ОтФрицОтветить на сообщение
КДмитрий НиткинОтветить по почте
Дата02.12.2002 13:00:45Найти в дереве
РубрикиРоссия-СССР; История; Школа;Версия для печати

Я исхожу из истории.


>По-моему, мешанина. "Три крокодила, два зеленых, а третий в Африку". Крестьянство - класс, сословие. Класс тогда становится политической силой, когда вырабатывает определенные формы представительства и организации. Самодержавие - государственный институт, который можно рассматривать как самостоятельную сущность только в очень ограниченых пределах. Отрывать самодержавие от дворянства и считать, что дворянство (землевладельцы) не было политической силой - грубая ошибка. Игнорировать буржуазию как политическую силу - тоже ошибка. Рассматривать интеллигенцию как самостоятельную силу в отрыве от интересов буржуазии - нельзя.
Я вижу свою задачу не в том, чтобы выдумать логику и подогнать под неё выборку событий, а в том, чтобы понять логику реальной истории. Да, я убеждён, что сила самодержавия не в том, что его поддерживал тот или иной класс. Меня учили (в юридической академии), что государство ценно само по себе, для всего общества, а не только для господствующего класса. Соответственно, государство, тем более в России, самостоятельная сила. Что непредвзятый человек может наблюдать хоть сейчас, хоть тогда.
За интеллигенцией именно никто не стоял, никакая буржуазия. БОльшая часть интеллигенции никак не была связана с купечеством, а работала на государство.

>Так крестьянство - политическая сила или нет?
Вот в 1917 это и выяснилось. До этого крестьяне властью и "обществом" подразумевались, но в глаза их высшие слои не видели. Я исхожу из упрощённой схемы: февраль - интеллигенция против самодержавия; октябрь - крестьяне против интеллигенции. Вот и три основные силы. Легко запомнить.

>Указ был принят Петром III.
Спасибо. Надо будет исправить.

>Действительно ли у крестьянства было столь глубокое историческое сознание? Ведь фактически поместья уравнялись с вотчинами еще в XVII веке. У Вас есть свидетельства?
Я слышал это мнение на лекции по истории права в МГЮА. Забыл фамилию лектора, но могу уточнить.

>Биографии Гучкова и его деда интересны, но не к месту. Как и биография Ленина.
Большевики по своей сути не вполне логичны. Думаю, они вполне объективно стали таковыми благодаря одному человеку - Ленину. Я не провожу тезис о роли личности в истории, просто пишу как было на самом деле.
А Гучков - его биография похожа на судьбу России. На ту, что не сложилась. Из крестьян в купцы и земские деятели, поддержка конституционной монархии. Это и есть альтернатива СССР. И как эта альтернатива провалилась.