| От | Александр Антонов |  |
К | Дм. Журко | |
Дата | 22.08.2009 22:59:39 |  |
Рубрики | Современность; ВВС; |  |
Очень пользительная картинка
Здравствуйте
>Площадь вертикального оперения определяется устойчивостью, горизонтального -- управляемостью.
>Потому, как правило, вертикальное оперение состоит из киля и руля, а горизонтальное всё чаще цельноповоротное.
Самолёт и вообще без вертикальных рулей управляем.
"На самолетах со сверхзвуковой скоростью полета из-за недостаточной эффективности руля высоты при полете на сверхзвуковой скорости применяют цельноповоротное горизонтальное оперение (ЦПГО) без РВ.
Переход на ЦПГО позволяет резко увеличить эффективность ГО, особенно на сверхзвуковых скоростях. Значительно реже по той же причине (из-за снижения эффективности РН при сверхзвуковом полете) применяется цельноповоротное ВО, так как остающейся при этом эффективности РН в большинстве случаев еще достаточно для обеспечения нормальной управляемости самолетом.
Для повышения эффективности ВО применяются подфюзеляжные кили, включающие в работу фюзеляж в районе ВО. Применение таких килей снижает влияние на путевую устойчивость затенения ВО крылом и фюзеляжем на больших углах атаки."
>Мнения о картинке не будет. Смысла не вижу обсуждать.
Как видите причина того что цельноповоротное ВО применяется относительно редко не в том что ВО нужно для обеспечения устойчивости, а ГО для обеспечения управляемости (ВО и ГО обеспечивают и устойчивость и управляемость, только по разным осям) а в том что эффективность ВО в большинстве случаев (даже на сверхзвуковой скорости) и так достаточна (еще бы, ведь в случае ВО на трансзвуке-сверхзвуке нет балансировочных проблем от крыла, которые приходится решать с помощью ГО).
Вы ошиблись в том что значительная площадь килей F-22A определена заданным уровнем эффективности ВО при полёте на максимальной сверхзвуковой скорости, размеры (и площадь) ВО "Рептора" определяет дозвуковой маневр на больших углах атаки потому что кили именно таких размеров (и площади) не затеняются крылом и фюзеляжем настолько чтобы то утратило свою эффективность (там идёт взаимодействие с вихрями срывающимися с передней кромки, которого бы не наблюдалось на больших углах атаки при меньших размерах килей).
На упомянутой картинке Т-50 проблема решена по другому.
На сверхзвуковых скоростях изображенному на картинке самолету достаточно килей малой площади именно потому что они цельноповоротные.
На дозвуковых скоростях и больших углах атаки эти небольшие кили полностью затеняются крылом и фюзеляжем, но проблему решает управление по рысканью за счет двухмерного УВТ.
Надеюсь я достаточно понятно высказался на тему почему на самолёте с двухмерным УВТ применимы цельноповоротные кили малой площади, которых мы не наблюдаем на F-22A?
С уважением, Александр