От | Игорь Куртуков |
К | Chestnut |
Дата | 20.01.2004 16:11:29 |
Рубрики | Прочее; Политек; |
Ре: Вы не...
>>У немцев в середине 19 века не наблюдалось всплеска пассионарности.
>
>Революция 1848-9 года, объединение Германии (через три войны), резкий скачок экономики, заморская (и абсолютно ненужная) экспансия...?
А вы прочитайте что понимает Гумилев под пассионарностью, и примените сюда. Увидите, что никаким боком. Вы похоже путаете пассионарность и политическую активность.
Игорь Куртуков (20.01.2004 16:11:29)От | Chestnut |
К | |
Дата | 20.01.2004 16:18:10 |
Ре: Вы не...
>А вы прочитайте что понимает Гумилев под пассионарностью, и примените сюда. Увидите, что никаким боком. Вы похоже путаете пассионарность и политическую активность.
Вот что пишет:
"Пассионарность - это характерологическая доминанта, необоримое внутреннее стремление (осознанное или, чаще, неосознанное) к деятельности, направленной на осуществление какой-либо цели (часто иллюзорной) [*1]. Заметим, что цель эта представляется пассионарной особи иногда ценнее даже собственной жизни, а тем более жизни и счастья современников и соплеменников.
Пассионарность отдельного человека может сопрягаться с любыми способностями: высокими, средними, малыми; она не зависит от внешних воздействий, являясь чертой психической конституции данного человека; она не имеет отношения к этике, одинаково легко порождая подвиги и преступления, творчество, разрушения, благо и зло, исключая только равнодушие; она не делает человека "героем", ведущим "толпу", ибо большинство пассионариев находятся в составе "толпы", определяя ее потентность в ту или иную эпоху развития этноса.
Модусы пассионарности разнообразны: тут и гордость, стимулирующая жажду власти и славы в веках; тщеславие, толкающее на демагогию и творчество; алчность, порождающая скупцов, стяжателей и ученых, копящих знания вместо денег; ревность, влекущая за собой жестокость и охрану очага, а примененная к идее - создающая фанатиков и мучеников. Поскольку речь идет об энергии, то моральные оценки неприменимы: добрыми или злыми могут быть сознательные решения, а не импульсы."
По-моему, всё вполне применимо (как и вообще к Европе и Америке в 19 веке).
Chestnut (20.01.2004 16:18:10)От | Рустам |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:11:59 |
Ре: Говоря попросту
Доброго здоровья!
Пассионарность определяется разницей между жаждой деятельности и инстинктом самосохранения.
И положительной пассионарностью у немцев 19-20 веков не пахнет. Типичный "золотой век".
Зато пахнет пассионарностью у "Матросовых". Вот только не является ли она искусственно созданной?
С Уважением, Рустам
Рустам (20.01.2004 21:11:59)От | Игорь Куртуков |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:15:35 |
Ре: Говоря попросту
>Зато пахнет пассионарностью у "Матросовых".
Тоже не пахнет.
Игорь Куртуков (20.01.2004 21:15:35)От | Рустам |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:34:29 |
Ре: Не пахнет, это и есть "положительная пассионарность" в чистом виде. (-)
Рустам (20.01.2004 21:34:29)От | Игорь Куртуков |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:44:20 |
Нет.
1. Если говорить об отдельном поступке, то мы не можем судить, что было движущим мотивом Матросова. Это могла быть скажем ярость, ненависть. Тогда это не пассионарность.
2. Если говорить об этносе, то мы не можем утверждать, что подобное поведение было доминантой российского (супер)этноса.
Игорь Куртуков (20.01.2004 21:44:20)От | Рустам |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:48:37 |
Re: Нет.
Доброго здоровья!
>1. Если говорить об отдельном поступке, то мы не можем судить, что было движущим мотивом Матросова. Это могла быть скажем ярость, ненависть. Тогда это не пассионарность.
Именно пассионарность - налицо превышения жажды выполнения цели над инстинктом самосохранения.
А была ли та пассионарность у него от рождения или была вызвана действиями властей или поеданием мухоморов - вопрос второй.
>2. Если говорить об этносе, то мы не можем утверждать, что подобное поведение было доминантой российского (супер)этноса.
