ОтSalex
КAll
Дата10.11.2007 00:24:03
РубрикиWWII; ВВС;

Максим Горький бомбардировщик?


Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."

Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?




Salex (10.11.2007 00:24:03)
ОтCryKitten
К
Дата12.11.2007 15:19:33

Re: Максим Горький...


>Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."

Немного не в тему, однако забыли про "Цирк Вахмистрова". В 1941-м году эта экзотика неплохо так себя проявила, будучи применённой "по назначению".
Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)

CryKitten (12.11.2007 15:19:33)
Отbadger
К
Дата12.11.2007 17:36:51

Re: Максим Горький...


>Немного не в тему, однако забыли про "Цирк Вахмистрова". В 1941-м году эта экзотика неплохо так себя проявила, будучи применённой "по назначению".

ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".

Хотя Карленко вообще склонен к негативным оценкам результатов действий советской авиации :)


>Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)

Учитывая возможности истребительной авиации финнов вс. советской - вполне естественно. Не повод объявлять ТБ-3 вундерваффе.

badger (12.11.2007 17:36:51)
ОтSlon-76
К
Дата14.11.2007 19:03:35

Re: Максим Горький...





>>Да, и в Финскую отзывы о ТБ-3 - сугубо положительные. :-)
>
>Учитывая возможности истребительной авиации финнов вс. советской - вполне естественно. Не повод объявлять ТБ-3 вундерваффе.

Вообще в финскую ТБ-3 применяли крайне ограниченно, притом и в 8 и в 9 армиях пришли к выводу, что использовать их можно только ночью. В 8 армии когда днем применяли почти всегда выделяли мощное истребительное прикрытие.
Например в 3 тбап ВВС 8 армии к началу февраля на однин экипаж приходилось по 2-3 вылета в среднем, самые "крутые" имели до 8 вылетов. Фигня была в том, что они все время ломались, или повреждались огнем с земли. Если на 25 января в полку (той части, которая в ВВС 8 армии) было 24 исправных ТБ-3, то на 25 января - только 5. Всего же ТБ-3 ВВС 8/15 армий за войну выполнили 262 б/в, в т.ч. с 15.02 до конца б.д. - 79.
В 7 армии ТБ-3 для боевых вылетов использовали только в первой половине войны и исключительно ночью, да и то только частично (большая часть ТБ-3 7 тбап сразу использовали как транспортные), после формирования ВВС СЗФ 7 тбап вообще в боевых действиях участия не принимал. Причина проста - боевая часть полка (фактически одна аэ в составе 6 ТБ-3 практически "кончилась", при этом полк потерял своего командира и начштаба. В основном все потерянные машины "побились" при вынужденных посадках.Всего полк произвел 85 боевых вылетов с налетом 268 ч.

Хотя с другой стороны, чего же быть недовольным ТБ-3?
Боевая нагрузка действительно офигенная по тем временам. В принципе один ТБ-3 по боевой нагрузке при действиях на небольшие расстояния вполне мог быть эквивалентен эскадрилье СБ

Вот например:
Около полудня 5 января 14 ТБ-3 3 тбап в сопровождении трех И-15бис, шести И-16 и четырех «Чаек» бомбили дефиле между оз. Пюхяярви и Котаярви, где концентрировались силы одной из двух ударных группировок финнов. Вместе с внушительным числом бомб калибром от 8 до 100 кг (222 ФАБ-100, 108 ФАБ-50, 117 АО-15, 8 АО-10 и 59 АО-8)на противника были сброшены 68 тыс. листовок. В 16 часов удар был повторен, правда, уже силами только шести ТБ-3.

Т.е. в среднем на один самолет нагрузка более 2100 кг, тогда как СБ летали в среднем 450-550 кг в зависимости от типа бомб. А если ТБ-3 мелкими осколочными нагрузить? Это же бомбовый дождь будет.

