От | Кирилл |
К | All |
Дата | 10.01.2004 10:21:20 |
Рубрики | Танки; 1941; |
Всем - просьба.
Всем привет!
Народ помогите найти статью М. Свирина
"Если бы война повременила"
С уважением Кирилл
Кирилл (10.01.2004 10:21:20)От | Сергей Зыков |
К | |
Дата | 10.01.2004 11:33:51 |
держи, болезный
- с эксклюзивным дополнительным, приватным комментарием М.С. :с) поскольку в "Танкомастер" 4/97 тиснули статью с оборваной концовкой.
Вот картинок нашел только 2.
=====================================
ЕСЛИ БЫ ВОЙНА ПОВРЕМЕНИЛА
Задача статьи заключается в том, чтобы рассказать о облике советского среднего танка с которым довелось бы встретиться немецким танкам, вторгнись они в USSR не в июне 1941 года, а на полгода позднее. Рассказ основан на фактических документах.
Михаил Свирин
Всем известна банальная фраза, что история не любит сослагательного наклонения. Но как хочется порой смоделировать ее ход, введя в уже известные всем формулы новое слагаемое. Пусть не подумает читатель, прочитав заглавие статьи, что автор попытался стать таким же пророком. Его задача состояла в том, чтобы рассказать вам об облике советского среднего танка, работы над созданием которого велись зимой-весной 1941 г. и с которым довелось бы встретиться немецким "панцерваффе", вторгнись они в СССР не в июне 1941 г., а на полгода позднее. Рассказ основан на фактических документах и потому не может быть отнесен к разряду "ненаучной фантастики".
Рис. 1. Эталонный танк А-34 №1
Рис. 2. Танк Т-34 первой серии
Рис. 3. Модель танка А-43 спереди
Рис. 4. Модель танка А-43 сбоку
Рис. 5. Продольный разрез А-43
Рис. 6. Модель танка А-43 сверху
Рис. 7. Поперечный разрез А-43
Рис. 8. Общие виды А-43
Рис. 9. Танк Т-34 выпуска лета 1941 г.
Известно, что ранней весной 1940 г. танк Т-34 был принят на вооружение РККА и поставлен в серию на заводе № 183 (ХПЗ) и Сталинградском Тракторном Заводе (СТЗ).
Казалось, Красная Армия получила, ту самую боевую машину, которая ей была нужна позарез, но проведенные в апреле-сентябре 1940 г. войсковые испытания двух прототипов А-34 и первых двух серийных Т-34, выполненные по новой программе, утвержденной в октябре 1939 г., выявили у серийных танков столько недостатков, что их боевая ценность была поставлена под сомнение. Казалось, в них не было ни одного узла, который в ходе испытаний не сломался бы.
Подлили масла в огонь и проведенные летом-осенью 1940 г. (в августе, октябре и ноябре) совместные испытания серийного Т-34 и двух немецких танков PzKpfw III, закупленных в Германии в 1939 г. (еще один PzKpfw III был украден с ничейной полосы из-под носа немецких войск в ходе Польской кампании). Многие авторы уверяют, что эти испытания закончились полным триумфом советской машины, но это далеко не так. Конечно, по вооружению и бронированию наш танк был более удачным, но ...
В башне Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых совмещал функции командира танка и командира орудия, а в ряде случаев еще и командира подразделения. В башне же немецкого танка без проблем помещались три члена экипажа, каждый из которых имел свой эвакуационный люк. Командир танка имел к тому же удобную башенку кругового обзора, а все члены экипажа снабжались собственным прибором внутренней связи (в Т-34 выпуска 1940 г. внутренней связью объединялись лишь двое танкистов - командир и водитель). Лучше показала себя немецкая машина и в плавности хода, она гораздо меньше шумела (на полном ходу на гравийном шоссе Т-34 было слышно на расстоянии 400-500 м и более). Полной неожиданностью для советских военных оказалось и то, что один из немецких танков на гравийном шоссе (на перегоне Кубинка - Речице) разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч, а выделенный в качестве эталона БТ-7 на колесах смог лишь приблизиться к немцу, показав 68,1 км/ч. Комиссия под председательством Кульчицкого, отметила более удачную подвеску немецкого танка, хорошее качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, наличие командирской башенки, хорошее качество двигателя и трансмиссии.
