Обзор модели F/A-18D VMFA(AW)-225 Vikings (Hasegawa 1/48) Кухаренко Ивана.

Вступление

Прошу строго не судить - это мой первый опыт по написанию статьи. Изначально это задумывалось как описание процесса сборки с множеством фотографий, но чем дальше, тем на больший срок затягивалась постройка самой модели. И тогда, к сожалению, пришлось от этого отказаться. В принципе, фотографий процесса постройки много, но вот сделать к ним описание - довольно трудоемкий процесс. Если подобное кого-то заинтересует, то может не в этот раз, но к следующей модели такая статья будет сделана. А пока решил ограничится лишь описанием переделок, необходимых для постройки "правильного" F-18D от Hasegawa в масштабе 1:48. Хотя думаю, каждый, кто соберется строить F-18 почерпнет что-то полезное.
Если быть совсем точным, то в результате должно получится следующее: F/A-18D VMFA(AW)-225 VIKINGS CO's mount Bu.No:165410 Июнь 1998. Почему я выбрал именно этот самолет? На мой взгляд, это самый красивый из F-18D. Смотрите сами:

Комплектация


Так выглядит коробка с моделью.

по щелчку на фотографии можно увидеть полноразмерный вариант


К сожалению, литники я не сканировал и не фотографировал, но при желании внешний вид содержимого коробки можно найти в интернете. Например тут. В коробке находится 9 литников, один из них прозрачный. Деталировка выше всяких похвал! Расшивка внутренняя, очень тонкая. Так же в коробке можно найти пластинку с фототравленными деталями и стойки шасси, отлитые из белого металла. Инструкция подробнейшая на 20 листах плюс цветная схема окраски. Декаль дается на 3 варианта. Используя декаль из набора можно построить: VMFA(AW)-242 "Bats" Bu.No 164022, VMFA(AW)-121 "Green Knights" Bu.No 164026 и VFA-106 "Gladiators" Bu.No 163454. Нетрудно заметить, что для выбранного мною варианта VMFA-225 Vikings декаль отсутствует, поэтому придется обратится к сторонним производителям.

Насколько я знаю, декалей, представляющих самолет викингов выпускается 6. Первые 5 предназначены для постройки "Викингов" до весны 1998 года Bu.No 164245. После этого их самолеты были сменены на более новые F/A-18D которые достаточно сильно отличаются от старых. Так же поменялась маркировка и Bu.No стал 165410.
Перечислим их:
К сожалению, лучшая декаль (MikeGrant), представляющая Bu.No 162245 уже давно не производится. Из оставшихся, декаль от CAM decals будет наилучшим вариантом, хотя и она не лишена недостатков. Посмотреть сравнение этих декалей можно пройдя по этой ссылке. Особняком стоит декаль от Orion Decals - это единственная декаль, позволяющая построить поздних Викингов. К счастью, нареканий на её качество нет никаких. На ней, по-моему, есть вся маркировка, присутствующая на самолете. Очень много технички, причем настолько мелкой, что пока не представляю как буду её клеить. Посмотрите сами:

Декаль


С твердым решением собрать поздних викингов приведем список того, что нужно исправить для получения необходимого результата(большинство из этих пунктов относится и к ранним викингам, и к совсем ранним F-18D в общем):

Кабина:

1) Приборная панель в заднем кокпите (Hasegawa дает неверную панель)
2) Ручки управления в задней кабине (в оригинале отсутствуют)
3) Боковые панели (в оригинальном наборе деталировка вообще отсутствует)
4) Кожух приборной панели в заднем кокпите(неверная форма)
5) Катапультные кресла (подробнее ниже)

Фюзеляж:

6) Не использовать детали усилителей крепления килей(B14-B19) - их сделали внутренними начиная с Bu.No 163699.
7) С правой крышки переднего шасси(деталь F3) убрать антенну.
8) Добавить антенну на дверцу переднего шасси (деталь B28)
9) 2 прямые антенны снизу и сверху (детали K26) сделать "косыми".
10) Добавить GPS антенну за антенной сверху фюзеляжа.
11) Добавить антенну системы "свой\чужой" на нос.
12) Убрать антенны под каждым воздухозаборником.
13) Сделать двойными блоки отстрела ИК ловушек
14) Зашпатлевать люки 5L и 5R

Другое:

15) Зашпатлевать линии расшивки на ПТБ - на реальных баках они отсутствуют
16) Для маньяков - удлинить ПТБ на 2 миллиметра :-)

Приступим разбирать по пунктам.

