От | Дмитрий Шумаков |
К | Urmas |
Дата | 14.12.2002 15:45:40 |
Рубрики | БТТ; |
Некоторые соображения
Приветствую.
>>Не "тяжеловик", но рискну предположить что это прошедшая УКН/модернизацию машина выпуска конца 1944г/начала 1945,крой бронелиста делался на УЗТМ, корпус унифицирован с ИСУ
>>Траки послевоенного типа, характернык для ИС-3
>Прочитав-пролистав ещё несколько раз всё что имею по ИС-ам, у меня сложилось мнение, что по "Танки ИС в боях" корпус машины, которая на постаменте стоит, изготовлен на заводе №200, пятый вариант, со спрямленной литой носовой частью, по моему такой же корпус изображен на стр.4, фото №6. Или есть ещё вариант, что УЗТМ поставлял компектующие корпусов и в несобранном виде?
Urmas, спасибо за отклик!
Ибо кто как и чего делал для ЧКЗ - тут есть несколько для меня темных мест.
По порядку.
Завод 200 специализировался на "жидкой броне" в первую очередь, изготавливая башни и литые лобовые детали.
Также - занимался сборкой корпусов танков.
Строго говоря, делался ли на нем сортопрокат, в каком объеме, или с УЗТМ получали - я не знаю - это вопрос к М.Свирину наверное.
Но если пролистать "Танки ИС" И.Желтова со товарищи, возникает несколько любопытных моментов.
По порядку.
Боеукладочный круглый лючок межлу поддерживающими катками появился на ИСУ, танку он просто не нужен, пользоваться им затруднительно.
"Производство бронекорпусов ИСУ на заводе N 200 прекратили в марте 1944 года, начиная с апреля их выпускал только УЗТМ. С июля 1944г. программа выпуска танков ИС-122 распределялась следующим образом: 200 корпусов с башнями собирал завод N200 и 50 - УЗТМ"
Те корпуса, которые собирал УЗТМ имели унифицированный с самоходами крой левого бортового листа с упомянутым выше лючком.
"...15 марта 1944 года нарком танковой промышленности издал приказ N158 ... разработать и выдать в производство чертежи усиленного бронирования танка ИС... УЗТМ надлежало выпускать бронекорпус со сварным спрямленым носом ... из катанного бронелиста средней твердости толщтной 90мм и усиленной литой подбашенной коробкой... Заводу N200 надлежало выпускать подобный корпус со спрямленым носом, однако из литой брони высокой твердости толщиной 100мм...
>Насчет датировки хотелось бы узнать, по каким признакам это делается, у меня точнее "после июня 1944" не получается?
"Дополительную укладку траков (на НЛД)реализовали с 15 июля 1944г."
Хотя скорее всего, Вы правы. Корректнее всего было бы сказать, что машина "соответствует образцу июня 1944г."
Ибо практически невозможно отследить после модернизаций, что и когда в конструкцию было превнесено. Так же как нет четких сроковых привязок ни о добавлении в конструкцию нижних башенных поручней, кормового стопора пушки в походном положении и т.п.
Сейчас посмотрел более внимательно на башню справа и команд.башенку, следов от монтажа турели ДШК и фиксаторов походного положения - как-то не читается...
Впрочем, поскольку Вы машину уже внимательно изучали, возможно есть еще какие то мелкие детали, которые прояснят время и место ее выпуска.
Буду рад любым замечаниям.
С уважением, Дмитрий
Дмитрий Шумаков (14.12.2002 15:45:40)От | Urmas |
К | |
Дата | 15.12.2002 12:36:22 |
Re: Некоторые соображения
Добрый день.
Попробовал немного разобратся с лючком, но яснее не стало - он присутствует на всех корпусов ИС и ИСУ, у которых возможно это место разглядеть, также на стр.4 как на фото 5, где изображен корпус производства УЗТМ, так и на фото 6, с корпусом завода №200. Следует ли из этого вывод, что корпусов ИС-ов со спрямленным носом изготовленных до 1945-го года не сохранилось - ведь унификацию корпусов ИС-ов с корпусами ИСУ провели в 1945 году? (Нашел в архиве форума, высказал М.С.) Или кроем бронелиста занимался действительно только УЗТМ и поставлял для ЧКЗ все детали из броневого проката?
Тогда зачем надо было вырезать отверстия для лючка в корпуса под танки до унификаций - получилось бы всё-таки лишняя затрата как времени, так и ресурса? Или есть такая возможность, что эти лючки добавили задним ходом всем ИС-ам в ходе модернизации? Тоже по моему возможно, ибо отверстие для лючка вырезалось скорее всего газом, на этом снимке хорошо видны характерные следы:
Если это так, то кроя бронелиста "по типу УЗТМ" или по "образцу завода №200" может и не существовало? Наверное вопрос и остается открытым.
Что касается датировки, то замеченное вами отсутствие следов крепления ДШК может приводить к мыслю, что машину изготовили до января 1945-го года, посколько с января ДШК установили на всех выпскаемых машинах.
Обратил внимание на литевой номер башни - расшифровать к сожалению не умею - но кажется, что в ходе модернизаций какой-то шутник попытался превратить номер 409 в символ 40 "градусов".
Ещё - возле кронштейна штыревого грязеочистителя видны следы огневого среза бонок изначального грязеочистителя по типу КВ, такого типа очиститель встречается ещё только на машине, которая находится в Польше. Но посколько Хольгер писал, что он видел корпуса и без следов удаления бонок, то можно делать вывод, что штыревые очистители начали устанавливать до прекращения выпуска ИС-ов.
С уважением, Urmas.