Честный "Джимми"
Если модель от Тамии в коробке потрясти - она и сама соберется
(устоявшееся мнение)
Сколько американцы не делали самолеты, все они американскими получались. Аналогично - с танками - сколько ни делали - годились эти танки все больше для борьбы с повстанцами из Гондураса, нежели для потребностей фронтов Второй Мировой. Но есть две вещи, которые были вне конкуренции и вспоминались исключительно добрыми словами - американские тушенка и автомобили. Если тушенка однозначно и по праву ассоциируется в Российском менталитете с понятием "Второго фронта", то автомобили заслуживают более внимательного рассмотрения. Наиболее типичным представителем армейских грузовиков , вопреки бытующему представлению о "Студере", является GMC CCKV-251 (разработка Yellow Track), он же - прародитель целого семейства 2,5т трехосных грузовиков. В 35-м масштабе данная машина представлена такими китами модельного бизнеса, как Heller, Italery и Tamiya. Соответственно, путем последовательного приближения, выкристаллизовался образ модели, достойной материализации на полке коллекционера. Первая моя попытка собрать GMC датируется примерно датой выхода в свет коробки от Italery. К этому моменту я уже умел скусить детали с литников и смутно представлял, что серо-оливково-зеленый Olive Drab несколько отличается от темно-зеленого пластика отливки. Поэтому, когда готовая модель была собрана веником с полу после контакта с подрастающим поколением, я не шибко горевал, твердо зная, что повторение - мать учения, тем более, что зачищая Италовский облой и шпаклюя усадочные утяжины, можно многое пересмотреть в шкале врожденных и приобретенных ценностей. Тамия, как могла, внесла свой вклад в дело сокращения цикла постройка-покраска-созерцание. Ее модель грузовика с эрзац-кабиной и деревянным кузовом явилась по-своему шедевром, поскольку собиралась за один вечер и с закрытыми глазами. Не то, чтоб я был фанатичными приверженцем даосистского принципа "легкое - правильно", я просто против буквальной его трактовки. Посему, свято исповедуя русский народный принцип "лучше, конечно, помучаться", я взялся детально смотреть на предмет возможного приложения своих усилий. А пока смотрел, Тамия выпустила еще одну коробочку с набором довесков для вооруженного грузовика с открытой кабиной.В коробке с грузовиком нет ничего неожиданного. Рациональный крой кабины, детали кузова и рама. Правда, рама дана монолитной "из бруса", что неверно, также, "забыта" тяга привода поворота от рулевого колеса, на этом недостатки и заканчиваются. Также, хотя ходовая часть (как и все остальное) отлита вполне достоверно, многие детали настоятельно требуют приведения к масштабной толщине. Ну так на то и существует фирма Aber, чтобы, подразнив изобилием фототравленых деталей, порадовать изощренной трудоемкостью по воплощению желаемого в реальное. В коробочке с довесками даны варианты на полностью открытую (без тента) кабину, и для полностью закрытой - брезентовые дверки. Также на литниках присутствуют - турель и пулемет, замки капота, крюки к лебедке самовытаскивания и мелкий щенок на довесок. Поскольку образ желаемой машины у меня уже сформировался - пришлось позаботиться и о наборе ФТД для пулемета и патронных ящиков.А с самого сомнительного. С того, что - либо получится, либо затея потеряет (на какое-то время) свой смысл. Короче, с того, что будет "изюминкой" (или одной из них) для этой модели. Также, следует разработать порядок подготовки/доработки деталей, поскольку для изделий сложной конфигурации подчас очень хлопотно заниматься окончательной отделкой уже собранного узла, проще сделать это по частям. В моем случае таких узлов было несколько - рама, кабина, бортовая платформа-кузов, пулеметная турель. Какие-то детали обрабатывались параллельно, но в целом порядок сборки был именно такой.Монолитный Тамиевский брус рамы меня никак не устраивал, поэтому я внимательно изучил, что можно сделать с аналогичной деталью от Италери. Выяснилось, что если убрать все лишнее, то Тамиевские рессоры и крепежные перемычки под кабину и мотор встанут практически без специальной доработки, надо лишь подготовить посадочные места. Колеса, мосты, карданные валы и рессоры я решил задействовать от Тамии по причине отсутствия усадочных утяжин и в целом большей достоверности. Очистив "Италовскую" раму от выступающих деталей, я заклеил изнутри тонкой полистирольной пластинкой "брусья", на которых должен покоиться кузов. К слову, брусья эти пустотелые и у Тамии. Также пришлось добавить стремянки, притягивающие оные брусья к раме, поскольку намеки на крепеж Италери на внешней стороне обозначены, но Тамиевский кузов поперечинами аккурат на них и садился.
Переднюю надставку рамы с лебедкой я использовал полностью Тамиевскую для точного сопряжения с боковыми створками капота двигателя и передним мостом. Доработка свелась к установке фототравленого стопора на лебедку и переходничков для компенсации разницы в толщине металлического бампера, устанавливаемого взамен родного полистирольного.

