ОтФ.А.Ф.Ответить на сообщение
КГеоргий
Дата04.12.2002 12:29:03Найти в дереве
РубрикиКрах СССР; Архаизация; Культура; Глобализация;Версия для печати

Министерство образования и Болонская декларация


Для начала краткая справка.
19 июня 1999 г. в Болонье (Италия) министры образования 29 европейских стран подписали Декларацию о европейском регионе высшего образования.
Среди подписавших — представители Австрии, Франции, Бельгии, Болгарии, Чешской Республики, Дании, Эстонии, Финляндии, Германии, Греции, Венгрии, Исландии, Ирландии, Италии, Латвии, Литвы, Люксембурга, Мальты, Нидерландов; Норвегии, Польши, Португалии, Румынии, Словацкой Республики, Словении, Испании, Швеции, Швейцарской Конфедерации, Великобритании.
Основное содержание принятой Декларации сводится к следующему. Европейский процесс, благодаря исключительным достижениям последних лет, приобрел более конкретный характер, стал полнее отвечать реалиям стран, входящих в ЕС, потребностям их граждан. Открывающиеся в связи с этим перспективы (наряду с углубляющимися отношениями с другими европейскими странами) определяют и новые возможности для развития: в Европе растет понимание того, что необходимо установление более тесных связей между европейскими странами, в частности, в деле развития и укрепления их интеллектуального, культурного, социального, научного и технологического потенциалов.
А потому на повестке дня стоит решение следующих задач:
1. Создание системы четких и сопоставимых степеней (в частности, за счет введения приложений к дипломам), с тем чтобы содействовать не только росту занятости европейских граждан, но и международной конкурентоспособности европейского высшего образования в целом.
2. Переход на двухуровневую систему подготовки: бакалавр и магистр (дипломированный специалист). При этом предполагается, что доступ ко второму циклу потребует успешного завершения первого (продолжительностью не менее трех лет). С точки зрения квалификационной, степени, присуждаемые после первого цикла, должны отвечать требованиям европейского рынка труда. Второй цикл завершается получением магистерской и/или докторской степени.
3. Введение системы кредитов (по типу европейской системы кредитных трансферов), рассматриваемых в качестве средства поддержки крупномасштабной мобильности студентов. Учащиеся должны иметь возможность приобретать такие кредиты в том числе и вне высших учебных заведений (включая непрерывное образование) при условии признания соответствующими университетами организаций, которые их выдают.
4. Устранение препятствий на пути эффективной мобильности. Особое внимание при этом необходимо уделить тому, чтобы студенты располагали всеми возможностями для обучения и подготовки, имели доступ ко всем соответствующим услугам; преподаватели, научные работники и административный персонал могли участвовать в общеевропейских исследованиях и обучении без ущерба для своих прав, а европейское сотрудничество получило развитие в таких направлениях, как разработка критериев и методов оценки работы, создание программ и кооперация учебных заведений, разработка схем мобильности и интегрированных программ обучения, подготовки и исследований.

А вот выдержка из Плана действий Минобразования России на оды по реализации Концепции модернизации российского образования до 2010 года, которое является Приложением к приказу Минобразования России от 23.07.2002 N 2866. Из нее видно, что Болонская декларация стала руководящим документом для Министерства


1. Экспериментальная отработка моделей многоступенчатой (в соответствии с Болонской декларацией 1999 г. о создании общеевропейского пространства высшего образования) структуры российского высшего образования, совместимой с европейской системой высшего образования. (Начиная с 2003/2004 уч.года)
2. Разработка нормативных правовых актов, обеспечивающих реальное функционирование многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. (4 кв. 2004 г)
3. Разработка проекта модели отечественной системы зачетных единиц - учебных кредитов в высшем образовании и связанных с ней основных понятий и нормативов с учетом усиления роли самостоятельной работы студентов. (4 кв. 2003 г.)
4. Проведение эксперимента по переводу образовательного процесса в нескольких вузах на модульно-рейтинговую (кредитную) основу. (Начиная с 2002/2003 уч.года)
5. Разработка государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки и специальностям высшего профессионального образования на основе образовательных кредитов и интеграционных и междисциплинарных программ с учетом современных квалификационных требований (профессиональных стандартов). (4 кв. 2004 г)
6. Разработка процедур сертификации образовательных программ с учетом требований Всемирной торговой организации. (!) (1 кв. 2003 г.)
7. Оптимизация Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования на основе Общероссийского классификатора специальностей образования. (4 кв. 2004 г.)
8. Разработка оценочных и диагностических средств для итоговой государственной аттестации студентов вузов и издание соответствующих фондов образцов таких средств по всем специальностям и направлениям высшего профессионального образования. (4 кв. 2003 г)
9. Разработка и введение в действие государственного образовательного стандарта по специальности «Управление инновациями». (4 кв. 2003 г)
10. Подготовка предложений по формированию многоуровневой системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для инновационной деятельности в производственно-технологической и научной сферах, включая сферу малого предпринимательства. (4 кв. 2002 г)

Включение России в единую западную систему образовательных стандартов, несомненно, призвано облегчить экспорт и использование «российских мозгов» на международном рынке интеллекта. Согласие министерства образование РФ на это получено.