ОтЮрий З.
КДм. Ниткин
Дата22.12.2005 01:10:51
РубрикиРоссия-СССР; Образы будущего; Идеология; Компромисс;

Не напрашивается!


>А не напрашивается ли мысль, что на фронте полегче было? Да и с оружием в руках всегда как-то увереннее себя чувствуешь, чем с тачкой.
Что за дикое предположение? Напомнило анекдот: дед рассказывает внуку "Иду я по лесу, и вдруг из кустов АХТУНГ", а внук перебивает "Да ладно, тогда это не так страшно было, как сейчас!"
Когда под угрозой находятся ценности более высшего порядка, ценности низших порядков отступают на второй план. На фронте было легче не потому, что с оружием и без тачки, а потому, что Родину защищаешь от уничтожения и порабощения. Тогда эти слова не казались кому-либо пафосными или надуманными.

Юрий З. (22.12.2005 01:10:51)
ОтPokrovsky~stanislav
К
Дата22.12.2005 03:32:31

Re: Не напрашивается! - Добавлю


Ко всему прочему в 1942-43 году на фронте было совсем не сладко. И вероятность погибнуть именно в эти годы была несоизмеримо выше, чем в последующих 1944 и 1945 годах.

Напомню. 1942 год знаменит позиционным кризисом, когда наличие значительного количества пулеметов и противотанковых средств парализовали способность войск прорывать подготовленную оборону. А насыщения войск необходимым количеством артиллерии и снарядов к ней для гарантированного подавления обороны(масштаба 150 и более стволов на километр прорыва и до двух часов огня) не произошло. Не выработалась еще и пехотная тактика штурмовых групп.
Эту тактику Красная армия изыскала в Сталинграде и под Ржевом, купив большой кровью захлебнувшихся атак.

Севернее Сталинграда Красная Армия непрерывно атаковала немецкую группировку. Дивизии выгружались - и исчезали в степи за день-другой. И не могли прошибить оборону. Дивизии таяли в сражениях за деревушки и домики лесника по периметру Ржевского выступа. Волховский фронт неоднократно ценой больших потерь пытался пробить проход к Ленинграду. Навстречу ему постоянно и безнадежно атаковал укрепления немцев в районе Невской Дубровки Ленинградский фронт. В районе Воронежа около 250 дней полыхало сражение - советские войска давили на левый фланг южной группировки немцев. Несколько попыток наступления осуществлялось в районе Болхова-Жиздры-Козельска. С таким же успехом. Фронт прорывали неимоверными потерями - и останавливались перед новым фронтом, созданным за это время подоспевшими мобильными подкреплениями.

Потери были огромными.

1943-ий был много результативнее, но в отношении потерь немногим лучше 1942-го. Просто гораздо интенсивнее стала боевая работа.

Тот, кто добровольно из лагерей отправлялся защищать Родину, сознательно шел на практически верную смерть. Тем более, что и направляли лагерников - в штрафные роты. Из которых не особо-то и дезертируешь - охранялись они автоматчиками НКВД, а после боя оружие у штрафников изымалось. Превращение из штрафника в обычного солдата происходило через подвиг или через ранение.

Относительно сдачи в плен и вступления во власовскую РОА.
Во второй половине 1942 года(именно тогда, когда стало возможно из лагерей идти в штрафные роты - после приказа № 227) - сдача в плен советских солдат как раз очень резко сократилась.

Состав РОА оказался сформирован большей частью из солдат, сдавшихся в плен в 1941 - первой половине 1942 года. И как раз в данном случае именно потому что на фронте было легче, чем в немецких концлагерях. Поскольку немцы наших военнопленных кормили по смертельной норме - 800 ккал в день. Что было много меньше допустимого абсолютного минимума(типа 1400-1600 ккал при слабой трудовой нагрузке). До 1942 года из попавших в 1941 году в плен более 3 млн красноармейцев не дожило процентов 60%. А в целом до конца войны дотянули из попавших в плен в начале войны едва 3%.