Начало прекрасной эпохи Дата публикации: 8 Декабря 2003
Многие из тех, кто называет себя либералами, при всех возможных разночтениях, уже назвали эти выборы катастрофой, концом демократии в России и т.д. А я вот, напротив, полон оптимизма. Мне кажется, у российской демократии, возможно впервые, появился шанс оправдать свое громкое имя. Попробую объяснить почему.
Союз правых слил
Больше всего слез симпатичные люди с телеэкранов и газетных страниц проливают по поводу краха СПС. Именно эта партия, как выясняется, была символом российской демократии, единственной возможной некоммунистической оппозицией Путину и т.п. С их уходом с политической сцены наш Президент, оказывается, получил возможность в полной мере проявить свой плотоядный характер. Это они его на цепи держали, а теперь он, наконец освободившись, предастся человекоядству. Все молниеносно забыли, как, когда, по чьей инициативе, на чьи деньги был создан Союз Правых Сил. С кем обнимался на предвыборных плакатах его лидер Сергей Кириенко. Кто, сидючи на центральном телеграфе, делал антилужковскую кампанию все того же Кириенко. Президенту нужна поддержка справа! - кричали тогда нынешние потерпевшие. Нужна была поддержка справа - слепили поддержку справа. Изменился ветер - понадобилась поддержка слева. Слепили поддержку слева. Что характерно - даже политтехнологов сперва позвали все тех же. Забывчивость сограждан вообще поражает. На поминках по СПС, которые по какому-то недомыслию были названы <?Свобода слова. Подведение итогов. Вечер трудного дня> и транслировались в прямом эфире каналом НТВ в поствыборную ночь, Савик Шустер сочувственно спросил своего бывшего босса Евгения Киселева - мол, веселей ли было четыре года назад, когда итоги подводил Киселев, а СПС праздновал победу. Киселев пробормотал нечто невнятное, но оба забыли, что Киселев тогда был в другом лагере, и победам СПС ему радоваться не приходилось. И вот четыре года наши либералы-оппозиционеры не упускали возможности помаячить рядом с Президентом, как дети радовались, когда он (наверное так - Он) их похвалил за проект военной реформы, и прочее, и прочее. И только почувствовав, что время их, вопреки известной песенке, прошло, объявили себя оппозиционерами. Где-то так через час после окончания выборов. Нашли время, как язвительно заметил по другому поводу Григорий Явлинский.
Милые дерутся
Непримиримый оппозиционер Григорий Явлинский хоть и добился своего - победил, судя по итогам выборов, заклятого друга Чубайса, также вел себя в последний год не лучшим образом. Да и победа оказалась пирровой - в Думу <?Яблоко> не попало. Явлинский играл в оппозицию без оппозиции, всячески демонстрируя лояльность Президенту, распуская слухи о собственных с ним встречах и критикуя курс правительства. Поддержка сзади, раз позиции справа, слева и по центру заняты более успешными лизунами. А едва ли не главные силы бросил на бессмысленное уничтожение СПС. Правые ответили тем же (возможно, <?они первыми начали> - но это пусть Явлинский с детской очаровательной обидчивостью повторяет, нам недосуг). Война эта была дико увлекательной на уровне штабов, жаль только, электорат не понял ее смысла. Вернее, понял по-своему: <?Родина> и ЕР съели голоса либералов, столь увлеченно пинающих друг друга. Характерно, что даже арест Ходорковского - реальный повод стать жесткой оппозицией Президенту, для <?Яблока> - почти обязательный хотя бы в силу элементарной порядочности, обе партии проигнорировали. Исключением стал только Анатолий Чубайс, которому, впрочем, хватило трех дней, чтобы испугаться собственной смелости. И демократы получили то, что заслужили.
Красненький поясок
Еще забавней вышло с коммунистами. Зюганов за истекшее десятилетие привык махать красным флагом под державные лозунги, в полной уверенности, что к нему прибегут те, кто под красным флагом получал квартиры и пенсии, а также шовинисты и даже умеренные государственники. В 1999 ему наглядно продемонстрировали, как легко у него отнять умеренных государственников. В 2003 - что и шовинистов тоже не сложно. Прочие вымирают от естественных причин, и результат КПРФ более чем закономерен.
Законы физики
А образовавшиеся пустые места по законам физики заняли газообразные образования - ЕР и <?Родина>. У одних нет ничего, кроме портрета любимого Президента, у других - кроме части конфискованной зюгановской риторики и того же портрета, но меньшего формата (случай СПС в 99-м, см. выше). Добавим сюда и пресловутый административный ресурс, и два государственных телеканала, и прочие беззакония. Но главное сделали конкуренты, целенаправленно истреблявшие друг друга.
Светлое будущее
Теперь, говорят нам плакальщики, Дума полностью подконтрольна исполнительной власти, и Президент может смело менять Конституцию. А робкие голоса демократов мы даже слышать перестанем, потому как лишили их злодеи парламентской трибуны. Демократы у нас теперь - ЕР, и они противостоят коммунистам, главным врагам демократии. Кто ж не знает, что коммунисты - ее главные враги? Все так и не так. Во-первых, что изменилось? Не была ли Дума подконтрольной в течение минувших четырех лет? Если нет, то почему приняты все внесенные президентом законы? Если да - то о чем плач? Во-вторых, единственный принципиальный для Президента вопрос - вопрос продления собственного срока тем или иным способом. Все прочее он уже научился делать в рамках действующей Конституции - закрывать оппозиционные СМИ, устраивать масштабные переделы собственности, отправлять неугодных за решетку или в эмиграцию. А если не видно разницы - зачем платить больше? Зачем вообще менять Конституцию? С вопросом о сроке, который поднимется года через три, все и при новом составе Думы ох как непросто. Сохранит ли ЕР единство (извините за каламбур), если Лужков ничего не забыл, а прочие региональные сепаратисты, если верить предвыборным лозунгам, <?объединяют>? Отдаст ли Жириновский свои голоса за приемлемую цену? Упустит ли Глазьев возможность сыграть свою игру? Ответить на эти вопросы сегодня просто нельзя. А теперь вернемся к пораженным демократам. Выше мы уже договорились, что их оппозиционность такая же дутая, как авторитеты победителей. Зато их разгром может хоть чему-то научить общество. Разве теперь непонятно, что нельзя быть в оппозиции и сохранять лояльность Президенту? И рыбку, так сказать, съесть, и далее по тексту? Разве непонятно, что вместо брендов эпохи Ельцина - ЗАО СПС, ООО <?Яблоко>, холдинга КПРФ для нормальной политической жизни нужны партии? Нормальные политические партии? Которые надо еще создать? Что, в конце концов, все эти трусливые, злопамятные, корыстные и неспособные на поступок люди народу просто надоели, и тем, кто ставит, нужно ставить на новые лица? Мне кажется, стоило потерять две фракции в Думе, чтобы все это осознать. И поэтому демократия в России только начинается. А что в условиях информационной блокады и полнейшей бесконтрольности исполнительной власти - так это даже и к лучшему. Крепче будет, если, конечно, будет. С телеканалами и деньгами можно даже из среднего чиновника спасителя отечества сделать. Так любой сможет, вы в новых условиях попробуйте. В максимально приближенных к боевым. Так вот, давайте попробуем, а? Все вместе, кому разбитая на три фракции КПСС и мальчик для битья Г.А.Зюганов не по нраву. Сделаем в этот раз правильные ставки. У нас четыре года впереди.