Или вот ночью:

Единственный боевой вылет ВВС 8 армии сделал ТБ-3 полковника Мазурука. В 01.29 его самолет поднялся в воздух с аэродрома Бессовец для атаки войск противника в районе Лоймола – Кителя. В отсутствии видимости Мазурук бомбил по демаскирующим признакам. На костры в 2,5 км севернее Мустоярви и у Майсула были сброшены по одной РРАБ-250, еще четыре РРАБ-250 и пару ЗАБ-50 Мазурук сбросил на ведущую беспокоящий огонь артиллерийскую батарею. В результате бомбардировки батарея огонь прекратила, костры были потушены. В общей сложности Мазуруком было сброшено 764 АО-2,5 и 2 ЗАБ-50. Западнее ст. Лоймола самолет был безрезультатно обстрелян зенитной артиллерией.



badger (12.11.2007 17:36:51)
Отbadger
К
Дата12.11.2007 17:40:41

Тэксссс....



>ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".

Ошибся - не на АИФе, а на ВИФе как раз:

http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1411/1411269.htm

badger (12.11.2007 17:40:41)
ОтCryKitten
К
Дата13.11.2007 10:26:26

Re: Тэксссс....


>>ЕМНИП Карленко на АИФ высказывался в том смысле что румыны разрушения Чернаводского моста с нефтепроводом в нём просто "не заметили".
>Ошибся - не на АИФе, а на ВИФе как раз:
>
http://vif2ne.ru/nvk/forum/6/archive/1411/1411269.htm

Ну ващет от нескольких 500-кг бомб тяжело ожидать эффекта, как от массированной бомбёжки. Однако Карленко там ламерствует, так как налёта, в котором "хлещет нефть", было два, и первый, действительно, оказался неудачным. А второй - вполне себе, нефтехранилище сгорело, одна из ниток трубопровода была повреждена, и её несколько суток ремонтировали. Вполне так себе для 4-6 "недо-пикировщиков" И-16.

У Хазанова всё подробно расписано. Вообще, один из ярких эпизодов 1941-го, вот бы кино такое кто снял.

Salex (10.11.2007 00:24:03)
ОтКирасир
К
Дата10.11.2007 16:52:12

Re: Максим Горький...


Приветствую всех!


>Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?

20-й бис был построен в одном экземпляре, летал на линии Москва-Минводы. во время войны некоторое время использовался как транспортник. Ну а так... Бомбардировочный вариант АНТ-20 прорабатывался, но только на бумаге: Был подработан и военный вариант МГ. В вооружение самолета входили шарован башня с пушкой “Эрликон” и перекатная турель под ту же пушку; Тур-5, Тур-6 (хвостовая) и кинжальная установка —
с пулеметами ДА, предкрыльные и закрыльные башни с пулеметами ШКАС. Бомб 2 т. Вариант не был реализован.


Шавров, т. 1.

Велись работы и по 70-тонному 12-моторному АНТ-26 (ТБ-6)(фактически - еще увеличенный МГ), но в 36 году работы были свернуты. Так что ничего, кроме ТБ-3 (Г-3) немцы видеть не могли.

WBR Андрей Судьбин aka Kirasir

Кирасир (10.11.2007 16:52:12)
Отsergе ts
К
Дата10.11.2007 20:01:37

ТБ-7(Пе-8) ?


> Так что ничего, кроме ТБ-3 (Г-3) немцы видеть не могли.

На котором Водопьянов летал. Несколько тактических вылетов было, в том числе в дневное время

sergе ts (10.11.2007 20:01:37)
ОтZaReznik
К
Дата10.11.2007 20:28:49

А какая разница? Визуально он тоже не есть шестимоторник


Пятый мотор ведь не видно с земли.

ZaReznik (10.11.2007 20:28:49)
ОтNV
К
Дата10.11.2007 23:39:19

Его не видно ни с земли, ни с воздуха, ни даже изнутри


агрегат центрального наддува ставился на 2 опытных машинах и на 4 первых серийных. Так что 5 двигатель увидеть было проблематично по любому.

