ОтВалерий МухинОтветить на сообщение
КИсаев АлексейОтветить по почте
Дата09.11.2000 14:19:43Найти в дереве
РубрикиСовременность; Танки;Версия для печати

Re: Наводчик и командир в советских танках. Карабах.


Как наверное некоторые заметили первоначально я выложил гораздо более полную цитату из воспоминаний, которую Леша моментально удали ссылаясь на обещание которое я и Леша давали Свирину о не опубликование данного документа до момента его опубликования в печатном издание.
Соответственно не могу не воспользоваться случаем и не применить против Леши его излюбленный прием. Леша выдрал из контекста фразу, которая в тексте, читается совсем не так как это хочет представить Леша.

Приведу еще некоторые места из документа:
«По огневой мощи и по подвижности этот танк очень хорош и полностью отвечает требованиям боя.»
Тут совершенно очевидно, что Леша, который не признает советской школы танкостроения просто не понимает бывшего СОВЕТСКОГО танкиста Феликса. Русским языком написано что с огневой мощью, а следовательно и обзором командира все в порядке, по крайней мере на нужном для боя уровне.

«Другой тактический недостаток был связан с плохим обзором экипажа., недостаточно разумным распределением ролей его членов и затрудненностью использования вспомогательного вооружения. Так, наводчик имеет крайне ограниченный обзор.»
Оказывается не только командир имеет плохие условия наблюдения, но и наводчик. Возникает простой вопрос, а кому в танке легко?
Совершенно очевидно, что танкист на месте наводчика может выполнять функции командира, только выбравшись на броню, а чем я писал ниже:
=================
Сдается мне, что основой для лешиных утверждений являются воспоминания армянского танкиста. В них описано использование Т-72 с двумя членами экипажа.
Однако в воспоминаниях не уточняется, как именно происходили такие бои. Представляется, что большую часть времени командир-наводчик находился на броне, сидя на левом люке башни и наблюдая за местностью в бинокль или просто без приборов. В случае обнаружения цели или просто подозрительного места он нырял в люк и использовал прицел пушки для наведения и стрельбы. Такое использование танка вполне допустимо для локальных войн, когда информационный поток между боевыми единицами, а так же командованием очень не велик. Не думаю, что в случае боя Т-72 с НАТО-вским противником экипажу из двух человек удалось бы решить задачу.
=================
Свое утверждение я основываю на личном опыте поездок на Т-72. Представить командира на месте наводчика, который не вылезал бы на броню просто не возможно. Впрочем это относится и к многим другим танкам.

А вот и одна из причин плохого обзора:
«Дело в том, что малая высота танка снижая уязвимость боевой машины, в то же время ограничивает обзор.»

«Другая причина недостаточного обзора связана с приборами наблюдения. Командир танка для кругового наблюдения имеет бинокулярный прибор наблюдения (ТКН), два триплекса на передних скулах командирской башенки две призмы на командирском люке. Командирский прибор наблюдения имеет недостаточное увеличение и небольшое поле зрение…. Пользоваться этим прибором было неудобно, еще и потому, что он поворачивался вместе с командирской башенкой и требовал значительной физической силы. Плох этот прибор и для командирского целеуказания, так как перекрестие этого прибора и прицел наводчика не согласованы по вертикали и плохо по горизонтали и после наведения пушки командирским целеуказанием наводчику еще предстоит начти цель в своих приборах наблюдения и только после этого навести прицел, безжалостно расходуя отведенные ему доли секунды. В бою командиры танков часто поворачивали командирскую башенку таким образом, чтобы смотреть через левый или правый триплекс, увеличивая, таким образом, свое поле зрения.»
Отмечу, что Иртыш на Т-80У и Т-90 существенно превосходит по своим характеристикам СУО Т-72. Леша же умудряется автоматически переносить все выводы по Т-72 и на «восьмидесятку».
Показателен подход иностранных покупателей и владельцев советских танков к их СУО.
От СУО Т-72 их владельцы, как правило, стремятся избавиться, заменяя его на западные модели (и получая при этом себе новые геморрои). Танки же с Иртышем, нареканий не вызывают и активно раскупаются многими странами в том числе и традиционными покупателями западной техники.

На мой взгляд, экипажи из двух человек являются следствием вот этого:
«Много хорошо подготовленных танкистов были вынуждены переходить в другие рода войск, так и не сумев побороть в себе этот страх.»

C уважением, Валерий Мухин.