Россия-СССР; Крах СССР; Манипуляция; Идеология; Война и мир; ...
шаги к разгадке
Pavel сообщил в новостях следующее:8477@kmf... > > >============= > >Добавлю еще целую "обойму""Нового мира" Тваржлвского - там от Шукшина до Семина, от Троепольского до К.Воробьева. Не говорю про негуманитариев. И тэ дэ десятки моих любимых писателей и просто людей из тех времен.Если они не на виду и не торгуют под торговой маркой"60ники"памятью о прошлом, это не значит, что бойким адаптантам позволено все приватизировать. адаптанты хорошо сохранились, а настоящие люди как правило давно ушли (из перечисленных - давно все). > > А кто спорит-то. Вопрос был не в том, что кому дороже в тех годах, а вот почему время, когда идеологическая машина работала на полную катушку, когда до коммунизма было рукой подать (1980), когда "догоним и перегоним" вплоть до открытого противостояния (Куба, Вьетнам), вдруг в терминологии "адептов" получает название - оттепель. В самом деле почему? > Вопрос-то не прост, путь большой и многие свернули голову на пути к разгадке. Вайль-Генис сваяли хороший том. и то там нет ответа, хотя много реконструированных штрихов эпохи. Долог путь до Типеррери... Патриарх и прародитель Оттепели - Эренбург. Так названа его проходная книжка, совершенно бессодержательная(1954). но он был носитель идеологии оттепельности номер один. Он стоял в центре многих идеологических вихрей. Опытнейший и талантливый идеолог, которого ценили и Ленин, и Сталин. Мемуары "Люди годы жизнь"были неофициальной краткой историей культуры "второй"России. Оттуда узнавали про серебряный век, про забытых культурелей, и много чего еще. Например, про Испанскую войну. Про такого тов.Бухарина. Журнал номер один Оттепели -"Юность"со знаменитой девушкой-березкой. Там появлялись знаменитые повести молодых аторов, стихи будущих мэтров и мэтресс. Журнал был культовым, почти все авторы прошли через него.
Знаете, я лучше постраюсь воспроизводить узловые труднодоступные источники, которые считаю проясняющими суть. Вернусь к Чудаковым. Они исследовали феномен бешено популярной молодежной прозы и молодежного юмора 60х. Аксенов, Гладилин, другие ныне успешно позабытые авторы тех лет. Это написано в 1966году. тезисно. ===================== Молодежная проза , язык, стиль и само поведение = реакция на некие типы, господствовавшиие ранее в ли-ре безраздельно. С ТЗ языка - вместо газетно-публицистического - "устная", разговорная речь. Старый стиль стал отождествляться с натужностью, неискренностью, наконец - ложью. Простое,"бытовое" слово стало синонимом искренности чувства, правды. Отрицалась прежняя фразеология... С ТЗ сферы охвата - вместо узкой и якобы односторонней(преимущественно производственной) - улица, быт, жизнь берется таким образом якобы более многосторонне. Вместо повестовательного изложения по стандартным канонам, уже обрыдлым - хэппи энд, положительное-отрицательное, успех нового в борьбе со старым - свободный набор, поток, полемичность. Наконец, вместо серьезности - юмор как НОРМА. Анализ сосредоточен вокруг этого как бы _нормативного_ (обязательного!вот так)юмора, "не совсем обычного для русской ли-ры". Юмор как всепроникающий материал, заполняющий пустоты мысли, обеспечивающий единство повествования, цемент стиля(а не мысли), выражает невполне обычные вещи - напр патетику, любовь и доверие к герою. Интересно!что же это за юмор. - писать о серьзных вещах всерьез кажется невозможным , а затем и неприличным, да "видимо уже и не получается". - писать просто о простых вещах - то же самое. - использовать прежнюю фразеологию, обороты, штампы - то же. Специфически юморные способы изложения однако - саоеобразны. - часто стиль инфантильный, подростковый, наконец - "кокетливой 7классницы", жеманный - потеря фокуса иронии. Инерция иронии, оборачиваемой якобы и на себя, на героя (и далее - любование собой, героем через эту призму). очень автор их(и себя)любит, но это - под скорлупой самоиронии -"компроментарный оттенок повествования". (СП -тогда можно было сказать только так) -"диффузия и экспансия юморного отношения, так что общий иронический тон успешно размывает все детали и делает их равно пригодными для использования". Например, Гладилину представляется"что слово бог смешно само по себе".( СП - ау, кумиры молодежной прозы -помните, аль забыли?забыли, сученыши) Это возможно благодаря даровым благам юмора , его черам - столкновению далеких предметов, необычности сравнений - "ведь это и не действитнельно смешные вещи чаще всего!"
Задачи. -вовсе не беллетристические приемы оживления повестования. "строится особая, мнимая литература, с мнимой лирикой, смелостью. используюший не по правуприемы вроде иронии для _значительных_конструкций, для создания-новой ситсемы значений_. На деле _создается новый шаблон, далее - канон. использующий вывернутый наизнанку, а не преодоленный(часир просто вышучиваемый, и все)старый шаблон и канон."
