Четвертый (и последний) блок документов. На этот раз всякая всячина, не вошедшая в предыдущие части. В частности, мотоциклы:
СПРАВКА-ДОКЛАД: МОТОЦИКЛЫ - СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ № 01336 24 марта 1948 г.
Боевое использование мотоциклов
Во время мировой войны широкое распространение во всех армиях получили мотоциклы. Наибольшее распространение мотоциклы получили в Германии и Англии. По данным 1941 г. на долю Европы приходилось 3 417 819 мотоциклов, из них на долю Германии 1 800 000 - 55% и на долю Англии 411 593 - 12%. Мотоциклы использовались в армии как боевая единица мотопехоты для перевозки автоматчиков, бойцов, вооруженных ручными пулеметами, минометами, противотанковыми ружьями. Применяли мотоциклы и для рейдов по тылам врага для нарушений его коммуникаций, уничтожения его тылов и штабов. На фронтах Отечественной войны известно много случаев самостоятельных действий мотоциклетных частей Советской Армии, далеко заходящих в тыл врага. Помимо этого мотоциклы использовались в частях связи и разведки и воздушно-десантных войсках.
Состояние отечественной мотоциклетной промышленности
Во время Отечественной войны наша промышленность выпускала мотоциклы М-72 с коляской. Мотоциклов-одиночек промышленностью не выпускалось. Потребность в мотоциклах-одиночках частично покрывалось за счет импорта из Америки и Англии (мотоциклы фирм «Индиан», «Харлей Давидсон», «Матчлес», «Велоссет», «БСА»). В настоящее время на 6 заводах Министерства автомобильной промышленности и Министерства вооружения выпускается четыре модели мотоцикла. 1. Мотовелосипед — одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 100 см3, 2,3 л.с. Весом 65 кг. На Киевском мотоциклетном заводе. 2. Мотоцикл-одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 125 см3, мощностью 4,75 л.с, весом 76 кг на Московском мотоциклетном заводе и Ковроском заводе № 2. Этот мотоцикл по своим ходовым качествам и конструкции отвечает всем требованиям мотоциклетной техники, предъявляемым машинам данного класса и может быть использован в Советской Армии для учебных целей и авиадесантных войск. 3. Мотоцикл одиночка с двухтактным двигателем, с рабочим объемом 350 см3, мощностью 11,5 л.с, весом 155 кг на Ижевском мотоциклетном заводе № 74. 4. Мотоцикл с коляской с 4-х тактным двигателем, с рабочим объемом 750 см3, мощностью 22 л.с, на Горьковском и Ирбитском заводах. В качестве последнего типа мотоцикла, выпускается мотоцикл М-72. Этот мотоцикл выпускается с 1941 г. По своим основным конструктивным элементам является одной из самых совершенных машин при условии некоторой модернизации его, не устареет в течение по крайней мере 5-7 лет, однако опыт применения его в Отечественной войне показал, что указанный мотоцикл не может все же удовлетворить всем современным требованиям, предъявляемым к армейскому мотоциклу с коляской, в вопросе проходимости. Необходимо создать мотоциклы более высокой проходимости, чем мотоцикл М-72.