Кабина:
BlackBox (далее BB) дает замечательный, на первый взгляд, набор под номером 48014, заменяющий интерьер кокпита Хасегавы. Он позволит без проблем исправить пункты 1 и 2, а также имеет гораздо более деталированную ванну кабины. Выглядит он следующим образом:



Попробуем разобраться с остальными пунктами:

3) на боковой консоли не хватает NVG (Night Vision Googles Storage) . Его можно взять из набора BB №48037 или № 48060 (ATARS).

справа кожух из набора Hasegawa, слева из BB 48060.

4)BB предлагает нам оставить кожух задней приборной панели из набора, но, к сожалению, такой ставится только F/A-18B и совсем не применим для D версии. Остается либо выпилить из существующей детали похожую, либо взять её из набора BB №48037 или № 48060 (ATARS. Conversion). К сожалению, первый уже не производится, поэтому вариантов остается ещё меньше.



5) BB дает катапультные кресла SJU-5, которые ставятся только на ранние F-18 вплоть до номера 164068. Если вы собираете ранний F-18 и его Bu.No находится в интервале от 163434 до 164068 то эти кресла вам подойдут. Если Bu.No начинается с номера 164196(номера от 164069 до 164195 вообще не принадлежат F-18), то в самолете стоят кресла Sju-17, так называемые NACES(Naval Advanced Concept Ejection System). Они очень похожи на Sju-5, но все же не одинаковы. Основная разница в заголовнике кресла. Необходимые кресла Sju-17 можно найти в наборах от того же BB 48037 и 48060(ATARS Conversion). Последний - единственно возможный вариант по вышеупомянутой причине. Есть ещё кресла, выпускаемые отдельно фирмой TrueDetails, но по отзывам они не точны (короче и имеют неверный заголовник кресла). Так как я делаю самолет с номером 165410, то это поздний F/A-18D и кресла Sju-17 мне просто необходимы. Для сравнения приведу фото кресел, входящих в наборы BB. Как видно - разница совсем невелика:

справа кресло Sju-5, слева Sju-17


К началу постройки модели у меня была только сама коробка от Хасегавы и набор под номером 48014 от BB. Поняв, что мне этого не хватит был заказан набор №48060(ATARS Conversion) и декаль от Orion Decals №48000. Декаль уже была приведена выше, набор 48060 выглядит так:

BB set


И хотя набор предназначен для постройки F-18D ATARS видно, что в нем есть все необходимое для исправления пунктов: 1,2,3,4,5,8,9,10. Так же он полностью включает в себя набор 48014, который после его покупки становится просто бесполезным (правда это совсем не мешает использовать его в любом F/A-18A,F/A-18B -он имеет все необходимое для их сборки).


8) Можно взять деталь из набора BlackBox, или же сделать самому. Выглядит эта антенна так:

слева фото из инструкции к Orion Decal, справа деталь из набора BB


9) Разница сразу видна, если взглянуть на фотографии.

было/стало


10) К сожалению хороших фотографий GPS антенны я не нашел, поэтому пришлось довольствоваться этой.

фото из инструкции к декали

11)

фото антенны IFF



12,13) Внешний вид блока отстрела ловушек можно увидеть по следующим фотографиям:

фото из инструкции к декали




Итог

Список проблем теперь известен, можно приступать к их решению. О всех недочетах пишите - исправим. Что получилось в результате можно увидеть здесь

Использованные материалы


1) "Correcting the Black Box F/A-18D Cockpit Set" by Dave Roof. .
2) VMFA-225 F/A-18D Decal Sheet Comparisons by John Bibay
3) 48000 Orion Decals
4) www.google.com
5) Различные фото из Интернета.
6) Общая информация по F-18 была взята из LockOn от Verlinden Publications и F-18 Walkaround от Squadron Publications.
7) отдельное спасибо Евгению Ковалихину за консультации.