Передний мост просился на то, чтоб сделать его подвижным, доработка свелась к установке на переднюю ось латунных вилок и засверливанию ступиц колес. Чтобы оськи (проволока 0,5мм) не вываливались из вилок, на верхние концы их были напаяны шляпки. Передние концы рессор получили латунные скобки-качалки навроде тех, которыми они по жизни крепились к раме.

Хотя вопрос с рамой был решен, оставалось еще два сомнительных для меня места, чистота проработки которых могла бы сильно повлиять на дальнейший ход работы. Кабину собирать воедино можно было после подготовки приборной доски, а одной из наиболее эффектных деталей я мыслил ветровое стекло, которое на модели монтируется аккурат на деталь-перегородку, где приборная доска и находится.

Доработка приборной панели свелась к зашкуриванию и сверлению 0,3мм отверстий под всякие рукоятки. Рукоятки были изготовлены из обрезков проволочки, на торец которых припаивались шляпки. Обрезки тянутого литника с колечками сыграли роль лампочек подсветки на приборной панели.
Место под приборы было задуто белой краской и закрыто маской, после чего панель и шильдик приборов были окрашены оливковым зеленым цветом. К шильдику изнутри циакрином была приклеена пленка с рисунками приборов, после чего все было собрано воедино, и слегка притонировано. Напоследок я нанес декали технологических надписей.

Резаком и надфилями я оставил от рамки ветрового стекла только внешний контур, после чего из Аберовского фототравления подготовил необходимые детали внутренней рамки остекления. Собрав пакет из рамок и прозрачной пленки, я пропаял его по контуру, после чего припаял детали стеклоочистителей и закрепил прочую мелочевку. Засверлив наружную рамку, собрал все вместе на оси, законтрив скобки-ограничители шайбами с распаянными отрезками из тянутого литника.

Пол кабины получил необходимые педали из латуни, а задняя стенка - ряд крючков для пришнуровки тряпичного тента. Также были закреплены всякие крючки и скобки для крепления "ремней безопасности", тента и накладных дверок, устанавливаемых в непогоду. Ремень пассажира я пристегнул крючком к штатному рыму, а ремень водителя оставил свободно болтаться, чтоб добавлял залихватского шарма всей конструкции. Поскольку кабина предполагалась быть пустой (чтоб фигурки людей всей остальной красы не заслоняли), личное оружие не должно было оставаться бесхозным, поэтому ложементы для винтовок я также сделал пустыми, спаяв из соответствующих Аберовских заготовок.
Капот получил открытый фототравленый воздухозаборник, боковые створки были также набраны из травленой латуни. Лувры после чеканки частично открыли для обзора подкапотное пространство, поэтому пришлось слегка доработать двигатель, чтоб пустое место не просвечивало. Пришлось немного повозиться с крючками замков капота, но время, потраченное на пропайку и зачистку фототравленых заготовок, с лихвой компенсировалось результатом - "металл" смотрится гораздо изящнее, чем пластиковая Тамиевская имитация из дополнительного набора.

Выражение "морды лица" автомобилю придает главным образом решетка радиатора. Использовав Аберовский шаблон-кондуктор, я без особого труда согнул и спаял воедино элементы каркаса. После чего, отогнув в сторону боковины шаблона, я развернул каркас решетки и впаял ребра. В целом у Аберовских разработчиков спорных мест мало, но неувязки таки встречаются. И одна из них - ребра решетки на всех фото из того, что я видел,
были приварены в одной плоскости с наружным каркасом, а не утоплены вглубь, как того советует уважаемая фирма. Травленую решетку ограждения фар я использовать не стал, вместо этого спаяв на простейшем кондукторе проволочную, более реалистичную Сборка зеркальца заднего вида (8 деталей) была в целом несложной, поскольку крой травления очень аккуратный.
Для телескопа стойки я подобрал трубочку от шприцевой иголки в пару с подкаленной проволочкой, чтоб эта субтильная конструкция была максимально устойчивой к любым неожиданностям при транспортировке и демонстрациях. Ну а пайку сломать - достаточно сложно, в смысле - уметь надо.