Вскоре после испытаний замнаркома обороны, маршал Г.Кулик, курировавший создание Т-34, приостановил выпуск танка, потребовав ликвидации в кратчайший срок всех отмеченных недостатков. Однако устранить наиболее значимые - тесноту боевого отделения, слепоту танка, плохую КПП в рамках существующей конструкции не представлялось возможным и потому в августе-сентябре 1940 г. по решению Комитета Обороны при СНК СССР и ЦК ВКП(б) конструкторское бюро ХПЗ провело разработку эскизных проектов двух вариантов нового танка. Руководителем проекта был назначен А.Морозов.
О машине А-41 (Т-34 частичной модернизации) известно немного. Она упоминается в письме наркома среднего машиностроения наркому обороны 19 сентября От Т-34 новый танк отличался во-первых, трехместной башней на погоне диаметром 1700 мм, в которую должно было быть установлено 76-мм длинноствольное орудие, заказанное ОКБ 92, и во-вторых, доработанным корпусом по типу А-34 второго опытного образца. Но установка башни с погоном диаметром 1700 мм на старом корпусе была сочтена неудачной и потому работы над А-41.
Согласно распоряжения Комитета Обороны при СНК СССР от 7 октября, в КБ ХПЗ осенью развернулись работы над танком Т-34 капитальной модернизации. Этот танк имел заводской индекс А-43 и представлял собой своеобразный гибрид из Т-34 и немецкого PzKpfw III. При реализации проекта конструкторы надеялись одним ударом убить все притязания военных и потому старались угодить им во всем. Новый А-43 должен был стать немного длиннее (с учетом более длинного ствола орудия Ф-34), уже и выше, чем Т-34 а его клиренс был увеличен на 50 мм для облегчения движения по снегу. Специально для этого танка был спроектирован вариант дизельного двигателя В-5 мощностью 600 л.с. Чтобы не тратить много времени на создание новой КПП, на новом танке, для улучшения его динамических характеристик, установили старую, дополнив ее демультипликатором. Таким образом А-43 получал возможность движения с 8-ю скоростями "вперед" и двумя "назад". Свечная подвеска типа Кристи уступила место индивидуальной торсионной, хорошо зарекомендовавшей себя на немецком PzKpfw III и отечественных СМК и КВ. На 140 л. был увеличен объем топливных баков.
Для улучшения обитаемости танк был перекомпонован. Водитель танка (начавший совмещать также обязанности механика) перекочевал в нем с левой стороны отделения управления на правую, соответственно стрелок (ставший теперь радистом) занял место слева от него. Танк получил трехместную башню с погоном 1700 мм, которую требовали военные, оборудованную к тому же наблюдательной башенкой со скрываемыми смотровыми приборами. Поскольку конструкция башни была тщательно проработана для А-41, в А-43 с ней не возникло никаких вопросов. Для улучшения размещения боекомплекта радиостанцию из башни перенесли в корпус танка поближе к стрелку-радисту. Это позволило немного увеличить боекомплект орудия и пулеметов. Впервые в истории отечественного танкостроения в состав штатного вооружения танка был введен пистолет-пулемет ППД, а вместо курсового пулемета предусматривалась возможность установки пневматического, или порохового огнемета.
Несмотря на все эти "добавки" при сохранении прежней толщины брони танк оказался на 987 кг легче Т-34 и потому (при применении нового двигателя и двух КПП) его скорость должна была возрасти с 50 до 53-56 км/ч, но немного увеличивалось также удельное давление на грунт, так как гусеницы были заужены на 100 мм (до 450-460 мм).