Отношение к традиции. Вторичность. Использование заемных, заимствованных внешних черт, конструкций, но не _стержня_. Буквально поголовная схожесть, неотличимость молодежной прозы. Отцы-основатели -Ильф-Петров. Почему же они, а не другие(Зощенко илм там кто еще). Близок подход к предмету."сокращенность"описаний, слегка эпатирующие, необычные сравнения, поочередные"выхватывания"_разномасштабных_предметов, выдвинутое вперед определение предмета при ощущении, что_слово употреблено не по назначению_. Ранние ИП. Периода 12 стульев, с легким, юморным стилем Но - принципиально отличие от ИП. -энергичность, скрепляющий единый внутренний стержень - вместо него деланое веселье, бодряческий , опереточный тон - злая пародия шаблонов, газетно-публ и митинговых - оборачивается количественным употреблением как самоцелью. -первоначальное остроумие, неожиданные острые смыслы(от употребления слов не по назначению) - переходит в "просто смешные сочетания слов". Поза записного остряка, поддерживающего ажиотаж.
Итоги. Гладилин - классик этого типа."Добавить к этому стандарту ему нечего Применяет штамп в его прежнем, привычном значении,прямом смысле, прикрываясь щитом иронического отношения к жизни. Задача - говорить непременно по-новому, иначе...пользуясь заштампованными тривиальностями, даже каноном"(СП - это стало приемом номер один в период глумления над"совком", а _тогда - родилось_. Зафиксирован момент и условия рождения - начало 60х)). "Не преодоление шаблона, а вывертывание наизнанку старого, высмеивая, точнее обхихикивая его". =========================== далее к сожалнению пропускаю. Резюмируя, универсальным способом выражения чувств молодежной прозы постепенно становится элементарный цинизм.
> Кумир и Символ номер один наверно Любимов мне абс-но чужой потусторонний человек, на их "Таганке" я так и не удосужился побывать и от этого нисколько не чувствую себя ущемленным. (А-а, нет, пардон!было столкновение с ним. Мы в Моссовете Губенке присудили театр, наслушалисьт тогда от него) > > Это интересно. может расскажете? > Если коротко, то в 1990 разгорелся один из первых конфликтов в дележе советского наследия. Им был "символ"(даже здание) - Театр на Таганке, только что отстроивший уникальную Новую сцену. Любимов давно со скандалами умотал на запад, ставил там пьесы, и стал глашатаем перемен(первое нашумевшее письмо в Мос.новостях 10 авторов, что-то типа -"Свабоду слову" и вообще!"- писал он и товарищи) типа Аксенова и Владимова. При том, что "Таганка" это пожалуй образец знаменитой советской Фиги в кармане была с 60х.Об этом великолепно у Зиновьева в "Зияющих высотах". Там это Театр на Ибанке, главная достопримечательность и эпицентр богемы Ибанска- почитайте, добавить нечего. "Зрители расходились с чувством, что стали участниками невидимого заговора" и т.д. А сам Любимов был меж тем завсегдатаем в верхах, пользовался благами расперделителей и обслуги высших партийных кругов и т.п. Последнее время актеры один за другим выпустили воспоминания, там об этом много. Золотухин, Смехов, Филатов. Встает личность предельно деспотичного, капризного, авторитарного и хамского Барина-главрежа. Ничего подобного на идиллию, напр. глумление главрежа над всем что хоть чуть препятствоало авторитаризму, напр над своевольным Высоцким, которого срочно заетм канонизировали сразу после смерти. И вдобавок Любимов решил с ходу , едва вернувшись, хапнуть и приватизировать под себя весь театр. "Сообщество артистов Таганки" во главе с признаным лидером Губенко оставалось себе кинутое тут,научилось жить само, и вдруг явился сам и решил все под себя подмять. Те предложили мирно делиться. вдобавок предприняли верные юридические шаги. Одним из уроков в комиссии Моссовета. где разьирали это вопрос. было мгновенное обрашение записного "пламенного поборника свобод" в огнедышащего хапугу. Все =- мое. И никаких законов и правил. Правила - не для нас, небожителей. (Потом это стало повторяться все чаще, начлаось еще до событий 1991. Цену демократизма "записавшихся в отцы демократов"поняли уже тогда. Выступающему от лица коллектива основного состава Губенке и Ко , которые всегда вели себя предельно корректно и неподдельно_демократично_в три что ли приема удалось оформить постановлениями собственность на Новую сцену, Но были и баррикады, захваты, вой и скандал Любимова, сопровождавшийся безудержным нецензурным поливом дерьмом всех, кто против него, носился долго. Так что коммунист и черная кость Губенко - стопроцентный демократ, а записной"демократ" белой кости Любимов - стопроцентный хапуга-барин. Что собственно не очень то и скрывалось, просто удивительно, как можно было в упор не замечать такие очевидные вещи. Баре они, баре, а все прочие - их холопы, дворня,которые просто обязаны "знать свое место. Ан -обломись!приятно вспомнить Ну с тех пор иного прошло, в таких вещах убеждать никого уже не приходится. а тогда это было откровением. Тут же последовала аналогичная история с руководством МВД. Вопреки писаному закону, туда протащили креатуру Попова - Мурашева. Не успев взять власть, новые деятели тут же выбросили законы и нормы на помойку - там, где речь шла о реальных вещах, а не декларациях. Право -любое - не для них. Все это под лозунгами"наконец-то правового государства после 70 лет беззакония". За это лицемерие их и стоит презирать.
> С уважением с уважением
Превосходно! - Георгий05.09.2001 10:17:43 (1023 b)