ОтДмитрий ШумаковОтветить на сообщение
КДмитрий ШумаковОтветить по почте
Дата02.02.2003 20:13:52Найти в дереве
РубрикиБТТ;Версия для печати

КВ-1с, продолжение банкета


Поскольку содержимое копилки не вечно, в отличие от большинства вопросов, помещяю текст статьи по сборке КВ-1с за авторством И.Переяславцева
"Причин, побудивших меня к изготовлению модели тяжелого танка "КВ-1С" несколько и они не оригинальны. Его внешний вид, обводы и общая эстетика, без сомнения, дают право называть его одним из самых элегантных танков Второй мировой войны (вспомните хотя бы "Шерман", "Матильду" и все станет ясно!). Внешний вид танка "КВ-1С" отличает своеобразная завершенность конструкции, а мягкие линии башни вполне гармонируют с мощной ходовой частью. Вообще в данной машине присутствуют какая-то внутренняя стремительность и всесокрушаемость, и полностью оправдывает присвоенный ему индекс "С" (скоростной). Одним словом, о "КВ-1О равно, как и о его старших собратьях уместно говорить только в превосходных степенях не скрывая восхищения, так что свой выбор считаю вполне оправданным.
Сама же модель танка "КВ-1С" фирмы "Восточный экспресс", к великому сожалению, сразу же охладила мой начальный энтузиазм: то, что лежало в коробке мало походило на свой прославленный прототип. И вот, как нам быть, и как с этим бороться, мы попытаемся разобраться в данной статье. Мнение, представленное в этой статье, субъективное, но думаю, что эта статья, сможет оказать некоторую помощь тем моделистам, которые предъявляют повышенные требования к себе и своим моделям.
В реанимации данной модели здорово выручает фирма "Eduard" (Чехия): братья-демократы выпустили два набора фототравления (металла) на эту модель. Эти два набора заслуживают самых теплых слов благодарности, несмотря даже на их нескромную цену, примерно 300 - 350 руб. за набор. Но, простите за банальность, искусство требует жертв
Вначале рассмотрим корпус модели. Он собирается из четырех деталей, которые, следует заметить, складываются очень прилично (если конечно детали не по-веденые). Балансиры опорных катков так же отлиты отдельно, что не может не радовать. Ходовая часть при сводке особых нареканий не вызывает, хотя и там есть к чему приложить руки.
Правда, когда речь заходит о траках (вот она, черная стрела в спину моделиста), тут я могу только развести руками, ибо это не лечится и на этом этапе работу с моделью "КВ-1С" можно считать законченной. Меня, слава Богу, выручили наши умельцы-самодельщики, отлив траки для данной машины вручную. Но сами понимаете, что валового потребителя это устроить не может, а доблестная фирма-производитель, видимо руководствуясь лозунгом типа: "Пипл хавает", вообще по этому поводу не чешется. В свое время "Восточный
экспресс" обещал пустить в продажу наборные траки, но, как известно, обещанного три года ждут (а то и больше). Может быть самураи выручат? Фирма "Модел Кастен"? Но цена!!!
Но вернемся к корпусу. Нижнюю часть с верхней, я соединил, предварительно срезав крылья. Место стыка тщательно зашпаклевал и зачистил, таким образом, чтобы корпус стал как бы единым монолитом. Металлические крылья из набора "Eduard" устанавливаются без каких-либо замечаний, и вообще почти весь упомянутый выше металл устанавливается на КВ-1С без каких-либо проблем, так что в дальнейшем я о нем упоминать не буду.
В передней части корпуса, на лобовом листе, я заменил фару (набор отдельных фар можно приобрести на клубе МКСМ), пулемет позаимствовал от Т-28 фирмы "ICM", но самому пришлось изготовить под
вод проводов к фаре и сигналу. Больше всего пришлось повозиться со сварными швами, на этой модели, поле деятельности огромно. Перед башней, на верхнем листе, следует сделать "отбойник", так как производители о нем забыли. Тросы следует изготовить из подходящего по размерам и фактуре металлического провода, вставив его в коуши из набора. Но мне кажется, что для этой цели лучше подойдут коуши от Т-34 фирмы "Звезда". Устанавливать или нет экран на передний лист-дело вкуса. Я лично делал модель достаточно ранней машины и поэтому от экрана отказался. В инструкции дан только один вариант, с экраном, но при этом совсем забыли про экран на маске пушки. На крыше МТО тоже не все хорошо, к примеру выпуклость на крышке моторного отделения сделана неправильно. Она как бы лежит на крышке своеобразным "куполом", с четкой границей у основания. Это ошибка, так как данная выпуклость была как бы, выдавлена изнутри и походила скорее на естественную природную возвышенность. Так что основание "купола" придется изрядно сдобрить шпаклевкой, после чего аккуратно обточить, как показано на рисунке. Выхлопные патрубки следует просверлить самому, так как они отсутствуют. Колечки для крана я изготовил самостоятельно из проволоки 0,4 мм - это очень просто, а положительный эффект на лицо. А на счет бензобаков и поручней пусть каждый решает для себя сам, в этом смысле лучше всего руководствоваться добытыми фотоматериалами и придерживаться выбранного прототипа.