Проект казался столь хорошим, что в феврале 1941 г. он был одобрен КО при СНК и ЦК ВКП(б), от которого поступило распоряжение об изготовлении деревянных моделей в масштабе 1:10 и полноразмерного. Заседание макетной комиссии не принесло никаких неожиданностей. Единственной доработкой, которую рекомендовали "высокие инстанции" было увеличение толщины лобовой брони танка до 60 мм (с возможностью дальнейшего наращивания ее до 75 мм), поскольку резерв массы почти в одну тонну легко позволял это сделать.
В марте началось изготовление двух эталонных образцов танка, который в целях секретности именовался Т-34М. Одновременно смежники начинали осваивать серийное производство узлов танка. Первым из смежников на проектный режим вышел завод № 92 НКВ, который с 1 марта 1941 г. начал отгрузку пушек Ф-34 как для А-43, так и для стоявших в серии Т-34.
Под руководством главного металлурга Мариупольского завода им. Ильича - В.Ниценко, для А-43 была разработана "штамповано-сварная башня" и в мае 1941 г. завод не только изготовил первые 5 шт., но и подготовил их серийное производство.
К 17 мая было закончено изготовление также трех корпусов нового танка.
Торсионы, катки и ряд других элементов ходовой части для шести комплектов танка были поданы к 21 апреля Харьковским Тракторным Заводом. Казалось, еще немного и танк, наконец, увидит свет, но камнем преткновения для него стал двигатель В-5, который так и не был сдан ни к 1 мая, ни к 15 июня, ни к 25 июля 1941 г.
При эвакуации завода № 183 из Харькова в Нижний Тагил отправились 5 комплектных (полностью собранных с вооружением) башен, 2 укомплектованных бронекорпуса с подвеской, но без двигателей, три неукомплектованных корпуса, а также три дополнительных комплекта запасных частей. Мариупольский же завод вывез 50 (или 46) почти законченных башен ...
С подачи зарубежных авторов у нас принята версия, что башня с A-43 пошла в серию в конце 1942 года в Нижнем Тагиле. Это утверждение основано на недоразумении: ничего общего с башней, предложенной для T-34 в августе 1942 года и известной под...*
Так, что если бы война немного повременила, немецкие танкисты смогли бы познакомиться с куда более неприятным противником, чем Т-34.
---------------------------------------------
* Ну а концовка статьи звучит примерно так:
"С подачи некоторых зарубежных авторов принято считать,
что башня с А-43 была использована в Т-43. Это не так,
так как по общей геометрии и технологии изготовления
они представляют собой совершенно разные изделия"
Или что-то в этом роде. Скоты потеряли мой оригинал :-((,
а на моей машине тогда гикнулся винчестер. Точно не помню.
Сергей Зыков (10.01.2004 11:33:51)От | Кирилл |
К | |
Дата | 10.01.2004 12:19:51 |
Спасибо!
Всем привет!
С уважением Кирилл
Сергей Зыков (10.01.2004 11:33:51)От | Сергей Зыков |
К | |
Дата | 10.01.2004 12:12:34 |
еще вариант
текст который ниже - из "Танкомастера" а предыдущий был - интернет-версия с ликвидированного сайта.
Там есть некоторые отличия
ЕСЛИ БЫ ВОЙНА ПОВРЕМЕНИЛА....
Задача статьи заключается в том, чтобы рассказать о облике советского среднего танка с которым довелось бы встретиться немецким танкам, вторгнись они в СССР не в июне 1941 года, а на полгода позднее. Рассказ основан на фактических документах.
Известно, что ранней весной 1940 года танк Т-34 был принят на вооружение RKKA и поставлен в серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе №183 (ХПЗ). Казалось, Красная Армия получила наконец танк который ей был так нужен. Однако проведенные в апреле - сентябре 1940 года обширные войсковые испытания двух серийных Т-34, выполненные по программе, утвержденной в октябре 1939 года, выявили столько недостатков, что реальная боевая ценность этих машин была подвергнута сомнению. Казалось, в танках не было ни одного узла, который не ломался.
