"ПОЧЕМУ в одних странах правостороннее, а в других -левостороннее движение?
- В одном из журналов прочел, что при раскопках древнеримской дороги обнаружены следы повозок, недвусмысленно свидетельствующие: на Апеннинах в те времена четко придерживались левостороннего движения - как в современной Англии. Но, помнится, в детстве нас учили: англичане-мореходы избрали левостороннее движение потому, что их корабли расходились "по солнцу", на континенте же, в том числе на Руси, испокон веков держались правой стороны. Выходит, это байки?
- Увы, действительно, байки. Дело в том, что вопрос о выборе лево- или правостороннего движения никогда и нигде не был чисто техническим. Как правило, это было следствием большой, часто - мировой политики. А ее перипетии не всегда были "идеологически выдержанными". Вот и приходилось придумывать для широкого народного потребления версии, имеющие мало общего с реальной историей. Реальная же история такова, что на правую сторону дороги перетащили почти весь современный мир три совершенно разных человека: Робеспьер, Наполеон и Гитлер.
Однако по порядку.
С древнейших времен вооруженные всадники - то есть, как правило, представители богатых, аристократических сословий - старались всегда держаться левой стороны дороги. Во всяком случае, подавляющее большинство из них - те, кто привык держать меч или копье в правой руке. Так было сподручнее и безопаснее встретить всадника - тоже вооруженного, следующего во встречном направлении. Пешая же беднота предпочитала правую сторону - чтобы издали замечать верховых господ и вовремя уступать им дорогу. Так и повелось: дворянин на коне едет слева, крестьянин топает справа. Эта традиция только укрепилась после распространения в Европе одного из первых видов общественного транспорта - больших почтовых карет-дилижансов. Кучера дилижансов обычно сидели на облучке справа, чтобы иметь возможность, не задевая за крышу кареты, размахивать длинным кнутом, который они держали в правой руке. Но при этом кучер должен был хорошо видеть внутреннюю колею дилижанса при встрече с другими повозками - на узких дорогах они разъезжались почти вплотную. Естественно, со своего места контролировать он мог только правую сторону. Отсюда - предпочтение левостороннему движению. Когда же в конце XVIII столетия во Франции грянула Великая революция, провозгласившая "свободу, равенство и братство", аристократам стали активно рубить головы. Уцелевшим для сохранения жизни приходилось "косить" под рядовых граждан, в том числе и на улице - сливаясь с массами на правой, "бедняцкой" стороне. Левая же заметно опустела. Дорвавшийся до власти Максимилиан Робеспьер узаконил это "революционное преобразование", приказав всему парижскому транспорту держаться правой стороны. И хотя Робеспьеру, в свою очередь, тоже отрубили голову, "контрреволюционного возврата" на левую сторону проезжей части уже не последовало. Тут подоспел Наполеон. Завоевывая все новые и новые территории и страны, он привносил туда и утвержденные им французские правила движения. Император, как считают историки, предпочел правую сторону отнюдь не по революционным соображениям. Вместе с огромными массами войск по европейским дорогам передвигалось большое количество неоседланных лошадей - как ремонтная база кавалерии и основная тягловая сила. Их обычно запрягали цугом по две-три в ряд, а управлял ими один конюх, сидевший верхом в переднем ряду. Так как взбирались в седло обычно слева, то конюхи, естественно, выбирали крайнюю левую лошадь. Оттуда контролировать встречный поток было удобнее при правостороннем движении, которое и было узаконено Наполеоном, ибо военная целесообразность для него была превыше всего. К тому же сам Наполеон был левшой, поэтому садился на лошадь справа. А так как делать это с обочины, безусловно, удобнее, собственный императорский "левшизм" тоже способствовал выбору в пользу правой стороны. Но, как бы то ни было, не Наполеон стал первым, кто "кодифицировал" правила дорожного движения. Первые "гаишники" появились в Древнем Риме, где уличные пробки мало уступали по масштабам