От | Salex |
К | All |
Дата | 10.11.2007 00:24:03 |
Рубрики | WWII; ВВС; |
Максим Горький бомбардировщик?
Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."
Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?
Salex (10.11.2007 00:24:03)От | CryKitten |
К | |
Дата | 12.11.2007 15:19:33 |
Re: Максим Горький...
>Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."
Немного не в тему, однако забыли про "Цирк Вахмистрова". В 1941-м году эта экзотика неплохо так себя проявила, будучи применённой "по назначению".
Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)
CryKitten (12.11.2007 15:19:33)От | badger |
К | |
Дата | 12.11.2007 17:36:51 |
Re: Максим Горький...
>Немного не в тему, однако забыли про "Цирк Вахмистрова". В 1941-м году эта экзотика неплохо так себя проявила, будучи применённой "по назначению".
ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".
Хотя Карленко вообще склонен к негативным оценкам результатов действий советской авиации :)
>Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)
Учитывая возможности истребительной авиации финнов вс. советской - вполне естественно. Не повод объявлять ТБ-3 вундерваффе.
badger (12.11.2007 17:36:51)От | Slon-76 |
К | |
Дата | 14.11.2007 19:03:35 |
Re: Максим Горький...
>>Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)
>
>Учитывая возможности истребительной авиации финнов вс. советской - вполне естественно. Не повод объявлять ТБ-3 вундерваффе.
Вообще в финскую ТБ-3 применяли крайне ограниченно, притом и в 8 и в 9 армиях пришли к выводу, что использовать их можно только ночью. В 8 армии когда днем применяли почти всегда выделяли мощное истребительное прикрытие.
Например в 3 тбап ВВС 8 армии к началу февраля на однин экипаж приходилось по 2-3 вылета в среднем, самые "крутые" имели до 8 вылетов. Фигня была в том, что они все время ломались, или повреждались огнем с земли. Если на 25 января в полку (той части, которая в ВВС 8 армии) было 24 исправных ТБ-3, то на 25 января - только 5. Всего же ТБ-3 ВВС 8/15 армий за войну выполнили 262 б/в, в т.ч. с 15.02 до конца б.д. - 79.
В 7 армии ТБ-3 для боевых вылетов использовали только в первой половине войны и исключительно ночью, да и то только частично (большая часть ТБ-3 7 тбап сразу использовали как транспортные), после формирования ВВС СЗФ 7 тбап вообще в боевых действиях участия не принимал. Причина проста - боевая часть полка (фактически одна аэ в составе 6 ТБ-3 практически "кончилась", при этом полк потерял своего командира и начштаба. В основном все потерянные машины "побились" при вынужденных посадках.Всего полк произвел 85 боевых вылетов с налетом 268 ч.
Хотя с другой стороны, чего же быть недовольным ТБ-3?
Боевая нагрузка действительно офигенная по тем временам. В принципе один ТБ-3 по боевой нагрузке при действиях на небольшие расстояния вполне мог быть эквивалентен эскадрилье СБ
Вот например:
Около полудня 5 января 14 ТБ-3 3 тбап в сопровождении трех И-15бис, шести И-16 и четырех «Чаек» бомбили дефиле между оз. Пюхяярви и Котаярви, где концентрировались силы одной из двух ударных группировок финнов. Вместе с внушительным числом бомб калибром от 8 до 100 кг (222 ФАБ-100, 108 ФАБ-50, 117 АО-15, 8 АО-10 и 59 АО-8)на противника были сброшены 68 тыс. листовок. В 16 часов удар был повторен, правда, уже силами только шести ТБ-3.
Т.е. в среднем на один самолет нагрузка более 2100 кг, тогда как СБ летали в среднем 450-550 кг в зависимости от типа бомб. А если ТБ-3 мелкими осколочными нагрузить? Это же бомбовый дождь будет.
Или вот ночью:
Единственный боевой вылет ВВС 8 армии сделал ТБ-3 полковника Мазурука. В 01.29 его самолет поднялся в воздух с аэродрома Бессовец для атаки войск противника в районе Лоймола – Кителя. В отсутствии видимости Мазурук бомбил по демаскирующим признакам. На костры в 2,5 км севернее Мустоярви и у Майсула были сброшены по одной РРАБ-250, еще четыре РРАБ-250 и пару ЗАБ-50 Мазурук сбросил на ведущую беспокоящий огонь артиллерийскую батарею. В результате бомбардировки батарея огонь прекратила, костры были потушены. В общей сложности Мазуруком было сброшено 764 АО-2,5 и 2 ЗАБ-50. Западнее ст. Лоймола самолет был безрезультатно обстрелян зенитной артиллерией.
badger (12.11.2007 17:36:51)От | badger |
К | |
Дата | 12.11.2007 17:40:41 |
Тэксссс....
>ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".
Ошибся - не на АИФе, а на ВИФе как раз:
http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1411/1411269.htm
badger (12.11.2007 17:40:41)От | CryKitten |
К | |
Дата | 13.11.2007 10:26:26 |
Re: Тэксссс....
>>ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".
>Ошибся - не на АИФе, а на ВИФе как раз:
> http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1411/1411269.htm
Ну ващет от нескольких 500-кг бомб тяжело ожидать эффекта, как от массированной бомбёжки. Однако Карленко там ламерствует, так как налёта, в котором "хлещет нефть", было два, и первый, действительно, оказался неудачным. А второй - вполне себе, нефтехранилище сгорело, одна из ниток трубопровода была повреждена, и её несколько суток ремонтировали. Вполне так себе для 4-6 "недо-пикировщиков" И-16.
У Хазанова всё подробно расписано. Вообще, один из ярких эпизодов 1941-го, вот бы кино такое кто снял.
Salex (10.11.2007 00:24:03)От | Кирасир |
К | |
Дата | 10.11.2007 16:52:12 |
Re: Максим Горький...
Приветствую всех!
>Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?
20-й бис был построен в одном экземпляре, летал на линии Москва-Минводы. во время войны некоторое время использовался как транспортник. Ну а так... Бомбардировочный вариант АНТ-20 прорабатывался, но только на бумаге: Был подработан и военный вариант МГ. В вооружение самолета входили шарован башня с пушкой “Эрликон” и перекатная турель под ту же пушку; Тур-5, Тур-6 (хвостовая) и кинжальная установка —
с пулеметами ДА, предкрыльные и закрыльные башни с пулеметами ШКАС. Бомб 2 т. Вариант не был реализован.
Шавров, т. 1.
Велись работы и по 70-тонному 12-моторному АНТ-26 (ТБ-6)(фактически - еще увеличенный МГ), но в 36 году работы были свернуты. Так что ничего, кроме ТБ-3 (Г-3) немцы видеть не могли.
WBR Андрей Судьбин aka Kirasir
Кирасир (10.11.2007 16:52:12)От | sergе ts |
К | |
Дата | 10.11.2007 20:01:37 |
ТБ-7(Пе-8) ?
> Так что ничего, кроме ТБ-3 (Г-3) немцы видеть не могли.
На котором Водопьянов летал. Несколько тактических вылетов было, в том числе в дневное время
sergе ts (10.11.2007 20:01:37)От | ZaReznik |
К | |
Дата | 10.11.2007 20:28:49 |
А какая разница? Визуально он тоже не есть шестимоторник
Пятый мотор ведь не видно с земли.
ZaReznik (10.11.2007 20:28:49)От | NV |
К | |
Дата | 10.11.2007 23:39:19 |
Его не видно ни с земли, ни с воздуха, ни даже изнутри
агрегат центрального наддува ставился на 2 опытных машинах и на 4 первых серийных. Так что 5 двигатель увидеть было проблематично по любому.
Виталий
ZaReznik (10.11.2007 20:28:49)От | И. Кошкин |
К | |
Дата | 10.11.2007 21:25:58 |
Его, хе-хе, и с воздуха не особо видно))) (-)
Salex (10.11.2007 00:24:03)От | badger |
К | |
Дата | 10.11.2007 01:32:10 |
ТБ-3 это были....
>Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам
тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."
>Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?
К июлю 1942 г. Группа тяжелых бомбардировщиков перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск (Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62 АД ДД и приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику, наступавшему на Воронеж.
+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших самолётов не славились даже в документах Luftwaffe, что уж про журналистов говорить.
Да и перевод не блещет - "гранатаметы" (granatwerfer) - это минометы вообще-то по русски.
badger (10.11.2007 01:32:10)От | Fregat |
К | |
Дата | 10.11.2007 01:51:00 |
неужели не все ТБ-3 выбили в начале войны?(+)
в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | инженегр |
К | |
Дата | 12.11.2007 09:58:35 |
Один единственный случай под Житомиром раздули на весь парк ТБ-3 :-(((
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Описан, повторюсь, один единственный случай.
Да, после этого из всех пускали только ночью.
