Начато: 03.08.2005 12:10 Полный шифр сообщения: 2РС.НКП.СКМ
Я думал больший упор в своих «измышлениях» делать поначалу на моем гастарбайтерском опыте, на привязке его к тому, что я предлагаю в теории, но под влиянием интереса к философии, вспыхнувшего и на семинаре, и на форуме КМ, решил, что нужно, прежде всего, сказать о том, ЧТО я беру за основу, когда пытаюсь осмыслить ту или иную вещь. Ведь многие не читали о моих философских воззрениях. Да и сделать это довольно трудно. Потому что изложены они на моем сайте пока только в виде полемических вещей.
Итак, в основе моих представлений о мире и его части – обществе – лежит представление о взаимодействии. Именно его я принимаю за исходное и именно через него стараюсь выразить все остальные понятия и категории.
Для иллюстрации этого я возьму социальный пример – человека. Последний в моем представлении есть совокупность взаимодействий, определенным образом взаимодействующая с окружающей средой. Поясню. Все, что представляет собой отдельный человек есть, то, что заключено внутри некоторой поверхности, которую мы называем формой тела человека. Эта поверхность не имеет толщины, она не входит ни в состав тела человека, ни в состав окружающей среды. Она есть то, что ОБЪЕДИНЯЕТ человека с этой окружающей средой и вместе с человеком и окружающей его средой входит как третье в состав того целого, что они втроем образуют. То есть, мира в целом.
Форма тела человека принадлежит не только человеку, но и окружающей среде. Она принадлежит им обоим. Просто, для человека это есть наружная вещь, а для среды – внутренняя. Ведь она повторяет формы человека, выделяя его из себя. И, разумеется, когда мы человека рассматривает как одно целое со средой, не выделяем его из среды, то тогда эта форма входит в такое объединение как равноправная часть.
Далее. Все, что происходит между человеком и средой в физическом отношении, происходит только и только через то, что мы называем формой человека и что представляет собой совокупность взаимодействий человека с окружающей средой. Например, ходьба человека есть взаимодействие его ног с Землей; любой физический труд есть взаимодействие тела человека с окружающей средой прямо или через посредство взаимодействия его через орудия труда; любая форма ощущений есть только взаимодействие органов чувств человека с окружающей средой.
То есть, получается, что все, абсолютно все, что совершает человек можно выразить через взаимодействие и благодаря этому добиться единства, системы в наших представлениях о действиях человека.
Если взять внутреннюю среду человека, то все, что есть там, тоже не нужно абсолютизировать и обожествлять. Все, что есть там, есть, всего лишь, определенного рода взаимодействия между элементами, слагающими человека. Любое из этих существ можно разложить на молекулы и атомы, которые взаимодействуют между собой определенным образом. Пусть это тончайшие и сложнейшие взаимодействия, особенно в головном мозгу, но это, все-таки, всего лишь взаимодействия. Которые можно установить и объяснить средствами науки.
Есть такие взаимодействия – есть человек; нет их – нет и человека. Есть только набор атомов и молекул, которые еще только могут стать человеком. Которые, только вступив в определенные взаимодействия между собой, дадут нам человека.
Особое внимание нужно уделить наиболее сложным взаимодействиям, которые образуют в своей совокупности сознание человека. Потому, что тут уж очень много накручено, придумано и напутано. Все это дело нужно поставить на научную основу и разобраться с достаточной для нынешней практики точностью.
Любой идеальный образ я рассматриваю как некоторое взаимодействие между элементами, составляющими мозг человека. Такое взаимодействие, которое призвано быть идеальной моделью другого взаимодействия. Неважно, где существующего – вне мозга человека или в нем же.
Таким образом, в моей философии ( http://www.sovet14.narod.ru/MF/Titul.htm ) выдержано главное требование монистической философии – все сводить к одному и все из одного выводить. То есть, она строится на таком постулате: «Все есть взаимодействие». И даже при неопределенности самого понятия взаимодействия ничто не мешает нам его использовать в качестве основы для философствования. Потому, что внутри самой системы такое определение В ПРИНЦИПЕ дано быть не может. А при попытках деления частиц на все более и более мелкие части мы идет в «дурную» бесконечность.
Верно или неверно выбрано мною основание философии – все равно: это основание будет использоваться мною во всех моих дальнейших рассуждениях. Потому, что иначе я не вижу способа разобраться во всех хитросплетениях общества. Иначе будет продолжаться тот хаос в представлениях о нем, который не дает нам возможности по-настоящему управлять социальными процессами.
Даже если я прямо не говорю о взаимодействии, все равно, я каждую вещь отождествляю с ним, свожу к нему. Чтобы добиться системы, порядка в представлениях. Ничего, братцы, поделать с собой не могу. ?.