>Оставим в стороне интеллигентские самоуверения, будто образование самоценно. За вычетом незначительного числа особей, в отношении которых это справедливо, образование обладает ясно выраженной ценностью, характер которой определяется общественным спросом. Спрос этот натуральным образом дифференцирован. Грубо говоря, семь десятых - это производители (и вместе с тем потребители) товаров и услуг, от которых ожидается умение: уважать в себе гражданина и налогоплательщика, чтить государственные институты, вести семью и домашнее хозяйство, читать вывески и инструкции к пользованию машинами, приборами и препаратами, отслеживать смысл рекламы и мыльных опер, общаться с другими в соответствии с общепринятыми нормами. Именно в такой последовательности. При этом убежденность в том, что для разучивания всех этих важных вещей необходимо 10 или даже 12 лет, вопреки тому, что детки в наше время начинают отчасти взрослую жизнь в 13-14 лет, укоренилась столь глубоко, что всякого, кто посмел бы сказать, что хватило бы и восьми лет, объявили бы опасным безумцем. Если соединить спрос и предложение единой мыслительной фигурой, то вывод будет прост: решительно все равно, какой именно будет школа. Школа может быть староевропейской или американской, базироваться на системе наказаний и оценок или на системе добровольности и сотрудничества с учителем, пытаться вколотить в школяра тридцать учебных предметов или ограничиваться тем, чтобы натаскать его пользоваться атласами и справочниками. Все равно, какая школа, - но только в том случае, если для оставшихся 30% будет обеспечена возможность взять у школы несколько больше необходимого минимума. Затем только, чтобы обеспечить трем из десяти шанс самореализации, а так как в общем случае заранее не известно, кто именно эти три из десяти, необходима избыточность школы по отношению к своду базового спроса. Вот здесь уже алгоритм школы имеет значение, и придется признать, что слабенькая американская школа имеет преимущество по отношению к более сильной европейской. Делая основной акцент на воспитание гражданина и исходно махнув рукой на семеро из десяти, американская школа обеспечивает трем гораздо лучшие условия для личностного саморазвития. Вернее, могла бы обеспечить, если б была поддержана интеллектуальными ресурсами семьи [1], как это происходит в России и отчасти в Европе, что позволяет нам до сих пор компенсировать идиотизм школьной программы, перегруженной сверх всякой меры продуктами академической сенильности. Поскольку в США такой поддержки в семье, как правило, нет, импорт мозгов остается единственным выходом из положения. Обсуждая наш предмет, желательно не забывать о том, что в школе так или иначе дается некое образование, тогда как почти все обучение осуществляется вне школы: если не в семье, то в среде сверстников. Разумеется, такое обучение, будучи добровольно-вынужденным (нормы среды), куда эффективнее, чем любые попытки имитации его в классах, даже если речь идет о грамотных школьных методиках и учителях, которые умеют ими пользоваться. Георгий (15.12.2003 11:33:02)
От
VVV-Iva
К
Дата
22.12.2003 17:55:30
Re: Тогда смотрите,...
Привет
У него идеализация американской школы. Я вблизи вижу это действо. Она забывает как раз 3 из 10 и готовит остальных 7 к жизни, у 3 из 10 есть возможность готовиться в университет, где их учат. уровень зананий низкий и чтобы не травмировать психику дучащихся все время снижается. Или пользуйтесь частной школой - в большинстве их учат лучше, чем в общих.
Другое дело, что вся система построена гибче и ребенок с родителями может варьировать программу ( и даже должен, если целится в университет) в соответсвии со своими вкусами и предпочтениями. Это на мой взгляд большой плюс, так как деление на технарей и гуманитариев заметно чуть ли не с первого класса :-)( уж с шестого-седьмого - точно).