Набор Аберовского металла содержит все необходимое для изготовления реалистичного кузова. ФТД-инструкция советует срезать с Тамиевской заготовки надставок бортов пластиковые стойки и приклеить металлические.
Слабо понимая, как можно срезать аккуратно и однообразно в нескольких местах, я несколько упростил себе задачу по срезанию и зачистке, удалив стойки вместе с крепежными пластинами. А сами пластинки сделал заново, вырезав из полоски жести, прочеканив головки болтов и припаяв к стойкам. Оно и клеить потом проще было. Пришлось немножко повозиться, чтобы сделать 16 одинаковых стоек и не залить припоем шарниры, чтоб подпорки под опоры откидных сидений остались подвижными.

Обрезав кусочки по полтора миллиметра от лишней тентовой дуги, я приклеил эти обрезочки так, чтоб на них насаживались стойки бортов, это добавило прочности конструкции при склейке и упростило центровку при сборке. Насадив крайние стойки, я, использовав "Супер-Момент-Гель" приклеил надставки кузова, после чего вклеил центральные стойки и настил сидений.
После чего закрепил на бортах кольца, задвижки и прочий крепеж и приступил к изготовлению тента.
На тент я решил попробовать кусочек очень тонкого, практически прозрачного, газового шарфика "из бабушкиного сундука". Чтоб материя не осыпалась, для начала я закрепил ее, слегка спрыснув лаком для волос по краям заготовки, прикрыв центр шаблоном из бумаги. Размер шаблона был выбран из расчета на небольшой подгиб ткани спереди и сзади, так чтоб кромки лежали на крайних тентовых дугах, а подвернутая ткань слегка свешивалась по краям. По линии сгиба была мелкими стежками прометана нитка-вздержка, после чего тент был приклеен последовательно к дугам крепления в местах из касания по верхней кромке.

Нитка была слегка подтянута за края, обеспечив сборку в складочку по краям тента. Боковые свободно свисающие края были намотаны на спицу и зафиксированы завязанной на узелок ниткой у каждой стойки. Нитка потом была замаскирована под жестяным колечком, имитирующим ремешок.
Полученную в результате ажурную конструкцию я пропитал краской, намазывая кисточкой неразбавленный Тамиевский акрил XF- 26 "Хаки". После высыхания образовалась тонкая непрозрачная корка, сгладившая сетчатую текстуру ткани, результат меня вполне устроил, пришлось лишь немного подрезать складки ткани по краям.

Если машина ездит по жаре - она должна быть пыльной.

Если машина долго ездит по жаре - пыль должна быть многослойной и вытертой в местах случайного или неслучайного касания.

Этими мыслями я руководствовался при покраске, использовав Olive Drab - 155 + Russian Green - 115 в качестве базового покрытия в комбинации со смывками землистым Dark Earth-29 и пыльным Sand -187. В некоторых местах "сухой кистью" проходил темными Olive Drab -66, Bronze Green-75, Dark Green - 116, имитируя заводскую окраску на вытертых локтями или штанинами пыльных поверхностях.
Изначально "темно-серые" шины колес получили "пыльную" смывку", после чего черной "сухой кистью" были обтерты почти до "резины" по внешнему контуру.
По выступающим кромкам в избранных местах я прошелся "сухой кистью" бурым "металликом", кое-где точечным касанием тонкой кистью сильно разведенной масляной "жженой сиеной" наметил ржавчину. Цвет ремней подчеркнул светлыми оливковыми тонами, по "тряпичным" поверхностям прошелся "сухой кистью" более светлыми относительно фона тонами - Ochre -83 и Khaki Drill - 72.

"ФТД" - детали, полученные методом фототравления.
Наименования и нумерация красок, если не указано специально - дается по каталогу "Humbrol".
  1. Пластик "US 2 1/2 -ton 6x6 Cargo Truck" - Tamiya 35218
  2. Пластик "U.S. 2 ? ton Cargo Truck Accessories Parts Set " - Tamiya 35218
  3. ФТД "GMC (CCKV-353)-Open Cabin US 2 ? ton 6x6 Сargo Truсk" - Aber 35 058
  4. ФТД "Browning M2 (WWII)" - Aber 35 A01
  5. Лом от "US Army Truck" - Italery #271
  1. "GMC CCKW 353 & 352" - Wings & Wheels Publications
  2. "War Machines Plus" Volume 1 - Verlinden Publications
  3. Ground Power Magazine #65 10/1999
  4. Ground Power Magazine #66 11/1999
Шумаков Дмитрий Copyright ©