ОтИ. Кошкин
КAll
Дата05.05.2008 21:50:17
Рубрики11-19 век; Искусство и творчество;

"Александр", часть третья.


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

Умытого и переодетого Саву приводят в покои ко князю. Александр сидит в резном кресле, рядом Гаврило и Ратибор, у стен - еще несколько воинов. Князь внимательно рассматривает парня, затем приказывает: "Рассказывай. Все о себе, без утайки." сава смотрит по сторонам, князь кивает: "От них секретов нет. При всех говори". Сава медленно начинает: он сын купца, род старинный, еще от варягов, но в последние годы захудал - в делах не везло. Отец взял долг, пошел на Двину и дальше, за рыбьим зубом, да на обратном пути с корабликами потонул, в Новгород только пять человек вернулись. Просили долго отсрочить - землю продать, но отсрочки не дали, дом и двор пустили на поток, мать этого не пережила. Землю за долг взяли. Сам Сава пошел снова с ушкуйниками на Волгу, брата и сестру младших пристроил к дядьке, а как вернулся - оказалось померли от огневицы, а как вправду было - Бог весть. Тогда и запил, в дружину больше не брали. Все молчат, потом князь спрашивает: а к посаднику ходить не пробовал? парень пожимает плечами: а чего ходить? Долг-то был, ничего не скажешь. А что повременить не хотели, и родня не вступилась - так Бог им судья, не я. Александр молчит, потом кивает Ратибору. Тот подходит к Саве и требует показать руку. Парень поднимает ладонь: поперек идут бугристые старые мозоли. Ратибор кивает и отходит в сторону, вперед шагает Гаврило, резко, не размахиваясь бьет Саву в грудь - тот отшатывается, но стоит на ногах. "Теперь ты", - усмехается рыцарь. "Не буду, убью" - отвечает парень. "Не боись, не убьешь", - улыбается Олексич. Сава пожимает плечами, затем тоже резко, от души бьет богатыря. Тот быстро поворачивается боком, парень проскакивает вперед, но, внезапно развернувшись, достает Гаврилу в плечо. Воин, качнувшись, отступает на шаг назад, резко выдыхает, морщась, трет ушибленное место. Ратибор качает головой, князь улыбается, спрашивает: "Добро ли тебя достал, Гаврюшенька?" Олексич, которому явно больно, все же ухмыляется в ответ и говорит, что сила и впрямь бычья, и поворачивается бойко, а он сам оплошал. Сава испуганно озирается, но Гаврило подходит и хлопает по плечу: "Все, паря, ты теперь княжий человек".

