M10 GMC (Gun Motor Carriage) USA Артсамоход - истребитель танков M10
Вместо предисловия.
Историю создания настоящей машины в деталях можно пропустить, обозначив лишь только то,
что настоятельная потребность армии в максимальном количестве истребителей танков
в минимальные сроки побудило Американскую промышленность после ряда неудачных и компромиссных решений
спроектировать и начать производство серийной машины, которая, отвечала бы поставленным задачам.
М10 сложно отнести к конструкторским удачам. Однако самоходка продемонстрировала лучшее, по мнению армейских экспертов, сочетание серийного шасси среднего танка и огневой мощи, а также были ощутимы преимущества нового вида бронетехники с рациональными углами наклона бронелистов перед машинами с вертикальной броней.
И уже в сентябре 1942 был начат выпуск серийного изделия.
По программам Лэнд - лиза истребители поставлялись в Великобританию и части Сражающейся Франции генерала де Голля.
Есть сведения и том, что несколько машин досталось и Советскому Союзу.
+В конце 1944г. истребители танков часто использовались в качестве обычной полевой артиллерии,
так как ощущалась нехватка боекомплектов для обычных пушек, особенно калибра от 100мм и более.
Критика со стороны конгрессменов действий подразделений истребителей танков в Северной Африке
привела к сворачиванию серийного выпуска этих машин в конце 1943г., однако, весной 1944 г. их производство пришлось восстановить . Машины принимали участие в боях за Италию и Филиппины, за Кававджалейн на Тихом океане...
Модель самоходки M10 собиралась, чуть не сказал, создавалась с использованием следующих наборов и материалов:
Academy - M10GMC
AFV Club M35 Prime Mover
AFV Club - T51 M4 Track workcable
Eduard -Photoetched part M10GMC
Legend USA WWII accessory set
Tamiya US Sherman accessory set
Academy- US Tank Supplies Set
Кроме того, в дело пошли дополнительные материалы надерганные с миру по нитке
и в том числе фольга медная и свинцовая различной толщины, проволока разных диаметров.
Тонкий пластик и точеный на заказ ствол орудия.
Это так сказать основной материал для постройки.

Специальные печатные издания:
Американские истребители танков M10/M18/M36 издание серии Военные машины 1
Танкомастер - Зеленая серия 6 -1999
M10 and M36 Tank Destroyers 1942-53, New Vanguard No 57. Steven Zaloga
Steel Masters 43 2001
Британские и Американские танки WWII история бронетанковой техники Великобритании, США и стран Содружества 1939-1945 . П.Чемберлен и К. Эллис. Перевод и издание АСТ. Астрель Москва 2003.
Вот такое обилие материалов предполагалось для воплощения в жизнь идеи по строительству САУ на шасси танка Sherman.
Было решено ,что модель по возможности ,будет изображать копию машин из 601 истребительного батальона
на момент вторжения на Сицилию.
Для работы выбрана почти окончательная версия истребителя танков с открытым верхом
и кормовыми бронелистами башни установленными под углом, близком к вертикали и новыми противовесами.
В войсках союзников эта машина получила прозвище: Вулверин , а в последствии
англичане установили на нее свою более эффективную 17-ти фунтовую пушку MK-V,
и получился аппарат под новым названием Ахиллес .
(Не знаю почему, но форма башни мне напоминает голову королевы матери чужих из одноименного боевика)
M-10 имел полностью открытый верх башни и можно, было бы снабдить башню какой-нибудь крышей,
как поступали экипажи самоходок во время войны. Не по нраву пришлось экипажам открытость машин сверху
и они сами, в полевых условиях, начали покрывать башни броней. Возможно, как-нибудь соберусь такую версию сделать.

Сборка: От комплекта Academy были взяты почти все элементы интерьеров боевого и отделения управления.
Маска и орудие, а также броневые листы и противовесы (противовесы позднего типа от другого набора Academy - M10 Achilles IIc),элементы кормовой части, кожух выхлопной трубы и сама труба, штампованные катки и литые раннего образца ленивцы.
Катки у AFV Club при всем глубочайшем уважении к великолепно изготовленным элементам тележек оказались слегка переразмеренными
Два набора с одним и тем же корпусом были взяты еще и потому, что на тот момент
Academy выпустила только раннюю версию истребителя. А изделия фирмы AFV Club, которая выпускает M10 и M10A1,
мне были пока не доступны. Версия, которую выпустила Academy, имела несколько другие углы наклона
задних броневых листов башни, а так же вертикальные верхний и нижний кормовой самой машины, это ранние образцы.
Маска орудия больше соответствует поздней.
К тому же обнаружился интересный факт: корпус Academy оказался несколько узок и коротковат по отношению к собрату (сверялся с чертежами, да и на глаз это было заметно) Складывалось впечатление, что корпус Academy M10 сделан
в каком-то около 36-ом масштабе, а детали на нем в 35-ом! И чудное фототравление Eduard предкрылки - грязевики оказались не удел. Пришлось повозиться и изготовить самодельные предкрылки из латуни,
используя, как лекало выкройку Eduard.Петли использовал родные от Edaurd.
Крышки заливочных горловин получили шпильки фиксаторы и цепочки.
Форма люков водителя и радиста у Academy также более поздней разработки. Зато решетки м-то и крышки-колпаки заливочных горловин имеются двух вариантов: на M10 и M10A1. Это два варианта одной и той же машины,
но с разными типами двигателей. По сути, едва ли не единственное внешнее отличие истребителей
этого типа заключается в разнице размеров решеток крыш моторного отделения и местом расположения
топливных заливочных горловин.