Теперь немного о башне. Здесь тоже работы хватает, прежде всего это маска орудия. Для начала следует исправить ее геометрию, всеми возможными методами: шпаклевкой, резаками, сверлами и бурами, руководствуясь при этом фотографиями оригинала. После этого необходимо безжалостно срезать пародию на болты (6 штук) и заменить их на нормальные, с конусными головками, предварительно высверлив под них посадочные места. Собственно о самой пушке
и говорить нечего, пушку для своей модели я приобрел на клубе МКСМ у наших умельцев и остался очень доволен.
С башней танка, та же история, что и с маской пушки. Исправлять, поправлять, предавать нужную фактуру литья и проката, а также изготавливать сварные швы я советую по фотографиям, иначе на описание этого процесса не хватит всего объема журнала. Сварные швы, по аналогии с корпусом, так же изготавливайте сами: во-первых, обозначенные сварные швы никуда не годятся, а во-вторых, башни на КВ-1С сваривались по-разному (см. рисунок) и было бы здорово это отразить на своей модели. Задний башенный пулемет уместно, также как и курсовой, заменить на "Дегтярев" от фирмы "ICM" (кстати в инструкции "Восточного экспресса" он показан "вверх ногами"). Литьевые номера я изготавливал путем срезания цифр с литников и последующим их наклеиванием в нужные места - процесс не очень трудный, главное не спешить. Если вы решили сделать на башне поручни, то лучше всего их изготавливать самому из проволоки 0,5 мм, так как в наборе дан только один вариант башенных поручней, да и тот никуда не годится. Между тем вариантов поручней на башне танка КВ-1С было немало (см. рисунок), как говорится выбирай любой. Командирскую башенку и люки я также рекомендую дорабатывать по рисункам, приложенным к статье.
Окраску для своей модели танка KB-1C, я выбрал зимнюю: во-первых, красиво, во-вторых, сложно, в-третьих, правдиво. Модель покрывал белым акрилом уже после ее полной окраски (краска Humbrol № 150) и полного (трое суток на батарее) ее высыхания начинается процесс нанесения грязи, тонирование и прочее. После полного окрашивания танка белилами, которые превратили его в "скорую помощь", я взял зубочистку, вату и водку (на этот раз только для смыва ак-рила) и начал долгий и увлекательный процесс смывки. Ватным тампоном, намотанным на зубочистку и смоченным в водке, я стирал белила в тех местах где считал нужным. Результат перед вами.
Надпись "Челябинские колхозники" я написал просто кисточкой (также делалось на оригинале), красной краской (Humbrol № 60) при этом настоятельно советую относиться к этому процессу с особой аккуратностью, потому что это завершающий этап работы над моделью и любая небрежность может свести на нет весь вам предыдущий труд. В работе над моделями я придерживаюсь железного правила, что последующий этап работы должен превосходить по тщательности и аккуратности предыдущий. Дело в том, что завершающую часть работы вы будете видеть на готовой модели первой, и все огрехи последних этапов работы, станут бросаться вам в глаза, сводя на нет весь ваш кропотливый труд.
Но все же, несмотря на не очень высокое качество изготовления КВ-1С фирмой производителем, модель получилась очень неплохой и вполне может конкурировать с моделями прославленных фирм и стать украшением вашей коллекции". по тексту Танкомастер 5-2001.

От себя добавлю, что маэстро не заморачивался положением крыльев на модели (см. где они начинаются на самом деле у реальных машин относительно передней кромки ВЛД). Также ни в тексте ни в картинках не отмечено отсутствие следов фланчика крепежа ПТК-5 о шести винтах на крыше, да и головки болта фиксации призмы на самом колпачке перископа с тыльной его части. Следует помимо собственно сварных швов обратить внимание на достаточно корявые торцы бронеплит после их обрезки.

А в целом, могу порекомендовать обзавестись ФИ-"историей танка КВ часть2" от М.Коломийца, а еще лучше - и первой частью тоже, опять же, оне бывают и обе вместе в одном флаконе.
Немного фотоматериала по кубинскому экземпляру лежит у меня на сайте, положил в копилку еще кой чего, помимо вот этой картинки