Присяга принесена, начинается повседневная жизнь князя: военачальника и соправителя города. Александр, посадник, тысяцкий, владыко и знатнейшие бояре в Детинце обсуждают насущные вопросы обороны и внешней политики. С юго-запада делают набеги дикие литовцы, через полоцкое княжество ходят свободно, князь им вреда не чинит, а ты, княже, ему зятем приходишься, так отписал бы, чтобы нам таких утеснений не терпеть. А то, пока зима, совокупившись с немцами, на Литву ударим, городки их попалим, пограбим. Старый, но подтянутый боярин Якун с длинными усами и шрамом через лицо хохочет: "Немцы после Шаулы забыли, как на Литву ходить! С Литвой мириться надо - народ сильный. Псковичи уже ходили на них с немцами - там же, на Сауле кровью умылись, едва каждый десятый домой прибежал. С Брячиславом ряд подписывать, чтобы литовцев к нам не пускал, а сил нет - наших воинов послать, не все им на печи сидеть да купцов на Волге трясти. А уж если грабить - так лучше немцев. Они на наших землях, с которых мы спокон веку дань брали, засели, церкви свои латинские построили, и ливы уже не наши стали, а их." Начинается общий спор, часть бояр возражает: с Литвой не договориться, они язычники, идолам кланяются - как таким верить? Торговать с ними нечем - мед, воск и хлеб у самих есть, а с немцами торговля добрая, да и воины они сильные. Даже Ярослав их бурги не взял. Александр замечает, что бурги может и не взял, но в поле бил и на льду бил, он сам при том был, пусть и отроком. Якун, чувствуя поддержку, добавляет, что если Литва - языческая, то надо ее крестить, пока латиняне не крестили. Снова начинается спор, одни говорят, что вече встанет за немцев, другие - что против. Александр внимательно слушает, первеодя взгляд с одного спорщика на другого. Наконец, посадник утихомиривает бояр и переходит к другому вопросу: шведы, хоть у них и нестроение, финнов крестили, а сейчас на наши земли, что к Новгороду тянут, набеги делают и дань с них берут, а те раньше дань всегда нам платили. И на Корелу бегают, и у Ижоры их видели. Александр спрашивает: а что Новгород на тех землях городки не построил? Хоть на Неве той же, где она в море впадает, на ижорской земле. Поставить городок, посадить воинов - если шведы прибегут, те их отобьют, а придут в силе - гонцов пошлют. Бояре качают головами: если городок ставить, так это и церковь там рубить, воинов сажать - деньги нужно, а городок-то не один, и припасы туда слать, а народ местный нам и так дань платит. если же везде города ставить - больно дорого выйдет. "Неужто дороже, чем цепи золотые?" - невинно спрашивает Александр. Крупный план на бояр - на многих дорогие золотые цепи, пояса, перстни. Совет взрывается, бояре орут Александру, чтобы не в своем кошеле не считал. Князь спокойно выслушивает, а потом вдруг резко и твердо говорит: Я - князь, где надо - буду считать, и как решу - так землю оборонять буду. Понадобится серебро, Господин Великий Новгород - дашь серебро. Решу городки рубить - будете рубить, и воинов там посадим. Бояре молчат, онемевшие от такой наглости, потом встает Онфим и, набычившись, говорит: "ты, княжич, не у себя в Переяславле! Ты у нас на глазах рос при отце, потом сам князем стал, хоть еще отрок был! Не тебе наши цепи рвать! Великий Новгород от великого Ярослава Владимировича вольности имеет! Не то что ты, отец твой и его отец, Всеволод Большое Гнездо, Новгороду ни во что были!" Воцаряется тишина, бояре избегают смотреть на Онфима, понимая, что тот зарвался. Гаврило, стоящий рядом с местом Александра, шумно выдыхает и берется за рукоять меча, но потом, словно очнувшись, опускает руку. Теперь выдыхают бояре. Александр молча смотрит на собрание, затем вдруг криво усмехается. "Не княжич, а князь", - спокойно говорит, - "За столько лет пора привыкнуть, хоть и отъезжал. Дел у вас, бояре, много, задерживать не смею. Идите." Бояре переглядываются, смотрят на посадника - это его дворец, здесь он господин. но посадник молчит, и бояре осторожно поднимаются и выходят, но не все. остаются посадник, тысяцкий, владыка, несколько бояр, среди которых Якун. Александр встает, и идет к окну, огибая стол. Со словами: "Душно у тебя, господине", - он с натугой открыает тяжелую, на могучих петлях створку. В палату врывается зимний воздух, князь смотрит в окно и негромко говорит: "Господин Великий Новгород" Затем резко поворачивается к оставшимся: "Так кто я для вас: князь, или княжич? Господин или медведь на привязи?" Бояре переглядываются. Посадник, крякнув, отвечает: "Ты - наш князь. Но вольности свои не отдадим. а городки рубит в ижорской земле надо." Александр идет на свое место, с минуту сидит в размышлениях, затем спрашивает: "Сколько войска выставит Господин Великий новгород, случись беда?" Тысяцкий что-то быстро прикидывает, глядя в потолок: "по зарубе конной и пешей рати с пригородами соберем конно и оружно две тысячи. Но и охочие люди пойдут, хотя оборужены плохо: с копьем, да щитом и топором". "И сколько на это нужно времени?" "Пять дней, не меньше". Князь со свистом втягивает воздух сквозь зубы: "Много". Внезапно вступает Якун: "А по зиме собрать молодежь охочую можно быстрее. Много у нас юных силу деть не знают куда, по воскресным дням на кулаках и ослопах бьются. сын мой, Сбыслав, такой ватагой верховодит. И вооружим добро. Этих сотни две поднять можно часу не мешкая - сами только и ищут, с кем подраться. Но к лету уходят ушкуйниками озорничать" Александр кивает, затем поворачивается к архиепископу: "Владыко, тебя спрошу: почему ижору не крестят? Помню, батюшка говорил: ливы и эсты к нам ходили, хотели крещение принять, да Новгород попов не послал, а потом князья их от немцев латинскую веру приняли, и теперь та земля - орденская и епископская, а прежде Новгороду дань платила. или с ижорой того же хотите?" Все молчат, уставя глаза в пол, потом архиепископ негромко начинает объяснять: "пока ижора некрещенная, с нее можно дань брать, как с поганых, и походами ходить, если возмутятся. Если же крестить ее - будут православные, пригород новгородский, с них уже только подать взять можно. потому и крещеных у них - только старшина, Пелугий, он сам захотел. А я бы и сейчас попа послал, есть такие, что на подвиг готовы, а и воинов в помощь послать можно, но против веча идти не могу." Александр откидывается назад и неверяще обводит взглядом собравшихся, затем тихо спрашивает: "А о спасении души вы думаете?" Затем резко встает и выходит из палаты, за ним идет Гаврило. Лучшие люди Новгорода молча смотрят в пол.