Виталий

ZaReznik (10.11.2007 20:28:49)
ОтИ. Кошкин
К
Дата10.11.2007 21:25:58

Его, хе-хе, и с воздуха не особо видно))) (-)



Salex (10.11.2007 00:24:03)
Отbadger
К
Дата10.11.2007 01:32:10

ТБ-3 это были....


>Перечитывая очерк немецкого журналиста Густава Штебе "Наступление и оборона в Воронеже", обратил внимание на следующий пассаж:"так как днем город бесцельно и беспланово подвергался обстрелу советскими батареями и гранатометами, а с наступлением сумерок подвергается налетам
тяжелых бомбардировщиков и шестимоторных "М. Горький", огромных реконструированных пассажирских самолетов."

>Я так понимаю, имеется в виду АНТ-20 бис (ПС-124, Л-760)... Но могло ли такое вообще быть? Или автор напутал, сочинил в конце концов? Если напутал, то что мог подразумевать под "М.Горьким" ?




К июлю 1942 г. Группа тяжелых бомбардировщиков перебазировалась на аэродром Никифоровка, под Мичуринск (Центральный фронт). Экипажи влились в состав 62 АД ДД и приступили к нанесению бомбовых ударов по противнику, наступавшему на Воронеж.





+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших самолётов не славились даже в документах Luftwaffe, что уж про журналистов говорить.


Да и перевод не блещет - "гранатаметы" (granatwerfer) - это минометы вообще-то по русски.

badger (10.11.2007 01:32:10)
ОтFregat
К
Дата10.11.2007 01:51:00

неужели не все ТБ-3 выбили в начале войны?(+)


в дневниках Симонова весьма внушительно описано...

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
Отинженегр
К
Дата12.11.2007 09:58:35

Один единственный случай под Житомиром раздули на весь парк ТБ-3 :-(((


>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Описан, повторюсь, один единственный случай.

Да, после этого из всех пускали только ночью.
Была статья у Золотова в "Мире авиации", в общем, о ТБ-3 как о ночном бомбере отзывы на 42-43гг сугубо положительные: нагрузка большая, машина проста и прочная, очень живучая, минус - требует опытного экипажа.
Описан случай, когда осколком зенитного снаряда был подожжён один двигатель, через несклько секунд вторым разрывом двигатель оторвало вообще - машина пришла на аэродром. среди положительных качеств отмечается малая скорость, вроде как немецкие приборы управления зенитным огнём не были на неё рассчитаны.
И вообще лучше спросить у соседей-специалистов:
http://vif2ne.ru/nvi/forum/0/0.htm
Алексей Андреев

инженегр (12.11.2007 09:58:35)
ОтПаршев
К
Дата13.11.2007 11:01:14

Правды ради надо заметить, что слухи ходили и о других случаях


в мемуаре Бронтмана говорит об этом Коккинаки.

инженегр (12.11.2007 09:58:35)
ОтИ. Кошкин
К
Дата12.11.2007 11:12:28

С другой стороны, известен случай, когда ТБ-3 завалила наша доблестная...


Я вас приветствую! Хррр. Хрррр. Ххуррагх!

...кавалерия из зенитных пулеметов...

И. Кошкин

И. Кошкин (12.11.2007 11:12:28)
ОтNachtwolf
К
Дата12.11.2007 21:39:34

Скажите спасибо, что не заарканила


А то фрегат англицкий в Крымкую она и вовсе на абордаж взяла, а тут всего лишь самолет.

Nachtwolf (12.11.2007 21:39:34)
ОтWarrior Frog
К
Дата13.11.2007 09:43:18

Какой фрегат? "Тайгер" что ли?


Здравствуйте, Алл
>А то фрегат англицкий в Крымкую она и вовсе на абордаж взяла, а тут всего лишь самолет.

Он сам на мель сел, конная батарея только помешала попыткам сойти с мели, Британцы его сами подожгли

И. Кошкин (12.11.2007 11:12:28)
Отинженегр
К
Дата12.11.2007 11:49:58

Ну-у-у... Наша кавалерия - она и не то может... :-))) (-)



инженегр (12.11.2007 09:58:35)
Отгенерал Чарнота
К
Дата12.11.2007 10:49:18

Re: Один единственный...