И так весь корпус, тележки и ведущие колеса изъяты из набора тягача AVF Club.
Ходовую сделал подвижной, благо ее элементы позволяют это (да они и задуманы производителем именно так).
Подвеска машины, в жизни основанная на ходовой части Sherman, выполнена совершенно иным способом,
чем в других моделях разных фирм. Каждая тележка собирается из 12 деталей изумительной точности.
Кроме этого есть возможность изменения ее положения относительно грунта , благодаря использованию
эластичного материала для деталей, имитирующих пружины. Разумеется, что живой ходовой просто необходимы гусеницы, состоящие из рабочих траков. Эластичные гусеницы, входящие в комплекты убрал про запас, а поставил наборно-кусочные
и рабочие, которая выглядит все-таки куда лучше, чем резиновые. Каждый трак у рабочей собирается из 5 частей
и в итоге вы получаете маленькую живую копию настоящей. (В последствии о поверхности почвы возможной диорамы
можно сильно не беспокоиться.) Кстати AFVClub выпускает отдельные наборы рабочих ходовых
для очень многих американских машин, танков и тягачей. А также и наборные траки почти ко всем известным
танкам и машинам имеющим гусеничную ходовую.
На бортах и крыше корпуса также на бортах башни большое количество амуниции крепилось ремешками к скобкам-петлям.
Во всех местах крепления таких петель насверлил отверстий 0.35мм и вставил в них скобки из проволоки и закрепил цианакриловым клеем. Места приварки петель к броне имитируются им же.
Затем можно вставить в петли собственноручно изготовленные ремешки или использовать прилагающиеся из набора фотоэйчед . Большие скобы на башне и импровизированный багажник на лобовом листе изготовлены из отожженной медной проволоки. В дело пошла и медная цепочка.
Рама - держатель с отверстиями для крепления грунтозацепов на бортах также Eduard. Родные отливки рамы все-таки грубоваты. Имитацию болтов срезал с отливок и закрепил на раме, предварительно просверлив отверстия в бортах, и посадил раму на шпильки.
Люки, если есть внутренний интерьер, предполагаются быть рабочими. Петли крышек люков имеют хитрую форму, что позволяет закрывать и открывать люки, не задевая нависающую над ними маску орудия. Просверлил проушины петель и прилив на люке в сборе и вставил стальные шпильки. Установил отсутствующие стопоры.
Перископы в основе AFV Club и только дополнены фототравлением. Запорные ручки люков от Academy.
Ограждения фар также выполнены из набора Eduard. Родные фары заменены очень качественными эпоксидными из наборов абгрэйда к танкам Sherman корейской фирмы Legend. Стекла из авиационных наборов Хобби плюс.
Внутренности интерьера корпуса представлены более детально у Academy, поэтому использовал их,
добавив фототравление, а часть деталей изготовил из подручных материалов. К сожалению, не удалось найти наборчик с двигателем. Сделал бы решетки мто открытыми, потому как Academy дает даже внутренние бензобаки и
всю начинку моторного отсека, но без мотора. Башня состоит из отдельных частей, что весьма удобно и
можно собрать весь внутренний интерьер боевого отделения из деталей фототравления, не опасаясь,
что-то сломать слева или справа по борту по ходу работ и окраске. Элементы оснащения боевого отделения у Eduard
более подробны и даются на два варианта. Они сильно дополняют, если не заменяют родные из пластика.
Ими и воспользовался. Из пластиковых деталей в итоге использовалось само орудие, элементы его крепления и
наведения, а также сидения экипажа.
Снаряды, изготовленные из металла, не удалось раздобыть, и взял из набора пластиковые,
заранее удалив пролитые вместе с ними элементы укладки. Уложил каждый, предварительно окрашенный снаряд
в отдельно изготовленный ряд боеукладки. Скрепил все ремешком, пропустив его через петли креплений
(фототравление) на внутренних стенках башни.
Орудийная установка потребовала некоторой доработки. Узел фиксации ствола в горизонтальной плоскости
снабдил подвижным устройством со штифтом и цепочкой. Защитные щитки щеки орудия получили по пружине.
Ствол установил изготовленный на заказ из алюминия. Более поздняя модель прицела и перископ
изъят из набора тягача M35 AFV Club. В этом наборе оказалось часть литников от башни самохода.
Поскольку была задумана более поздняя версия башни с увеличенным объемом боевого отделения,
пришлось на пару миллиметров раздвинуть стенки и нарастить задние листы. В результате вся геометрия рубки слегка поехала . Ситуация исправлялась при помощи внедрения вставок и уголков из полистирола. Затем имитировались сварные швы.
Башня у M10 имела сварную конструкцию. Примечателен тот факт, что основание башни Academy имеет
идентичные размеры с M10 AFV Club, поэтому проблем с посадкой и башенным погоном не возникало.
Башня Academy встала, как родная в посадочное отверстие корпуса бывшего тягача AFV Club. Противовесы и маску орудия подтравил толуолом, затем несколько тычков мазков жесткой флейцевой кистью и обработал наждачной бумагой,
поскольку это крупные детали и необходимо передать фактуру литой брони. Дополнительные горизонтальные крепления противовесов имитированы при помощи полос из тонкого пластика.
Башенный крупнокалиберный пулемет Browning по штату полагался один.
Перелистав, историка документальную литературу и видеохронику по этого типа машинам обнаружил,
что экипажи очень часто пристраивали еще один, меньшего калибра M22 Browning M1919,
для борьбы с пехотой противника. Место расположения обычно на верхнем листе полукрыши, защищающим орудие.
Наиболее удобным для второго пулемета являлось место установки справа по ходу машины.
К пластиковым пулеметам добавлены детали фототравления, это дало возможность сделать их подвижными в
горизонтальной и вертикальной плоскостях, и отчего их внешний вид только выиграл.
Элементы всякой амуниции, прочего скарба и запасок расположил и закрепил в местах предусмотренных
или наиболее возможно вероятных, вызванных необходимостью экипажа. Мешки и амуниция из наборов Legend,Tamiya и Academy пришлись как нельзя к стати.
Шанцевый инструмент слегка доработанный использовался также из разных наборов.
Пришлось копировать и его крепеж к броне при помощи ремешков из фольги. Коробки с рационом из картона и пластика -Verlinden и Tamiya. Брезент, накрывающий одну из коробок изготовил из свинцовой фольги.
Свинцовая фольга - изумительный материал для формирования и изготовления разного рода скарба и всякого тряпья и брезента. Только требует аккуратной работы и внимательной последующей покраски.
Покраска проводилась непосредственно после сборки и склейки каждого крупного элемента.
Половинки корпуса, раздельно ходовая, гусеницы, элементы боевого отделения и внутренний интерьер.
Элементы подвижных соединений и призмы перископов предварительно предохранялись при помощи чудного средства Маскол.