Была статья у Золотова в "Мире авиации", в общем, о ТБ-3 как о ночном бомбере отзывы на 42-43гг сугубо положительные: нагрузка большая, машина проста и прочная, очень живучая, минус - требует опытного экипажа.
Описан случай, когда осколком зенитного снаряда был подожжён один двигатель, через несклько секунд вторым разрывом двигатель оторвало вообще - машина пришла на аэродром. среди положительных качеств отмечается малая скорость, вроде как немецкие приборы управления зенитным огнём не были на неё рассчитаны.
И вообще лучше спросить у соседей-специалистов:
http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm
Алексей Андреев
инженегр (12.11.2007 09:58:35)От | Паршев |
К | |
Дата | 13.11.2007 11:01:14 |
Правды ради надо заметить, что слухи ходили и о других случаях
в мемуаре Бронтмана говорит об этом Коккинаки.
инженегр (12.11.2007 09:58:35)От | И. Кошкин |
К | |
Дата | 12.11.2007 11:12:28 |
С другой стороны, известен случай, когда ТБ-3 завалила наша доблестная...
Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!
...кавалерия из зенитных пулеметов...
И. Кошкин
И. Кошкин (12.11.2007 11:12:28)От | Nachtwolf |
К | |
Дата | 12.11.2007 21:39:34 |
Скажите спасибо, что не заарканила
А то фрегат англицкий в Крымкую она и вовсе на абордаж взяла, а тут всего лишь самолет.
Nachtwolf (12.11.2007 21:39:34)От | Warrior Frog |
К | |
Дата | 13.11.2007 09:43:18 |
Какой фрегат? "Тайгер" что ли?
Здравствуйте, Алл
>А то фрегат англицкий в Крымкую она и вовсе на абордаж взяла, а тут всего лишь самолет.
Он сам на мель сел, конная батарея только помешала попыткам сойти с мели, Британцы его сами подожгли
И. Кошкин (12.11.2007 11:12:28)От | инженегр |
К | |
Дата | 12.11.2007 11:49:58 |
Ну-у-у... Наша кавалерия - она и не то может... :-))) (-)
инженегр (12.11.2007 09:58:35)От | генерал Чарнота |
К | |
Дата | 12.11.2007 10:49:18 |
Re: Один единственный...
(гордо подтягивает свежекупленные штаны)
>среди положительных качеств отмечается малая скорость
Угу. С малой скорости, типа, удобнее прицельно бомбить.
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | DmitryO |
К | |
Дата | 11.11.2007 16:01:47 |
Я слышал даже такую версию
Что в 1946 ТБ-3 рассматривался как носитель ядерного оружия. Якобы результат работ по Ту-4 был еще не ясен, а ни одна другая наша машина нужный груз поднять не смогла бы...
DmitryO (11.11.2007 16:01:47)От | ZaReznik |
К | |
Дата | 13.11.2007 12:14:28 |
Развеи ТБ-3 грузоподъемнее имевшихся В-24? (-)
DmitryO (11.11.2007 16:01:47)От | Белаш |
К | |
Дата | 11.11.2007 16:43:48 |
ТБ-3 -тем более. ТБ-7 -еще туда-сюда. (-)
Белаш (11.11.2007 16:43:48)От | DmitryO |
К | |
Дата | 12.11.2007 09:55:51 |
Re: ТБ-3 -тем...
"На части парка Пе-8 провели доработки, ограничив для остальных машин максимальную бомбовую нагрузку на уровне 3200 кг"
По ТБ-3 - "Бомбовая нагрузка, кг - Нормальная- 2 000, максимальная - 5 000"
И, даже - "Конструкция фюзеляжа себя полностью оправдала: самолёт ТБ-3 имел два бомбоотсека размером 2х5 м и мог нести бомбовую нагрузку до 10 т." (
DmitryO (12.11.2007 09:55:51)От | Белаш |
К | |
Дата | 13.11.2007 16:16:56 |
В лучших своих модификациях с двигателями М-34РН
Приветствую Вас!
>"На части парка Пе-8 провели доработки, ограничив для остальных машин максимальную бомбовую нагрузку на уровне 3200 кг"
>По ТБ-3 - "Бомбовая нагрузка, кг - Нормальная- 2 000, максимальная - 5 000"
>И, даже - "Конструкция фюзеляжа себя полностью оправдала: самолёт ТБ-3 имел два бомбоотсека размером 2х5 м и мог нести бомбовую нагрузку до 10 т." (
их максимальная скорость была в пределах 270-380 км/ч, практический потолок около 7000 м, при взлетной массе более 19 тонн, самолет мог нести 2000 кг бомб, дальность полета самолета доходила до 3000 км, оборонительное вооружение 4 пулемета ШКАС, более ранние модификации с двигателями М-17 имели значительно более низкие данные (именно эти машины составляли большую часть выпущенных ТБ-3).