Перспективы развития мотоциклов с колясками
Еще задолго до 2-й мировой войны моторизация армий всех стран предъявила к мотоциклам с колясками повышенные требования в вопросе проходимости. Решение этих вопросов первоначально шло за счет увеличения мощности двигателя, увеличения клиренса машины, введения специального рисунка протектора покрышек, а также применения различных средств повышающих проходимость мотоцикла (цепи противоскольжения). Все эти мероприятия не достигали долгое время своей цели и лишь дальнейшие искания в этой области увенчались успехами. В результате было найдено правильное конструктивное решение вопроса повышения проходимости мотоцикла с коляской — путем установки привода на колесо коляски. Это последнее обстоятельство резко повысило проходимость мотоцикла, поставив его на один уровень с грузовым автомобилем. Так, в 1937 г. французскими, бельгийскими фирмами были созданы образцы мотоциклов с приводом на колесе коляски с задним ходом. В 1942 г. известными немецкими фирмами «БМВ» и «Цюндапп» создаются мотоциклы с коляской повышенной проходимости, которые по конструктивному оформлению, являются первоклассными мотоциклами, превосходя все ранее существующие модели данного типа. Эти мотоциклы нашли широкое применение во время войны в Германской армии. Эти мотоциклы имеют 4-х тактные двигатели мощностью 26 л.с. привод на колесе коляски, дифференциал, предусмотрена механическая блокировка дифференциала, коробка передач имеет демультипликатор и задний ход. Вес мотоцикла с коляской 440 кг. Благодаря наличия этих устройств и высокой мощности двигателя, мотоциклы обладают хорошими дорожными эксплуатационными качествами, высокой проходимостью и имеют достаточную тягу на крюке, позволяющую буксировать легкие артиллерийские системы. Такой тип армейского мотоцикла необходим для Советской Армии, особенно для мотоциклетных и бронетанковых и механизированных войск. Этот мотоцикл может быть использован в любых тяжелых дорожных условиях и в любое время года для перевозки бойцов с вооружением транспортировки и буксировки легких артиллерийских и минометных систем под установку ручных пулеметов, минометов и другого вооружения. Мотоцикл повышенной проходимости также может с успехом применятся как транспортное средство в народном хозяйстве, как грузовой вид транспорт для перевозки малых грузов /250-300 кг./, где зачастую нерационально использовать грузовой автомобиль, освободив, таким образом, нерациональное использование грузовых автомобилей при перевозке небольших грузов. Для того, чтобы иметь представление о развитии производства мотоциклов повышенной проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом, достаточно указать, что из 36 моделей мотоциклов с колясками, привод на колесо коляски имели 14 моделей, что составляет 39%, а с учетом 2-х моделей, имеющих только задний ход, процент мотоциклов повышенной проходимости составит 44 %. Из 22 основных фирм, выпускавших мотоциклы с колясками, 50% фирм делали мотоциклы повышенной проходимости. В настоящее время сведений о выпуске или разработке за границей новых образцов мотоциклов повышенной проходимости нет. По заданию ГБТУ ВС, ЦКВ Главмотовелопрома Министерства автомобильной промышленности в настоящее время изготовлен опытный образец мотоцикла М-72 с приводом на колесо коляски без заднего хода /модель М-73/. Это простое устройство значительно повысило проходимость мотоцикла М-72 и среднюю скорость движения по бездорожью. Данная модель мотоцикла является переходной моделью от мотоцикла М-72 к мотоциклу высокой проходимости с задним ходом. Таким образом, дальнейшее развитие мотоциклов с колясками должно идти по линии создания мотоциклов высокой проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом.
Перспективы развития мотоциклов-одиночек
Выпускаемые в Советском Союзе новые модели мотоциклов без колясок по своей конструкции являются повторением старых моделей мотоциклов немецких фирм «ДКВ» и «Вандерер», т.е. по конструкции несколько отстают от современной техники мотоциклостроения. Мотоциклы имеют двухтактные двигатели небольшой мощности и цепные передачи на заднее колесо, что не обеспечивает им достаточной проходимости и надежности в работе и, поэтому не могут найти широкого применения в частях Советской Армии. Мотоциклы в основном предназначаются для народного хозяйства, для обучения новичков мотоциклистов. Необходимо чтобы был создан специально армейский мотоцикл, обладающий высокими ходовыми качествами, достаточной надежностью и высокой проходимостью. Таким мотоциклом может быть мотоцикл, имеющий 4-х тактный двигатель мощностью 16-18 л.с. с рабочим объемом 350 см3, с карданной передачей на заднее колесо мотоцикла с независимой подвеской и телескопической передней вилкой. Вес мотоцикла должен быть не выше 140-145 кг, с тем чтобы водитель средней физической силы мог справляться с машиной в любых тяжелых дорожных условиях, т.е. мотоцикл должен отобразить в своей конструкции все новое и лучшее, что имеется в мотоциклетной технике. Из описания следует, что для армейского мотоцикла предлагается карданная передача, а не цепная, Для того, чтобы были ясны причины, побудившие остановиться и настаивать на карданной передаче, перечислим преимущества карданной передачи, по сравнению с цепной передачей: 1. Высокая надежность конструкции, малый износ, отсутствие необходимости в путевом ремонте. 2. Бесшумность работы передачи, вследствие отсутствия дополнительных защитных устройств, предохраняющих трансмиссию от загрязнения (щитки). 3. Простота конструкции. Этот тип мотоцикла будет использован, главным образом, в частях связи и разведки, а также в бронетанковых, механизированных и общевойсковых частях как командирская машина.