современным. В дневные часы там вообще запретили движение колесниц и повозок. В то же время во всех других населенных пунктах Римской империи, наоборот, колесному транспорту запрещалось ездить по ночам, дабы не будить добропорядочных подданных. Так вот, в Древнем Риме было установлено левостороннее движение. Поэтому, когда в 1300 году папа Бонифаций VII предписал паломникам, прибывающим в Рим, держаться на улицах левой стороны, он лишь подтвердил обычай, существовавший многие века. А вот в "левосторонней" Великобритании официально это было утверждено парламентом - и лишь для лондонских улиц - только в конце XVIII века, когда число наемных конных экипажей в столице превысило тысячу. Но вернемся к Наполеону. Его победоносные походы принесли с собой правостороннее движение в Нидерланды, Швейцарию, Германию, Италию, Польшу и Испанию. Напротив, те государства, которые успешно противостояли французскому императору - в их числе, естественно, Россия, - вместе со своим суверенитетом отстояли и неотъемлемое право придерживаться левой стороны. Только Дания самостоятельно ввела у себя правостороннее движение в 1793 году. Такой своеобразный раздел старушки Европы на "правшей" и "левшей" сохранился до конца Первой мировой войны. За океаном, в нарождавшихся Соединенных Штатах, поначалу тоже предпочитали левую сторону. На правую их стал перетягивать французский генерал-либерал Лафайетт, помогавший "американским товарищам" во время войны за независимость. Пример подала Пенсильвания, за ней последовал Нью-Йорк... В оставшихся колониях Британия твердой рукой сохраняла левосторонний принцип. Исключением стал Египет, по которому прежде англичан прошелся все тот же Наполеон британские колониалисты благоразумно оставили после этого все как есть. Японцам повезло меньше. В середине прошлого века американо-британская "дипломатия канонерок" заставила Страну восходящего солнца открыть двери иноземным купцам. А в 1859 году английский посол "уговорил" Токио узаконить привычное для Лондона левостороннее движение. То же самое произошло и с Китаем. Трудно сказать, что повлияло на нашего царя, но незадолго до падения Российской империи там решились-таки перейти на правостороннее движение. Увы, от левого переворота это империю уже не спасло. Любопытная ситуация сложилась в Австро-Венгрии. После развала империи Габсбургов в результате Первой мировой войны ее былые составляющие - Чехословакия, Югославия и Венгрия - еще долго придерживались левосторонних традиций. Сама же Австрия оставалась кошмаром для кучеров и первых автомобилистов: половина ее территории - та, которую когда-то завоевал Наполеон! - дисциплинированно держалась правой стороны, другая так же дисциплинированно ездила по левой. Лишь после "аншлюса" 1938 года Гитлер, присоединив Австрию к Германии, в одночасье установил там правостороннее "единообразие", ввергнув на какое-то время венские улицы в состояние полного хаоса. Чуть позже "новый порядок", в том числе на транспорте, был установлен им в Чехословакии, Венгрии и Югославии. Китай перешел на правую сторону в 1946 году, Швеция - в 67-м. В 60-е годы серьезно подумывал о переходе на правостороннее движение Пакистан. Но отказался: слишком трудно было переучивать верблюдов. Дело в том, что пакистанские верблюжьи караваны обычно продолжают движение и ночью, когда погонщики и пассажиры спят в своих седлах: идущий во главе опытный вожак-дромадер знает дорогу сам. А он привык шагать по левой стороне... Подобно пакистанским верблюдам, до сих пор не могут расстаться с давней привычкой и японцы, британцы, ирландцы...
Железные дороги обычно следуют общим правилам движения, установленным в данной стране. Но не всегда. В той же Франции поезда, вопреки заветам Робеспьера и Наполеона, следуют "контрреволюционному" левостороннему принципу! Однако все объясняется просто: первые французские железные дороги проектировал и строил британский инженер. Кстати, во французских же Эльзасе и Лотарингии поезда идут по правой стороне - опять-таки потому, что до Первой мировой войны эти области принадлежали Германии."