Преступления перед покупателями требуют суровых наказаний (*+)
ЕСТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ Преступления перед покупателями требуют суровых наказаний
Качество покупаемых продуктов - проблема эта стала, видно, настолько масштабной, что в реестре госслужб расконсервировали должность главного государственного инспектора по торговле РФ, остававшуюся, как казалось за ненадобностью, вакантной в течение последних нескольких лет. Мы беседуем с человеком, занимающим этот пост, - Н.А. НАЗИНОЙ.
- Надежда Александровна, ваше ведомство контролирует качество всех продаваемых товаров, однако давайте о хлебе насущном:
- Права покупателя защищены законом. Другое дело, что мы этими правами пользуемся крайне редко. Ну, представьте себе человека, купившего банку консервов на одном конце города и приехавшего к себе в совершенно другой район. Он ставит консервы в холодильник, а через несколько дней, открыв их, обнаруживает, что содержимое испорчено. Как вы думаете, что он делает?
- Проглатывает раздражение, обиду и злость. Я испытал это на себе, хотя покупал банку кальмаров неподалеку, на оптовом рынке. Через неделю вскрыл и уже без дегустации, по запаху все понял. Выбросил: чек не сохранил, киоск, в котором покупал, и не найду - они все одинаковы на вид, в подавляющем большинстве один и тот же ассортимент. Скажите, а что бы сделали вы в этой ситуации?
- Как домохозяйка с постоянным дефицитом времени поступила бы точно так же. На нашу спешку и нашу инертность и рассчитывают большинство продавцов и производителей некачественных продуктов. После того как Госторгинспекция подвела итоги первого полугодия, выяснилось: каждый третий российский магазин торгует поддельным или контрафактным товаром. И основная масса подделок, просроченных и недоброкачественных продуктов по-прежнему продается на рынках и в мелкую розницу. Впрочем, теперь конкуренцию им все чаще составляют Интернет-магазины и <?телешопы>. За шесть месяцев мы проверили 60 тысяч торговых предприятий. 18 тысяч - почти треть из них - торговала фальсифицированными товарами, мы забраковали негодной продукции более чем на 130 миллионов рублей. По итогам проверок возбуждено 2724 уголовных и более 8 тысяч административных дел, закрыто около двух с половиной тысяч ларьков, но обещать читателям, что фальсифицированной продукции стало меньше, не рискну. Скажем, в прошлом году среди продуктов российского производства инспекция забраковала 35 процентов всех проверенных кур, 67 - сливочного масла, 30 - чая и кофе, а также 24 процента хлеба и хлебобулочных изделий. По вине изготовителей бракуется 73 процента рыбных консервов и пресервов, 52 - рыбопродуктов. Особенно внимательными следует быть любителям минеральной воды марок <?Боржоми> и <?Нарзан>: от их подделок плохо спасают даже самые современные способы защиты.
- Так откуда <?дровишки>?
- В основном от несуществующих оптовиков. Поэтому отследить движение каждой партии некачественного товара, изъять из оборота и наказать виновного практически невозможно. Если вы будете следовать Закону <?О защите прав потребителей>, то недоброкачественный товар вам рано или поздно обменяют или вернут за него деньги. Речь же идет о том, чтобы полностью прикрыть каналы реализации фальсифицированных товаров, если они поступают в розницу небольшими партиями, а уголовная ответственность предусмотрена лишь в случаях оборота крупных. Именно поэтому примерно 70 процентов фальсифицированных и контрафактных товаров наши инспекторы выявили в мелкорозничной торговой сети. Впрочем, ныне и сетевые магазины предлагают покупателям заведомо некачественный товар: и <?Пятерочке>>, и <?Рамстору>, и другим гипермаркетам в этом отношении есть над чем поработать. Главная претензия к большинству из них - отсутствие проверки поступающих к ним товаров, то есть они работают без так называемого входного контроля. Значит, на прилавки могут попасть - и попадают! - продукты с истекшим сроком годности, товары, на упаковке которых отсутствует полная информация. Еще одно, не всегда выполняемое магазинами требование - соблюдение температурного режима хранения. И уж совсем о грустном: такие продукты, как сгущенка, тушенка и сливочное масло, почти сплошь фальсифицированы вне зависимости от того, где они продаются. Не обязательно вредные для здоровья, но поддельные.
- Для многих людей основной аргумент в пользу приобретения того или иного продукта - его цена.