Со двора посадника едут Якун и его сын Сбыслав - молодой, бесшабашного вида красивый парень, за ними попарно - четверо вооруженных слуг. Сбыслав спрашивает отца: каков князь в совете, был-то отрок, а сейчас? Якун молчит, смотрит между ушей коня, затем четко говорит: "Какой-какой. Из большого, орлиного гнезда разве глухарь вылетит? был орленок, теперь в орла вырос." Затем поворачивается к сыну: "Завтра езжай ко князю на двор, зови его с собой на охоту в наши угодья - сам говорил, ловчие две берлоги приметили. Отроком удалой был, и сейчас поедет с радостью. Там с ним поговорим." "А мешу позвать можно?" - спрашивает сын. "так твоя ватага с его только прошлое воскресенье дрались?" - удивляется отец. "Так то шутя," - отвечает сын, - "Он муж удалой и умный, хоть и из черных людей, а кузни у него из лучших, и ушкуйником хаживал". "Шутя," - ворчит отец, - "Двоих ослопами насмерть прибили. Зови, чего там, хоть и из черных людей, а своей удачей и руками богатеет"

И. Кошкин

И. Кошкин (05.05.2008 21:50:17)
ОтДмитрий Козырев
К
Дата06.05.2008 09:31:57

Re: "Александр", часть...


>Сава пожимает плечами, затем тоже резко, от души бьет богатыря. Тот быстро поворачивается боком, парень проскакивает вперед,

Свальня Свиля??? :))))


Дмитрий Козырев (06.05.2008 09:31:57)
ОтИ. Кошкин
К
Дата06.05.2008 09:33:26

Скорее - айкидо. Поворачмвается, а не отклоняется-откидывается корпусом))) (-)



И. Кошкин (05.05.2008 21:50:17)
Отamyatishkin
К
Дата06.05.2008 08:09:45

Re: "Александр", часть...



> да на обратном пути с корабликами потонул,

Заменить на устаревшее, но понятное название?

amyatishkin (06.05.2008 08:09:45)
ОтИ. Кошкин
К
Дата06.05.2008 09:04:17

Re: "Александр", часть...


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

>> да на обратном пути с корабликами потонул,
>
>Заменить на устаревшее, но понятное название?

нет, так тоже говорили, хоть и не в 13 в.

И. Кошкин

И. Кошкин (06.05.2008 09:04:17)
ОтБелаш
К
Дата06.05.2008 09:37:53

Тут народ интересуется ,"владыкО" или "владыкА"? (-)



Белаш (06.05.2008 09:37:53)
ОтJabberwock
К
Дата06.05.2008 11:44:29

Специалисты говорят, что "владыко" - только при обращении...


...так же как "княже" и "отче"

Jabberwock (06.05.2008 11:44:29)
ОтИгорь Островский
К
Дата06.05.2008 13:35:52

Звательный падеж (vocativ) называется (-)



Jabberwock (06.05.2008 11:44:29)
ОтПаршев
К
Дата06.05.2008 12:50:14

Да, звательный падеж (-)



Jabberwock (06.05.2008 11:44:29)
ОтГеннадий Нечаев
К
Дата06.05.2008 12:49:52

Re: Это всего лишь обращение в звательном падеже


Ave!
>...так же как "княже" и "отче"

Вообще это так называемый "звательный падеж", упраздненный при языковой реформе 18-го года.