Мотоциклы иностранных армий
В Англии уделяют большое внимание развитию мотоциклов. Достаточно указать, что в насто-ящее время английской мотоциклетной промышленностью выпускается до 20 различных моделей мотоциклов широко известными фирмами — «Триумф», «Ариель», «БСА», «Дуглас», «Санбим», «Нортон», «Райаль-Энерильд». Отличительной особенностью выпускаемых мотоциклов английскими фирмами, то что они преимущественно имеют 4-х тактные двигатели и цепную передачу на заднее колесо, исключением из этого является мотоцикл фирмы «Сан-Бим». В этой конструкции все традиции английской мотоциклетной промышленности оставлены в стороне и создана совершенно новая, не типичная для английской мотоциклетной техники, машина. Мотоцикл имеет двухцилиндровый двигатель с вертикальными цилиндрами, расположенными вдоль рамы мотоцикла, и применена карданная передача. Как известно, в Англии карданная передача, несмотря на ее явные преимущества в сравнении с цепной передачей, не получила применения. Это объясняется консерватизмом фирм изготовляющих цепи и якобы дороговизной изготовления шестерен, а главное — необходимостью некоторой перестройкой производства. Массовое применение карданная передача нашла лишь только в немецких мотоциклах известных фирм «БМВ», «Цюндапп» и французской фирме «Гном-Рон». Что касается Соединенных Штатов Америки, то известные фирмы «Индиан» и «Харлей Давидсон» в 1942 г. под влиянием конструкции мотоциклов «БМВ» выпустили двухцилиндровые машины с карданной передачей для мотоциклов 500-750 см3. Серийное производство этих моделей, по имеющимся сведениям, пока еще не организовано. Таким образом, дальнейшее развитие армейских мотоциклов-одиночек (без колясок), должно идти по линии создания мотоциклов с карданной передачей, с 4-х тактным двигателем, как более надежных в эксплуатации.
Опытные работы проводимые ГБТУ ВС в 1947 г.
Согласно постановлению Совета Министров Союза ССР за № 935-288сс от 9.04.47 г. в 1947 году по мотоциклам проводится следующие работ: 1. Изготовление и испытание опытных образцов мотоциклов М-72 повышенной проходимости с приводом на колесо коляски (модель М-73). 2. Проектирование и изготовление армейского мотоцикла-одиночки 350 см3. 3. Проектирование и изготовление специальной мотоциклетной коляски к мотоциклу М-72 под укладку ручного пулемета с ленточным питанием. 4. Изготовление опытного образца модернизированного мотоцикла М-72. Первые три работы выполняются ЦКБ по мотоциклам Главмотовелопрома МАП, последняя Ирбитским мотоциклетным заводом.
Опытные работы, намеченные на 1948 г.
Проектом плана научно-исследовательских и опытных работ на 1948 г. намечено создание мотоциклетных объектов. 1. Доработка конструкции привода на колесо коляски мотоцикла М-72 и изготовление опытной партии мотоциклов 50 шт. 2. Доработка конструкции армейского мотоцикла 350 см3 и его испытание. 3. Проектирование и изготовление армейского мотоцикла высокой проходимости с приводом на колесо коляски с задним ходом. 4. Проектирование и изготовление специальной мотоциклетной коляски к мотоциклу М-72 под укладку 82-мм миномета.