то, что касается определения доли каждого работника в общем объеме производства. То есть, к системе следует отнести, по преимуществу, интеллектуальные действия. Потому, что физические в ней играют второстепенную роль. К последним можно отнести получение денег или натуроплаты на руки, а также все те физические действия людей, которые происходит между людьми в процессе обсуждения вопросов оплаты и в процессе оформления документов по этому вопросу. Физика здесь играет малую роль. Главное происходит внутри, в голове человека.

Главное – это ПРЕДСТАВЛЕНИЯ в голове работающего человека о том, ЧТО он будет иметь от своих трудов праведных. И, естественно, то, что он будет иметь, определяется не только им, но и другими людьми, окружающими его людьми. Если это не Робинзон, которого лимитировали только его животные. Да и то только поначалу.

И тут происходит резкое разделение членов СР на две категории – тех, кто диктует, и тех, кто вынужден терпеть диктат. Рассмотрим сначала первую категорию, как главную, активную, решающую. Причем, не будем углубляться в первобытный век и следующие за ним этапы, а сразу возьмем две более близкие нам вещи – капитализм и социализм.

При капитализме первую категорию элементов СР составляют две подкатегории – частные собственники средств производства и государственные чиновники, которые выражают интересы коллективного собственника в лице государства. Ведь именно тот, кто владеет или управляет собственностью, диктует наемным работникам, ЧТО они будут иметь за свой труд.

Почему же так происходит? Ответ прост: среди людей принят обычай, что все произведенное с помощью данных средств производства принадлежать будет тому, кому эти средства принадлежат. Может быть, этот обычай, это правило идет от «животного принципа»: если корова родила теленка, то последний будет принадлежать не тому, кто корову кормит и холит, а тому, кто этой коровой владеет. Но, скорее всего, дело в том, что именно такой способ присвоения является и самым естественным и самым эффективным с экономической точки зрения. Вполне вероятно, что всякий другой способ присвоения, просто, будет проигрывать по сравнению с этим. Поэтому такой способ присвоения держится.

Итак, все произведенное поступает в собственность хозяина средств производства, а потом уже распределяется между работавшими. Но особенность развитого общества состоит в том, что обычно сначала должен произойти процесс обмена и «превращения» товаров и услуг в деньги, а потом уже последние распределяются между работавшими. А это значит, что на СР сильнейшее влияние оказывает система обмена, процесс перехода продуктов труда из одних руки в другие. (Я немного отклонился от темы, чтобы показать зависимость СР от других систем общества.)

Каждому понятно, что собственник средств производства живет не на необитаемом острове. И его действия зависят от действий других людей. Его действия зависят не только от напора и требований тех, кого он нанимает на работу, но и от действий таких же, как он сам. Государство зависит от того, как действуют другие государства, а частный собственник – от того, как ведут себя другие частники, а также от того, как ведет себя государство по отношению к нему. Ведь часто государство устанавливает то нижний, то верхний предел оплаты труда. А это означает, что решения собственники вводятся этим государством в определенное русло.

Кроме того, понижение или повышение оплаты на других предприятиях вынуждает и хозяина данного пересматривать свою политику в оплате труда. Все это значит, что действия каждого элемента определяются действиями других элементов системы. И в этом проявляется ее цельность. Ведь в системе все элементы должны быть взаимозависимы. Иначе это не система, а груда камней.

Особую роль, конечно, в деле влияние на собственника оказывают те, КОГО он нанимает на работу. В капиталистическом и, шире, эгоистическом обществе каждый элемент системы (подавляющее большинство) руководствуется шкурными интересами. И собственник, и наемник – это два эгоиста, которые стараются урвать друг от друга как можно больше, и дать взамен, как можно меньше. Такова мораль этих обществ. И, как мы видим, роль этой морали в СР огромна. Именно она определяет дух и направленность СР в эгоистическом обществе.

Мораль человека – это совокупность взаимодействий определенного рода, вложенных в голову человека всей его предыдущей жизнью. И именно эти взаимия заставляют человека действовать строго определенным образом в определенных ситуациях. Именно этот факт позволят строго предсказать поведение того или иного человека, если известно, что есть у него в голове. К примеру, наивно рассчитывать на то, что жлоб по природе отдаст другому последнюю рубашку. Он не отдаст даже одной, хотя у него есть миллион. Просто, такова его натура.

Из сказанного видно, что именно моральные вещи играют решающее значение в СР. Именно они определяют ход и движение этой системы. Ведь если в ней бьются между собой эгоисты, то это одно дело, а если нормальные люди, то это будет совсем другая петрушка.

Действия наемного работника, сила его давления на собственника зависит тоже от многих вещей. Во-первых, от сплоченности самих работников на данном предприятии (профсоюзы и прочее); во-вторых, от действий работников на других предприятиях; в-третьих, от ситуации в других государствах. Ну и другое. Но главное, повторюсь, это та мораль, которой руководствуется наемный работник. А это при капитализме и, во многом, при социализме – эгоизм. Стремление работника сделать как можно меньше, но получить как можно больше. Выражаясь математически, это стремление увеличить отношение вознаграждения к труду (В/Т). Любой ценой и любыми средствами.

Что с философской точки зрения представляет собой процесс распределения? С привязкой его к отдельному элементу СР.

По сути дела, речь всегда идет о распределении ВОЗМОЖНОСТЕЙ, которые создаются в процессе труда. Продукт труда нужен потребителю не сам по себе, а как то, что обладает определенными возможностями. Причем, такими, которых жаждет человек. Процесс распределения есть процесс распределения возможностей. А деньги в этом деле играют лишь роль документа или просто свидетельства того, что данный субъект имеет право на реализацию определенного набора возможностей. Люди так стремятся к деньгам лишь потому, что они олицетворяют собой возможности человеков. Не все можно реализовать за деньги, но реализовать можно очень и очень многое. И все это многое есть всегда только набор взаимодействий, в которые может вступить человек или которые он жаждет осуществить в себе.

***

Не все сказал, что хотел, и не все сказал так, как хотел. Но ведь это же только наброски, это экспромт. Поэтому надеюсь на понимание и прощение огрехов. Тем более что никакого вознаграждения за свои труды я не требую. Я и так его уже получил.

А.С.
Окончено: 05.08.2005 14:17



Ответить на сообщение
АвторАнтон СоветВремя05.08.2005 14:40:36
Тема4РС: Человек в системе распределения
РубрикиПроект 2; Мироустройство;

Тема

Поместить в корень <b> </b> <i> </i> <s> </s> <u> </u> <pre> </pre> <li> 

Ё  Ж  Й  Ч  Ш  Щ  Э  Ю  Я  ё  ж  й  ч  ш  щ  ы  ь  э  ю  я