Звательным падежом называется такой падеж, формы которого используются при обращении к
человеку, для привлечения его внимания; сейчас в его функции ...
Раньше звательный падеж в русском языке был, но от него остались только такие следы, как боже,
старче, еще более забытые княже, друже...

Или тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вокатив

Omnia mea mecum porto

Геннадий Нечаев (06.05.2008 12:49:52)
ОтСергей Зыков
К
Дата06.05.2008 15:02:29

Re: Это всего...


>Ave!
>>...так же как "княже" и "отче"
>
>Вообще это так называемый "звательный падеж", упраздненный при языковой реформе 18-го года.

в украинском он и сейчас есть. свидомые этим очень гордятся

Геннадий Нечаев (06.05.2008 12:49:52)
ОтJabberwock
К
Дата06.05.2008 13:09:44

Да, я уже изучил.


>Раньше звательный падеж в русском языке был, но от него остались только такие следы, как боже,
>старче, еще более забытые княже, друже...

Сейчас ещё остались "мам, пап, тань, коль", и т.д


Jabberwock (06.05.2008 13:09:44)
ОтПаршев
К
Дата06.05.2008 13:52:01

Анекдот есть


Встречаются в коридоре Останкино Ангелина Вовк и Гельмут Коль.
"Ну как дела, Коль?"
"Да ничего, Вовк!"

Белаш (06.05.2008 09:37:53)
ОтИ. Кошкин
К
Дата06.05.2008 11:24:59

Не знаю. Но склонен верить специалистам, что ошибка - у меня))) (-)



И. Кошкин (05.05.2008 21:50:17)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата05.05.2008 22:55:55

Замечания


>Наконец, посадник утихомиривает бояр и переходит к другому вопросу: шведы, хоть у них и нестроение, финнов крестили, а сейчас на наши земли, что к Новгороду тянут, набеги делают и дань с них берут, а те раньше дань всегда нам платили. И на Корелу бегают, и у Ижоры их видели.

На мой взгляд, в тот момент линия шведско-новгородского противостояния проходит куда дальше от Новгорода. Пока что шведы успели подчинить и крестить сумь. Емь будет ими подчинена и крещена лишь десять лет спустя. С другой стороны, емь — давний новгородский данник, хотя и непокорный. Недавно, в 1227 году Ярослав Всеволодович успешно ходил походом на емь.

То есть, на данный момент нет оснований считать емь окончательно вышедшей из сферы новгородского влияния. Соответственно, новгородско-шведская борьба будет идти за контроль над этим племенем.

Что касается попыток шведов брать дань с корел и ижоры, то это вроде бы на несколько десятилетий позже.

>"Владыко, тебя спрошу: почему ижору не крестят? Помню, батюшка говорил: ливы и эсты к нам ходили, хотели крещение принять, да Новгород попов не послал, а потом князья их от немцев латинскую веру приняли, и теперь та земля - орденская и епископская, а прежде Новгороду дань платила. или с ижорой того же хотите?"

На это владыко может возразить, дескать, в 1227 году твой батюшка велел крестить корелу, мог бы озаботиться и ижорой, если бы считал нужным.

И.Пыхалов (05.05.2008 22:55:55)
ОтИ. Кошкин
К
Дата05.05.2008 23:19:28

Ответные замечания


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Наконец, посадник утихомиривает бояр и переходит к другому вопросу: шведы, хоть у них и нестроение, финнов крестили, а сейчас на наши земли, что к Новгороду тянут, набеги делают и дань с них берут, а те раньше дань всегда нам платили. И на Корелу бегают, и у Ижоры их видели.
>
>На мой взгляд, в тот момент линия шведско-новгородского противостояния проходит куда дальше от Новгорода. Пока что шведы успели подчинить и крестить сумь. Емь будет ими подчинена и крещена лишь десять лет спустя. С другой стороны, емь — давний новгородский данник, хотя и непокорный. Недавно, в 1227 году Ярослав Всеволодович успешно ходил походом на емь.

