ОтОфф-Топик
КAll
Дата20.09.2000 01:37:17
РубрикиСовременность; Спецслужбы;

Женщины полковник и генералы в Армии и КГБ






ЖЕНЩИНЫ В АРМИИ: ГРАНИ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА

Как справедливо заметил Дмитрий Писарев, «мужчину жизнь вертит и колышет круче, но на женщину она давит все-таки сильнее». Под этим давлением женщина сегодня вынуждена завоевывать жизненное пространство за счет сфер деятельности, которые традиционно считались «мужскими». К их числу относится и военная служба. В условиях феминизации безработицы все больше россиянок проявляют желание связать свою жизнь с армией. Для одних это вообще единственный шанс найти работу - например, в условиях далекого воинского гарнизона. Для других – островок относительной стабильности, где зарплату выплачивают вовремя… Итак, каково же положение и перспективы женщины в нынешней армии?



Служба женщин в армии не является феноменом XXI века. Как показали исторические изыскания, уже в IV веке до н.э. в Афинах и Спарте женщины присутствовали в вооруженных формированиях греческих войск, позже они участвовали в походах Александра Македонского. Римский историк Тацит (II в. до н.э.) в «Анналах» описывает кельтское войско, противостоящее римлянам. В составе его было много женщин. Упоминания о легендарных амазонках встречаются у древнегреческого историка Геродота (V в. до н.э.) при описании войн женских племен с эллинами. А Платон и вовсе пишет в одном из сочинений о гендерном представительстве в вооруженных силах: «Разве иная женщина не имеет способностей к военному делу? Пусть же такие жены стражей... принимают участие в войне и прочей защите государства... Это возможно и полезно»[1].

В европейских армиях женщины впервые обрели статус штатных военнослужащих в качестве сестер милосердия в XV-XVI вв.[2] Родиной феминизированной армии является Англия - именно здесь в 1653 г. появились военные госпитали, состоящие из жен солдат. В годы первой мировой войны в стране началось формирование Королевских женских военно-воздушных сил, Королевского вспомогательного корпуса и женского легиона автотранспорта в количестве 100 тыс. человек. В другой англоязычной стране – Канаде – несколько ранее, в 1895 г. женщины впервые наравне с мужчинами встали в строй как полноправные военнослужащие с соответствующим статусом. Их стали принимать на военную службу в мирное время не только в службы обеспечения, но и в боевые части.

В России участие женщин в войнах тоже имеет давнюю традицию. Былины, дошедшие до нас, свидетельствуют о воинственных богатыршах-поленицах, которые на могучем коне в боевых доспехах сражались с врагами русской земли, даже порой вступая в единоборство с мужчинами и одерживали над ними верх. Н.Карамзин отмечал, что древние византийские летописи уже под 626 г. содержат упоминания о женщинах в доспехах, павших при осаде русичами Константинополя. Славны и ратные дела княгини Ольги, «праматери всех князей русских». Вместе со своим мужем – киевским князем Игорем – она была участницей многих военных походов, а после гибели мужа собрала в Киеве дружину и успешно усмиряла воинственных соседей.

Юридически право на армейскую службу для женщины в России было закреплено петровским Уставом 1716 г.. В 1787 г., к визиту Екатерины II в Таврию в Балаклаво-греческом батальоне генерала Чанони из ста «благородных жен и дочерей господ офицеров» по приказанию светлейшего князя Г.Потемкина была сформирована «амазонская рота» под командованием Елены Ивановны Сарандовой. Уже в 1806 г. русская женщина-офицер Надежда Андреевна Дурова проходила военную службу в кавалерийском полку - образ ее стал основой для фильма “Гусарская баллада”. А женский «батальон смерти» был сформирован в годы первой мировой войны георгиевским кавалером Марией Бочкаревой.

В советское время необходимость воинской службы для женщин была предметов жарких дискуссий. Многие считали воинский труд средством обеспечения фактического социального равенства полов. «С призывом женщин в войска окончательно закрепляется представление о ней, как о равноправном и равноценном члене государства», - подчеркивала А.М.Коллонтай[3]. В межвоенный период более 250 женщин закончили военные академии и затем успешно воевали не только связистками, санинструкторами и зенитчицами, но и командовали танковыми ротами, как Е.С.Кострикова (дочь С.М.Кирова), минометными батареями, как Л.В.Дубровицкая, подразделениями морской пехоты - как Е.Н.Завалий.

Беспрецедентным в мировой истории войн событием является боевая деятельность в годы Великой Отечественной войны сразу трех женских авиационных частей – 586-го истребительного полка (командир - подполковник Т.А. Казаринова), 587-го полка пикирующих бомбардиров­щиков (до гибели в 1943 г. полком командовала майор М.Раскова) и 588-го ночного бомбардировочного полка (командир - майор Е.Бершанская). 28 летчиц и штурманов этих авиаподразделений были удостоены высшей награды Родины - звания Героя Советского Союза.

За мужество и героизм в годы войны 150 тыс. советских женщин награждены боевыми орденами и медалями. Так, 86 отмечены званием Героя Советского Союза, более 200 стали кавалерами орденов Славы 2-й и 3-й степеней, а четыре - полными кавалерами ордена Славы. Одна из них - стрелок-радист пикирующего бомбардировщика Пе-2 99-го отдельного гвардейского разведывательного полка 15-й воздушной армии Н.А. Журкина, совершившая 87 боевых вылетов и участвовавшая в 30 воздушных боях[4]. Ее коллега Ольга Ящикова первой в мире освоила реактивный истребитель. Вспоминая о Великой Отечественной войне, Маршал Советского Союза А.И.Еременко писал: «Едва ли найдется хоть одна военная специальность, с которой не справились бы наши отважные женщины так же хорошо, как их братья, мужья и отцы»[5].

