>>Хорошо, давайте назовём этот вставной рассказ "Карательная практика правительства П.А.Столыпина" или ещё более корректно "О некоторых эксцессах...". >Да, учреждённые Столыпиным военно-полевые суды казнили примерно 1 000 революционеров. Это хорошо или плохо? Сталин казнил по меньшей мере 500 000 революционеров - всё на благо России.
Тут ведь разные обстоятельства были, Сталин казнил 500000 революционеров (сильное упрощение - не только революционеров, не столько Сталин и т.д.) чтобы потушить революцию, уже после того как основная кровь была пролита (гражданская война, коллективизация). А действия Столыпина ускорили революцию, сделали её неизбежной оторвав народ от царя (опять таки, сильно упрощаю)
>Столыпин пытался реорганизовать сельское хозяйство, чуть ли не с элементами принуждения. А Сталин таки реорганизовал его, и снова превзошёл Столыпина в степени принуждения примерно в 500 раз. Оба действовали во благо России.
Есть принуждение, а есть оскорбление. Столыпинские действия были противоестественными и потому, прежде всего, оскорбительными для нравственного чувства народа. Путь предлагаемой "реорганизации" тоже очень важен. Один пролил крови в 500 раз больше чем другой, но он операцию для спасения жизни делал, а другой убить хотел (будем считать по незнанию), да не получилось, только поцарапал и разозлил.
>Сталин - это большой жёсткий Столыпин.
А Столыпин - это маленький добрый Сталин? Тут мне кажется дело не в количестве, тут качество разное.
>Я думаю, есть смысл о них обоих писать доброжелательно, даже с любовью. Они оба очень старались, оба далеко превосходили своё окружение.
С любовью не надо, ни о том ни о другом. В учебнике, во всяком случае. Договорились вроде бы что текст должен быть по возможности бесстрастным. А если ктото прочитав этот текст проникнется доброжелательным отношением к Сталину, то будет не плохо. К Столыпину не надо ненависти. Думаю его и его деяния нужно описать как казус, странную мутацию, повлекшую серьёзные последствия.
>Мы же можем с любовью писать и об Алексее Михайловиче, и о Петре Алексеевиче.