>>Как писал еще Чаянов, крестьянин взвешивает возможную прибыль и необходимые для ее получения затраты труда. Он и пальцем не пошевелит чтобы выйти за пределы социально обусловленного уровня потребления - общество этого не одобряет. > >Из Чаянова. Про прибыль. И про моральный запрет на выход за пределы социально-обусловленного уровня потребления.
>Тут, Александр, ведь какая проблема. Я Чаянова читал. А Вы - нет.
Дело в том, дорогой Дмитрий, что я читал не только Чаянова, но и много чего еще. Книги у меня сейчас нет. Какая цитата Вас интересует? Про отношение прибыли к затратам труда? Это у Чаянова в самом начале.
Про недоиспользование трудовых ресурсов в большинстве хозяйств? "In the family farm rates of labor intensity are considerably lower than if labor were fully utilized. In all areas investigated, farm families possess considerable stocks of unused time"
Про социальные запреты смотри Сахлинса
"The stone age economics" "Because, whatever the nature of social relations between households, from the anarchy of nature to the amity of kinship, the customary norm of welfare has to be fixed at a level attainable by the larger number of them, leaving underexploited the powers of the most efficient minority. "
Eric R. Wolf "Peasants" "It is conceivable that a cultivator might cease his productive efforts on the land once his caloric minimum and his replacement fund are assured. Thus, for example, the Kuikuru Indians of the Amazon are able to reach their caloric minimum and replacement requirements by working only three-and-a-half hours each day, and do not work beyond this time. There are neither technical nor social reasons why they should add additional hours to their daily labor budget." Production beyond the level of the caloric minimum and the replacement level obeys social incentives and dictates. At stake is a major issue in economic anthropology. There are some who argue that the appearance of surpluses generates further development; others hold that potential surpluses are universal and what counts is the institutional means for mobilizing them."
Или R.L. Stirrat "Money, men and women" : "Наиболее очевидное выражение сословное единство находит не в обмене, а в повседневном потреблении. Несмотря на большие различия в доходах между дворами и по сезонам, уровень повседневного потребления на человека был удивительно постоянен. Более того, определенный уровень потребления является требованием морали. Дворы, которые тратили больше слыли транжирами, или старающимися быть выше самих себя. Дворы, тратившие меньше считались жадными скрягами. Независимо от дохода и количества собственности все дворы вели примерно одинаковый образ жизни. И эта одинаковость была осознанной целью. Жить иначе значило дать понять что человек не рыбак, а пытается быть чем-то иным. "
Цитата из Толстого по СГ "В том дворе, в котором мне в первом показали хлеб с лебедой, на задворках молотила своя молотилка на четырех своих лошадях... а хлеб с лебедой ела вся семья в 12 душ... "Мука дорогая, на этих пострелят разве наготовишься! Едят люди с лебедой, мы что ж за господа такие!". http://www.kara-murza.ru/books/articles/ns10_99k-m.html#par104