- Но дешевое - не значит вредное для здоровья! Согласно Закону <?О защите прав потребителей> вы можете заменить товар, приобретенный и в таком магазине, ненадлежащего качества на аналогичный, но качественный. При этом подразумевается, что вы его вскрыли и попробовали. Если же таковой уже отсутствует, то доплатив или, наоборот, получив часть денег после перерасчета, получить другой товар. В конце концов, если покупатель решил, что его не устраивает и этот вариант, он имеет право потребовать возврата денег. И цена товара здесь ни при чем. Закон этот защищает нас и в крайних случаях: если, не дай Бог, кто-то отравился некачественным продуктом, то он имеет право требовать возмещения вреда здоровью и морального ущерба как с магазина, продавшего некачественный товар, так и с производителя. Если же ни та, ни другая стороны не идут навстречу покупателю или же просто игнорируют его обращение, следует идти прямиком в суд. И дешевизна не имеет права быть оправданием безответственности торговых работников.
- Маркс уверял, что при 10 процентах прибыли капитал согласен на всякое применение, при 100 он попирает все человеческие законы, а при 300 процентах нет такого преступления, на которое бы он не рискнул, даже под страхом виселицы. Значит, нужны более жесткие законы - ведь речь идет о жизни и здоровье людей.
- Двумя руками <?за>! Госторгинспекция же занимается тем, чем она и должна заниматься: за шесть месяцев этого года в наши территориальные управления поступило более 13 тысяч жалоб и заявлений от потребителей. Мы рассмотрели их все. В 95 процентах случаев прав оказался покупатель. Работников, нарушивших правила торговли, согласно Кодексу об административных правонарушениях оштрафовали на общую сумму в 23 миллиона рублей. Люди верят нам и обращаются за помощью все чаще и чаще, но: Мне запомнился один конфликт американки с производителем полуфабрикатов: въедливая женщина уличила фирму в подтасовке информации об энергетической ценности ее продукции. На упаковке было заявлено, что продукт содержит всего 2,5 граммов жира и 120 ккал на 100 граммов. Американка не поленилась отнести полуфабрикаты в лабораторию, проведенный анализ показал, что на самом деле пирожки содержат 147 килокалорий. Сумма иска составила 50 - прописью: пятьдесят! - миллионов долларов. Может, именно так следует заботиться о соблюдении качества продуктов? Вы правы, нам в срочном порядке необходимо самое жесткое законодательство, такое, по которому производители некачественных продуктов или откровенных подделок не уходили бы от ответственности, уплатив - пусть и большой - штраф. Ведь речь идет об угрозе здоровью и жизни миллионов людей. Так почему, понеся административное наказание, какая-то фирма сохраняет право и дальше выпускать <?левый> товар? Почему мы так дешево ценим право соотечественников <?есть, чтобы жить>? Почему наши проверки и штрафы заканчиваются тем, что <?пойманную щуку снова бросают в реку>? Ведь объемы выпуска и реализации некачественных продовольственных товаров растут, невзирая ни на что.
- А что это за история с отменой государственного стандарта на пищевые продукты?
- Действительно, с июля нынешнего года стандарт на информацию для потребителей, наносимую на упаковку продуктов питания, упразднен. Отмена ГОСТа на пищевые продукты вызывает претензии прежде всего к производителям продовольственных товаров с небольшими сроками годности, теперь значительно сложнее отследить срок хранения продукции на складе. Это не добавляет уверенности и в том, что изготовитель предоставил ему полную и достоверную информацию. Я считаю это постановление откровенным ущемлением прав потребителей. Уверена, что ситуация изменится, когда вступит в силу закон о саморегулируемых организациях на потребительском рынке - он уже принят Государственной Думой в первом чтении. Сейчас у нас есть ассоциации потребителей, товаропроизводителей, ассоциации хлебопеков, молочников и многие другие <?объединения по интересам>. Думаю, ассоциации перерастут в саморегулируемые организации, которые станут нести субсидиарную ответственность. У них будет свой кодекс чести, многоступенчатый внутриведомственный контроль, внутриведомственные штрафные санкции - их практически освободят от государственного контроля. Паршивую овцу в своем стаде они не потерпят: или заставят работать добросовестно, или просто исключат из организации. После чего нарушитель снова подпадет под государственный контроль. А там - либо еще один шанс на <?исправление>, либо уход с рынка. Сейчас подготовлено много изменений и дополнений и в Уголовный и в Процессуальный кодексы, в Закон <?О защите прав потребителей>, о дистанционной, электронной и выносной торговле. Заработают они в полную силу, по моим прогнозам, буквально через год. Пока мы реализуем известное кредо <?Предупрежден - значит вооружен>. С первого января будущего года мы открываем для всеобщего доступа в Интернете базу данных по всем крупным предприятиям торговли, начиная с сетевых торговых центров и заканчивая продовольственными магазинами и аптеками. Информация о качестве продуктов в каждой торговой точке будет поступать из всех регионов в режиме реального времени. Так что, если первого января у вас в холодильнике закончатся продукты, включите компьютер и узнайте, были ли в магазине, куда вы собрались, зафиксированы факты реализации некачественной, контрафактной продукции. Если все же купили <?не то>, пожалуйтесь - не отходя от компьютера.