Проведенные летом 1940 года совместные испытания Т-34 и двух немецких танков PzKpfw III, закупленных после подписания пакта Молотова - Риббентропа (еще один, частично неисправный танк Pz.III был украден из под носа немецких войск в ходе Польской кампании с нейтральной полосы).
Многие авторы уверяют, что эти испытания закончились полным триумфом советской машины, но это далеко не так. Конечно, по вооружению и бронированию советский танк был более удачным, но...
В башне Т-34 с трудом размещались два танкиста, один из которых выполнял функции не только командира танка, но также командира пушки, а в ряде случаев еще и командира подразделения. В башне немецкого танка без труда помещались три танкиста, каждый из которых имел свой люк. Командир имел удобную башенку кругового обзора, все члены экипажа снабжались собственным прибором внутренней связи ( в Т-34 внутренней связью объединялись лишь двое ). Лучше проявил себя немецкий танк и в плавности хода. Pz.III оказался менее шумным ( при полной скорости на гравийном шоссе Т-34 было слышно примерно за 450 м, а Pz.III - за 150-200 м ). Полной неожиданностью оказалось то, что Pz.III на гравийном шоссе (на перегоне Кубинка - Речице) разогнался на мерном километре до скорости 69,7 км/ч, в то время как лучший показатель для Т-34 составил 48,2 км/ч, а выделенный в качестве эталона BT-7 на колесах смог лишь приблизиться к Pz.III, показав 68,1 км/ч. Военные, курировавшие проведение испытаний, отметили более удачную подвеску Pz.III, хорошее качество оптических приборов, удобное размещение боекомплекта и радиостанции, наличие командирской башенки удачной конструкции, хорошее качество двигателя и трансмиссии.
Вскоре после испытаний, заместитель народного комиссара обороны, маршал M.Кулик, курировавший создание Т-34, приостановил выпуск танков, и потребовал ликвидировать все отмеченные недостатки - тесноту боевого отделения, слепоту танка, плохую трансмиссию. Однако это сделать полностью не удалось, и потому в августе - сентябре при Совете Министров СССР и Центрального Комитета ВКП(б) конструкторское бюро ХПЗ под руководством A. Морозова, который был назначен в мае 1940 года начальником бюро перспективного проектирования новых танков, предложило два варианта нового танка.
Проект A-41 (T-34 частичной модернизации) представлял собой попытку исправить большинство замеченных недостатков без изготовления нового корпуса и силового агрегата. От Т-34 новый танк отличался, во первых, трех - местной башней на погоне диаметром 1700 мм, в которую должно было быть установлена новая длинноствольная 76-мм пушка, заказанное у OKB №92 (Ф-34). Другим важным отличием танка должна была стать специальная бронированная наблюдательная башенка водителя. В переписке по НКТП и НКСМ упоминание о завершенном проекте нового танка встречается 15 октября. А 1 ноября было принято решение о прекращении всех работ над A-41, так как макетная комиссия усомнилась в соответствии параметров проекта требованиям технического задания. Тем более, что изготовленный летом 1940 года танк Т-34 "второго опытного образца", имевший корпус по типу A-41, не оправдал возложенных на него ожиданий.
В октябре 1940 года под руководством A. Морозова, сменившего умершего M. Кошкина, в конструкторском бюро ХПЗ развернулись работы над танком Т-34 капитальной модернизации. Он немного известен в печати под индексом Т-34M, хотя танк имел заводской индекс A-43. Машина создававшаяся по этому проекту, представляла собой гибрид танков T-34 и немецкого PzKpfw III. При реализации проекта конструкторы надеялись учесть все пожелания военных, угодив им во всем.
