ОтГеоргийОтветить на сообщение
КГеоргийОтветить по почте
Дата16.12.2004 20:40:25Найти в дереве
РубрикиТексты;Версия для печати

Беседы с директорами московских школ (*+)


http://www.strana-oz.ru/?numid=18&article=870

Беседы с директорами московских школ

Предлагаем вниманию читателей подборку интервью с руководителями нескольких
московских школ. Затевая эти беседы, мы рассчитывали понять, как видятся
многообразные проблемы воспитания нынешнего молодого поколения с очень
важного и специфического места - из директорского кресла.
Своих собеседников мы выбирали не по принципу социологической
репрезентативности или типичности, а по признаку успешности и высокой
деловой репутации. Каждый из них сумел сделать свою школу своеобразным
центром притяжения для родителей района и даже всего города. Конечно,
успешных школ в Москве больше, чем пять, мнения директоров разнообразны, и
все-таки даже на этом небольшом материале можно сделать некоторые обобщения.
В глаза бросается одна черта, свойственная нашим собеседникам: каждый из них
ощущает себя в своей школе как бы комендантом осажденной крепости.
Открывающаяся со стен панорама примерно такова: в обществе стремительными
темпами разрушается культура, само оно утрачивает духовные, исторические и
нравственные ориентиры, а государство либо вовсе забыло о существовании
детей и их нуждах, либо предается пагубным экспериментам в области
образования. В этих условиях, если ты хочешь уберечь детей от варварства и
воспитать в них богатую, универсальную и нравственную личность, желательно -
пока они не окрепли морально и физически - держать их как бы внутри
бастиона. Ситуация <?снаружи> видится как катастрофическая, и при этом, что
важно, как результат распада чего-то лучшего и более прочного. Это лучшее и
прочное относится либо к относительно недавнему (советскому) прошлому, либо,
что куда приятнее, к прошлому более отдаленному, например эпохе Александра
I.
Ассоциация между школой и родовым замком углубляется, если обратить внимание
еще на одну особенность. Некоторые из педагогов - осознанно или нет -
стремятся не просто вырастить культурную элиту общества, но и придать ей
прямо-таки династические свойства. Хороший выпускник - это такой выпускник,
который не забывает свою школу и, быть может, даже закончив высшее учебное
заведение, приходит в нее работать. Прекрасно, если выпускники женятся между
собой и совсем идеально - если через семь-восемь лет они приведут сюда
своего ребенка. В этом случае вообще не придется иметь дело с посторонними.
Если же такая идиллия не сбывается, то настоящие родственные связи
воспринимаются почти как помеха. Со <?случайными> родителями, конечно, тоже
нужно работать, их обязательно нужно воспитывать, но мнение их в конечном
итоге учитывается лишь <?постольку поскольку>. Пожалуй, только А. А. Пинский
(который вообще по своим взглядам и практике стоит несколько особняком)
четко и недвусмысленно отстаивает приоритет родителей в вопросах воспитания
их собственных чад.
В принципе общение школьников с <?дворовыми> нежелательно, да они и не имеют
к нему особой охоты. <?Наш> ребенок слишком загружен учебой, чтобы праздно
шататься и озираться по сторонам. Ему некогда терять время попусту. (Ка кое
плодотворное, кстати, было у нас когда-то занятие:) По большому счету важно
только прошлое, где располагается наш идеал, и будущее, когда молодой
человек сможет усовершенствоваться настолько, чтобы этому идеалу
соответствовать.
Мы сознаем, что наше описание получилось утрированным и условным. Меньше
всего нам хотелось бы мазать всех одним миром. Поэтому нам будет досадно,
если читатель, уловив в наших словах скрытую иронию, сочтет, что она
направлена на наших собеседников, каждый из которых, поверьте, вызывает у
нас неподдельное уважение. В конце концов, именно этим людям удалось
<?привлечь к себе любовь пространства>, и мы сами, или наши взрослые дети,
поспешим привести к ним за руку своих малышей, когда те подрастут. Если,
конечно, нам позволят ступить в школьную ограду. Иронию вызывает уродливая и
противоречивая действительность, в которой наиболее талантливые педагоги не
могут найти для себя подобающего места и от которой они со своими
воспитанниками вынуждены укрываться за крепостным валом.