С уважением, Евгений Белаш
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | NV |
К | |
Дата | 10.11.2007 23:48:41 |
Конечно нет
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
начальство поняло быстро, что этот самолет, если его правильно использовать, может причинить большую пользу - и перевело их в ночные бомбардировщики, почти сразу после начала войны. Потери ТБ-3 как раз удивительно незначительны.
Виталий
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | Exeter |
К | |
Дата | 10.11.2007 13:46:43 |
ТБ-3 состояли на вооружении в качестве бомбардировщиков до середины 1946 г (-)
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | В. Кашин |
К | |
Дата | 10.11.2007 12:28:08 |
Большую часть, но не все
Добрый день!
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
В качестве транспортных они применялись где-то в Сибири до 1947 г.
С уважением, Василий Кашин
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | Эвок Грызли |
К | |
Дата | 10.11.2007 12:22:12 |
Re: неужели не...
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Емнмс, в реальном эпизоде наблюденном Симоновым были не ТБ-3...
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | Warrior Frog |
К | |
Дата | 10.11.2007 12:21:01 |
Применялись аж до начала 43 г в качестве ночных бомбардировщиков
Здравствуйте, Алл
Были экипажы которые сделали свыше 200 боевых вылетов.
Успешно применялись машины даже старых выпусков, с безредукторными двигателями М-17. Которые предупреждали ревом моторов,свй прилет минут на 15-20.
Самолеты были весьма живучие, Многократно описывались случаи прострела крыльев 37мм снарядами, были даже отдельные случаи прострела крыльев 88мм неразорвавшимися снарядами. Трубка была выставлена неправильно по дистанции, а чуствтельности взрывателя, нехватало 2х слоев 1.5 мм дураля
Warrior Frog (10.11.2007 12:21:01)От | R1976 |
К | |
Дата | 12.11.2007 09:36:48 |
Re: Применялись аж...
>Здравствуйте, Алл
>Были экипажы которые сделали свыше 200 боевых вылетов.
Осенью 42 на Кавказе даже днем.
С уважением R 1976
Fregat (10.11.2007 01:51:00)От | badger |
К | |
Дата | 10.11.2007 03:04:57 |
Посмотрите в архивах
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Обсуждалось не раз, Симонов видел как сбивали Ил-4, но для "художественной глубины" поставил ТБ-3.
Как ТБ-3 воевали в качестве ночников - можно почитать в статье:
badger (10.11.2007 01:32:10)От | Salex |
К | |
Дата | 10.11.2007 01:43:17 |
Re: ТБ-3 это...
>+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших
Спасибо, я тоже было подумал про ТБ-3, но смутило описание, как шестимоторного...
Salex (10.11.2007 01:43:17)От | Banzay |
К | |
Дата | 12.11.2007 15:53:10 |
ЕМНИП у шаврова есть фото ТБ-4 по моему как раз .... (-)
Banzay (12.11.2007 15:53:10)От | Slon-76 |
К | |
Дата | 14.11.2007 18:25:03 |
В "Авиации и космонавтике" был цикл статей о самолетах КБ Туполева,
Там писали о проектах 12 и даже, ЕМНИП, 24-хмоторных бомберов. Даже фото макетов были.
Salex (10.11.2007 01:43:17)От | CryKitten |
К | |
Дата | 10.11.2007 11:06:03 |
Re: ТБ-3 это...
>>+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших
>Спасибо, я тоже было подумал про ТБ-3, но смутило описание, как шестимоторного...
В статье бред, конечно, однако такие "крейсера" одно время хотели строить. В "Мире Оружия" была пространная статья об этом. "Гигантомания"... :-)
CryKitten (10.11.2007 11:06:03)От | Salex |
К | |
Дата | 11.11.2007 00:14:03 |
Re: ТБ-3 это...
>В статье бред, конечно
Собственно, это ни что иное как репортаж с фронта, с сильным пропагандистским уклоном. С одной стороны, может очевидец по незнанию наплел. А с другой, мне сейчас подумалось, может сделано сознательно для расстановки неких акцентов.
Salex (10.11.2007 01:43:17)От | Белаш |
К | |
Дата | 10.11.2007 11:05:22 |
А это обычное дело - и биплан с монопланом путали. (-)