У меня достаточно материала о взаиоотношениях Великого Новгорода с западными соседями. Но я с самого начала предупредил, что буду вносить искажения для того, чтобы фильм был понятней и зрелищней. Собственно, самое главное искажение: в 1239 году Александр по велению отца в Новгород не еедт, потому что он из него никуда и не уезжал, он там с пятнадцатилет княжит, как отец в киев ушел. Также и здесь. "Сумь и емь" массовому зрителю не понятны - их можно вводить в книгу с пояснениями. Собственно, если бы я писал книгу, я бы следовал хронологии и старался бы употреблять соответствующую терминологию, исправив, к примеру, ошибки, которые были в "муромце". Но у меня зарисовка сценария - фильма или сериала, и он должен быть понятен массовому зрителю. Поэтому я смещаю события и называю финнов: люди знают, кто такие финны. Что такое Карелия тоже все представляют. Поэтому цепочка простая: финнов уже покорили, нацелились на карелию и ижорский завод))) Там и с гроодками на тот момент не полный ахтунг был - кое что имелось, хотя Корела еще не построена, кажется.


>Что касается попыток шведов брать дань с корел и ижоры, то это вроде бы на несколько десятилетий позже.

Нет, в то время было, причем туда активно лезли не только шведы, но и немцы.

>>"Владыко, тебя спрошу: почему ижору не крестят? Помню, батюшка говорил: ливы и эсты к нам ходили, хотели крещение принять, да Новгород попов не послал, а потом князья их от немцев латинскую веру приняли, и теперь та земля - орденская и епископская, а прежде Новгороду дань платила. или с ижорой того же хотите?"
>
>На это владыко может возразить, дескать, в 1227 году твой батюшка велел крестить корелу, мог бы озаботиться и ижорой, если бы считал нужным.

Велеть-то может и велел, но в грамоте 1241 года епископа Эзельского Генриха корела четко названа языческой, в отличие от Эстонии, крещеной по латинскому обряду, и православной "Рутии"-Руси

И. Кошкин

И. Кошкин (05.05.2008 23:19:28)
ОтИ.Пыхалов
К
Дата05.05.2008 23:31:53

Это католическая пропаганда


>Там и с гроодками на тот момент не полный ахтунг был - кое что имелось, хотя Корела еще не построена, кажется.

Первое летописное упоминание города Корела — 1295 год.

>Велеть-то может и велел, но в грамоте 1241 года епископа Эзельского Генриха корела четко названа языческой, в отличие от Эстонии, крещеной по латинскому обряду, и православной "Рутии"-Руси.

Естественно он будет называть её языческой, поскольку это создаёт прекрасный предлог для экспансии на её земли.

«Ярослав Всеволодичь, послав, крести множество корел, мало не все люди». Естественно, летопись малость преувеличивает, но и среди собственно русских на тот момент христианизация была отнюдь не 100%-ной.

И.Пыхалов (05.05.2008 23:31:53)
ОтИ. Кошкин
К
Дата05.05.2008 23:42:07

Ни в коем случае. Во-первых, пропаганды тогда не было.


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
>>Там и с гроодками на тот момент не полный ахтунг был - кое что имелось, хотя Корела еще не построена, кажется.
>
>Первое летописное упоминание города Корела — 1295 год.

>>Велеть-то может и велел, но в грамоте 1241 года епископа Эзельского Генриха корела четко названа языческой, в отличие от Эстонии, крещеной по латинскому обряду, и православной "Рутии"-Руси.
>
>Естественно он будет называть её языческой, поскольку это создаёт прекрасный предлог для экспансии на её земли.

...во-вторых, в документах они очень четко различали язычников и крещеных, пусть и по греческому обряду. Собственно, наши исследователи, например Рябинин в работе "От язычества к двоеверию" показывают, что земли корел были, в основном, языческими. Там не было церквей, приходов, не велось богослужение. просто Новгород не спешил крестить своих подданных, потому, кстати, и Прибалтику потерял.

>«Ярослав Всеволодичь, послав, крести множество корел, мало не все люди». Естественно, летопись малость преувеличивает, но и среди собственно русских на тот момент христианизация была отнюдь не 100%-ной.

Русские на тот момент христианизированы стопроцентно, а кто не христианизирован - тот просто по определению нерусский. Другое дело, что язщыческие пережитки и обычаи сильны. Но это проявлялось и в 19-20 вв, на том же Урале, к примеру.

И. Кошкин