Танк должен был стать длиннее (с учетом более длинного ствола пушки Ф-34) более узким и высоким, чем T-34; его клиренс был увеличен на 50 мм для облегчения движения по снегу. Специально для A-43 был спроектирован вариант дизельного двигателя В-5 мощностью 600 л.с. Для быстрого решения вопроса с трансмиссией ее не стали создавать заново, а применили на новом танке 4-х скоростной демультипликатор, улучшавший динамические характеристики машины. Таким образом A-43 получал возможность двигаться с 8 скоростями вперед и 2 скоростями назад. Свечная подвеска Кристи уступила место индивидуальной торсионной, как на немецком Pz.III и советском КВ. На 140 л. увеличили объем топливных баков.
Для улучшения обитаемости танк перекомпоновали. Водитель (он же механик) переместился с левой стороны на правую, стрелок - радист на левую сторону. Далее танк получал как раз ту трехместную башню с кольцом погона 1700 мм, которую требовали военные, оборудованную наблюдательной башенкой с раскрываемыми смотровыми щелями. Поскольку конструкция башни была проработана на танке A-41, в танке A-43 с ней не возникло никаких проблем. Для улучшения размещения боекомплекта радиостанцию из башни перенесли в корпус танка поближе к стрелку - радисту. Это позволило увеличить боекомплект с 77 до 100 снарядов, а боекомплект для пулеметов с 46 до 72 дисков. Впервые в истории советского танкостроения в состав штатного вооружения танка был введен пистолет-пулемет ППД, а вместо курсового пулемета предусматривалась установка пневматического огнемета.
При сохранении прежней толщины брони новый танк оказался на 987 кг легче T-34, и потому (при применении нового двигателя и трансмиссии) его скорость возрастала с 48 до 52-54 км/ч. Немного увеличилось удельное давление на грунт, так как гусеницы были заужены на 100 мм. Проект оказался столь хорошим, что в январе 1941 года сразу после положительного заключения макетной комиссии, он был одобрен руководством НКТП и Комитетом Обороны при СНК Центральным Комитетом ВКП(б). Единственной доработкой которую рекомендовали высокие инстанции, было увеличение толщины лобовой брони танка до 60 мм, поскольку резерв массы в 1 тонну легко позволял это сделать.
В марте 1941 года началось изготовление двух эталонных образцов танка, который в целях секретности именовался T-34M. Одновременно поставщики начали осваивать серийное производство узлов и агрегатов этой машины. Уже в феврале 1941 года завод №92 НКВ (Народного Комиссариата Вооружений) начал отгрузку пушек Ф-34, как для A-43, так и для серийных танков T-34.
Под руководством главного металлурга завода имени Ильича в Мариуполе, В. Ниценко, для A-43 была разработана "штампованно-сварная башня", и в мае 1941 года завод не только изготовил первые 5 башен, но и подготовил их массовое производство. 17 апреля было изготовлено также 3 корпуса. Торсионы, катки и ряд других элементов ходовой части для 6 комплектов танка были поставлены к 21 апреля ХПЗ. Казалось, еще немного - и танк, наконец, увидит свет. Но барьером для него стал двигатель В-5, который так и не был отгружен ни к 1 мая, ни к 15 июня, ни даже к 25 июля 1941 года.
При эвакуации завода №183 в Нижний Тагил отправились 5 комплектных, (полностью собранных, с вооружением) башен, 2 укомплектованных корпуса с подвеской, но без двигателей, а также 3 дополнительных комплекта запасных частей. Мариупольский же завод вывез 50 почти законченных башен. Так что если бы война немного повременила, немецким танкистам пришлось бы знакомиться с куда более неприятным противником, чем T-34 образца 1941 года.
С подачи зарубежных авторов у нас принята версия, что башня с A-43 пошла в серию в конце 1942 года в Нижнем Тагиле. Это утверждение основано на недоразумении: ничего общего с башней, предложенной для T-34 в августе 1942 года и известной под
...
( текст обрывается, при печати часть текста потеряли! )