Основным цветом по модели послужил краситель Model master 1711 Olive Drab (Вайт спирит)
Лак матовый Humbrol(Вайт спирит)
Смывки локальные на основе темперы воскомасленой: умбра, сиена, охра. (Вайт спирит)
Тонировка по корпусу Humbrol 72/ 29 и светлее 72/ 121
По ходовой работал Humbrolом 72 / 26 / 62 с добавлением темперы: умбра и сиена (Вайт спирит)
Смывки на основе песчаных цветов акрила Tamiya, а также использовался Humbrol 72/ 93/ 62/ 87в различных сочетаниях Ржавчина рисовалась красками Model master 1785 и Humbrol 62, и для лучшего эффекта подмешивал
темперу сиену жженую, охру и белила. (Вайт спирит)
Интерьер окрашен Tamiya белый с добавлением розового.
Сколы краски рисовались кистью красками на основе Model Master 1785/Humbrol 62/ 27004 и темперой. (Вайт спирит)
Сидения Tamiya XF 55 и смывки на основе темперы и высветлил сухой кистью
Мешки , ремешки и скатки Tamiya XF 55/57/59 в сочетаниях. Смывки с Model Master 1702 и прорисовка темперой. (Вайт спирит) Оружейный металл Humbrol 27003/ 27004 с полировкой и серебрянка 11(сухая кисть).
Дерево имитировалось Tamiya XF 59, и после высыхания прокрашивалось темперой: сиена жженая+охра
Снаряды. Решил попробовать следующий способ: сначала основным Tamiya gold,за тем разбавленным Revell Cooper 92 (медь)
и немного Черного Revell для достижения эффекта объема. Головки humbrol 27004 и немного отполировал.
Гусеничные ленты обработаны составом на основе Model Master 1785/Humbrol 62/ 27004 на 646 растворителе,
затем прошелся кистью по резиновым элементам Revell Темно-серым и слегка высветлил Humbrol 72 121 и
подправил переходы на зубьях смывками темперой и песочком Tamiya XF 57/59.
Затем по зубам прошелся смесью Humbrol 27004 и 11(сухая кисть).

На всем протяжении работ аэрограф применялся три раза: основной цвет, базовый интерьер и гусеницы. Все остальное рисовалось и пылилось и старилось при помощи кистей
Кисти: колонок, белка, барсук.
В заключении хочется сказать, что сами по себе наборы столь уважаемых фирм производят сильное впечатление и по качеству изготовления и копийности. И модель можно собирать без сильных ухищрений. Благо, что в данный момент на рынке моделей представлены все разновидности этого истребителя танков.