Так ЛНГ и писал, что лиц с положительной пассионарностью мало. Большинство особей в пассионарном этносе - гармоничны.
С Уважением, Рустам
Рустам (20.01.2004 21:48:37)От | Игорь Куртуков |
К | |
Дата | 21.01.2004 00:43:36 |
Вот кстати, забавный список пассионариев
... от автора теории:
Типичными пассионариями ... являются: Скупой рыцарь, одержимый алчностью; Дон Гуан, стремящийся к любовным победам ради побед; Сальери из зависти убивающий Моцарта; Алеко, из ревности зарезавший Земфиру.
Рустам (20.01.2004 21:48:37)От | Игорь Куртуков |
К | |
Дата | 20.01.2004 22:30:15 |
Ре: Нет.
>Именно пассионарность - налицо превышения жажды выполнения цели над инстинктом самосохранения.
>А была ли та пассионарность у него от рождения или была вызвана действиями властей или поеданием мухоморов - вопрос второй.
Гумилев с вами не согласен:
Деяния, продиктованные пассионарностью ... отличаются они от реактивных акций, вызываемых внешними раздражителями, например вторжением иноплеменников. ... Для пассионариев ... характерно посвящение себя той или иной цели, преследуемой иной раз на протяжении всей жизни.
>Так ЛНГ и писал, что лиц с положительной пассионарностью мало. Большинство особей в пассионарном этносе - гармоничны.
Давайте послушаем ЛНГ:
не отдельные пассионарии делают великие дела, а тот общий настрой, который можно назвать уровнем пассионарного напряжения.
Chestnut (20.01.2004 16:18:10)От | Игорь Куртуков |
К | |
Дата | 20.01.2004 18:24:28 |
Ре: Вы не...
>По-моему, всё вполне применимо
А по-моему нет. Пассионарность в понимании Гумилева противоположна дисциплине. Эдакое шило в заднице, которое толкает пассионария к действию несмотря ни на что. Немцы же демонстрировали как раз довольно высокий уровень дисциплины. В гумилевских терминах то что проис ходило с Германией на рубеже веков - это не пассионарный толчок, а наоборот, фаза остывания, когда за счет консолидации усилий внешний результат получается значительно выше, чем во время пассионарного кипения.
У немцев же, применяя те же скользкие физические аналогии, выделялась энергия при кристаллизации - обьединении Германии.
Игорь Куртуков (20.01.2004 18:24:28)От | Chestnut |
К | |
Дата | 20.01.2004 18:36:47 |
Ре: Вы не...
>А по-моему нет. Пассионарность в понимании Гумилева противоположна дисциплине. Эдакое шило в заднице, которое толкает пассионария к действию несмотря ни на что. Немцы же демонстрировали как раз довольно высокий уровень дисциплины. В гумилевских терминах то что проис ходило с Германией на рубеже веков - это не пассионарный толчок, а наоборот, фаза остывания, когда за счет консолидации усилий внешний результат получается значительно выше, чем во время пассионарного кипения.
>У немцев же, применяя те же скользкие физические аналогии, выделялась энергия при кристаллизации - обьединении Германии.
а не то же самое происходило с любимыми Гумилёвым монголами в 13 веке?
Chestnut (20.01.2004 18:36:47)От | Рустам |
К | |
Дата | 20.01.2004 21:14:28 |
Ре: В 13 - самая акматическая фаза.
Доброго здоровья!
>>А по-моему нет. Пассионарность в понимании Гумилева противоположна дисциплине. Эдакое шило в заднице, которое толкает пассионария к действию несмотря ни на что. Немцы же демонстрировали как раз довольно высокий уровень дисциплины. В гумилевских терминах то что проис ходило с Германией на рубеже веков - это не пассионарный толчок, а наоборот, фаза остывания, когда за счет консолидации усилий внешний результат получается значительно выше, чем во время пассионарного кипения.
>
>>У немцев же, применяя те же скользкие физические аналогии, выделялась энергия при кристаллизации - обьединении Германии.
>
>а не то же самое происходило с любимыми Гумилёвым монголами в 13 веке?
В 12 - перегрев. "Золотой век" - позже. Во время принятия буддизма.
С Уважением, Рустам