Служба в армии привлекает представительниц прекрасного пола и по сей день. Согласно исследованиям 1999 г., проведенным в 20 российских вузах, каждая пятая студентка хотела бы стать офицером, каждая седьмая – заключить контракт на прохождение военной службы[6]. Но в профессиональной воинской деятельности дискриминация «по половому признаку» в последнее время даже обострилась. После издания в 1997 г. приказа министра обороны РФ о запрещении приема женщин в военные академии (кроме войск связи и медицинских специальностей), она, по мнению специалистов, носит целенаправленный характер. Как справедливо заметил депутат Государственной Думы В.Рыжков, «женщины по-прежнему – самая обожаемая и бесправная часть общества».

Но несмотря на запреты и указы, Вооруженные Силы России продолжают феминизироваться. С 1985 по 1995 г. численность военнослужащих-женщин увеличилась десятикратно – до 350 тыс. человек. Даже после сокращения в начале 2000 г. во всех силовых ведомствах насчитывалось более 500 тыс. представительниц прекрасного пола – в одном Министерстве обороны их 115 тыс., в том числе 14 полковников, 75 подполковников, более 300 майоров. В Федеральной пограничной службе России служат более 12 тыс. женщин, из которых 625 – в звании офицеров, а 5480 - прапорщика (соответственно 5,2 и 45,7 % от общей численности)[7].

Тем не менее, в ВС России в течение нескольких десятилетий нет ни одной женщины-генерала, в отличие от зарубежных армий – например, в США такой чин имеют десять женщин, в Великобритании - четыре, во Франции – две. В Израиле 46-летняя Ори Адато, прослужившая 27 лет, не просто имеет воинское звание бригадного генерала, но и находитсяся во главе женского корпуса вооруженных сил Израиля ("Хейл нашим") численностью свыше 36 тыс. человек, являясь одновременно помощником министра обороны[8].

Правда, пять россиянок из других ведомств все же дослужились до генеральских погонов - две сейчас в отставке (первая женщина-космо­навт В.Николаева-Терешкова и Г.Смирно­ва, бывший начальник 12-го отдела КГБ СССР), две служат в системе МВД (Н.Москалькова, начальник правового управления МВД России, и С.Перо­ва, замначальника ГУВД г. Москвы), а одна – в ФСБ (Н.Климова, первый замначальника Военно-медицинского управления ФСБ).

Что же движет женщинами, решившими связать свою жизнь с армией? Исследования, проведенные автором этих строк в 12 частях Ленинградского и Московского военных округов в феврале 2000 г., показали, что доминируют здесь три мотива – надежда решить финансовые (62 % опрошенных), семейно-бытовые (24 %) и жилищные проблемы (14 %). Из индивидуальных бесед выяснилось, что многие женщины становятся в строй лишь потому, что альтернатива «военной портупее» - безработица. Других на заключение контракта подвигают положенные военнослужащим льготы, семейная традиция, нежелание быть домохозяйкой и пр.

Следует отметить, что материальные мотивы поступления женщин на военную службу не новы. Так, Х.Д.Алчевская, анализируя состав сестер милосердия, участвующих в черногорско-сербско-турецкой войне 1877-78 гг., выделяет так называемую «группу наемниц». Одна из этих девушек откровенно говорит подруге: «Если бы мои родители не разорились, никогда бы я не дошла до такого унижения». Подобно им нынешние «амазонки» часто терпят тяготы и лишения военной службы, понимая, что в условиях гарнизона военная служба – единственный источник существования. На каждую военную должность претендуют еще 5-6 конкуренток.

Несмотря на все льготы и преимущества, жизнь военных далеко не проста. К тому же круг проблем не ограничивается финансовыми и семейно-бытовыми. Каждая четвертая женщина, участвующая в опросе, подтвердила наличие такой проблемы, как сексуальные домогательства со стороны сослуживцев, причем 12 % это «коснулось лично». По данным Главного военного прокурора РФ Ю.Демина, факты сексуального насилия в отношении военнослужащих-женщин зафиксированы в 1997 г. в Уральском и Ленинградском военных округах, на Тихоокеанском флоте. При этом сам Ю.Демин допускает, что это лишь те факты, которые преданы огласке с согласия самих потерпевших. На деле их значительно больше и распространяются они, в основном, на женщин рядового и сержантского состава.[9] К сожалению, во всех армиях мира сексуальные домогательства не редкость. В вооруженных силах США они «стали обыденным явлением», отмечает официальный доклад Пентагона за 1997 год.[10] Женщины в форме подвергаются изнасилованиям, постоянному психологическому давлению, вынуждены выслушивать непристойные шутки от военнослужащих-мужчин.

И все же женщины «держатся» за военную службу и считают ее достойным местом применения своих талантов. Действительно во многих воинских специальностях они не уступают мужчинам. Начальник Главного организационно-мобилизационного управления МО РФ генерал-полковник В.Путилин убежден, что женщины более старательны, ответственны, основательно осваивают военное дело.[11] И, вероятно, не зря: проблемы комплектования вооруженных сил, связанные с уклонением молодежи от призыва на военную службу и массовым увольнением молодых офицеров, заставляют военное командование все чаще обращать свой взор к прекрасной половине человечества как к резерву не только высококлассных специалистов, но и ответственных граждан, дорожащих честью мундира и Отечества.

Сергей Рыков,
полковник, кандидат педагогических наук