(гордо подтягивает свежекупленные штаны)

>среди положительных качеств отмечается малая скорость

Угу. С малой скорости, типа, удобнее прицельно бомбить.

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтDmitryO
К
Дата11.11.2007 16:01:47

Я слышал даже такую версию


Что в 1946 ТБ-3 рассматривался как носитель ядерного оружия. Якобы результат работ по Ту-4 был еще не ясен, а ни одна другая наша машина нужный груз поднять не смогла бы...

DmitryO (11.11.2007 16:01:47)
ОтZaReznik
К
Дата13.11.2007 12:14:28

Развеи ТБ-3 грузоподъемнее имевшихся В-24? (-)



DmitryO (11.11.2007 16:01:47)
ОтБелаш
К
Дата11.11.2007 16:43:48

ТБ-3 -тем более. ТБ-7 -еще туда-сюда. (-)



Белаш (11.11.2007 16:43:48)
ОтDmitryO
К
Дата12.11.2007 09:55:51

Re: ТБ-3 -тем...


"На части парка Пе-8 провели доработки, ограничив для остальных машин максимальную бомбовую нагрузку на уровне 3200 кг"
По ТБ-3 - "Бомбовая нагрузка, кг - Нормальная- 2 000, максимальная - 5 000"
И, даже - "Конструкция фюзеляжа себя полно­стью оправдала: самолёт ТБ-3 имел два бомбоотсека размером 2х5 м и мог нести бомбовую нагрузку до 10 т." (

DmitryO (12.11.2007 09:55:51)
ОтБелаш
К
Дата13.11.2007 16:16:56

В лучших своих модификациях с двигателями М-34РН


Приветствую Вас!
>"На части парка Пе-8 провели доработки, ограничив для остальных машин максимальную бомбовую нагрузку на уровне 3200 кг"
>По ТБ-3 - "Бомбовая нагрузка, кг - Нормальная- 2 000, максимальная - 5 000"
>И, даже - "Конструкция фюзеляжа себя полно­стью оправдала: самолёт ТБ-3 имел два бомбоотсека размером 2х5 м и мог нести бомбовую нагрузку до 10 т." (


их максимальная скорость была в пределах 270-380 км/ч, практический потолок около 7000 м, при взлетной массе более 19 тонн, самолет мог нести 2000 кг бомб, дальность полета самолета доходила до 3000 км, оборонительное вооружение 4 пулемета ШКАС, более ранние модификации с двигателями М-17 имели значительно более низкие данные (именно эти машины составляли большую часть выпущенных ТБ-3).


С уважением, Евгений Белаш

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтNV
К
Дата10.11.2007 23:48:41

Конечно нет


>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...

начальство поняло быстро, что этот самолет, если его правильно использовать, может причинить большую пользу - и перевело их в ночные бомбардировщики, почти сразу после начала войны. Потери ТБ-3 как раз удивительно незначительны.

Виталий

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтExeter
К
Дата10.11.2007 13:46:43

ТБ-3 состояли на вооружении в качестве бомбардировщиков до середины 1946 г (-)



Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтВ. Кашин
К
Дата10.11.2007 12:28:08

Большую часть, но не все


Добрый день!
>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
В качестве транспортных они применялись где-то в Сибири до 1947 г.
С уважением, Василий Кашин

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтЭвок Грызли
К
Дата10.11.2007 12:22:12

Re: неужели не...


>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...
Емнмс, в реальном эпизоде наблюденном Симоновым были не ТБ-3...

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
ОтWarrior Frog
К
Дата10.11.2007 12:21:01

Применялись аж до начала 43 г в качестве ночных бомбардировщиков


Здравствуйте, Алл

Были экипажы которые сделали свыше 200 боевых вылетов.

Успешно применялись машины даже старых выпусков, с безредукторными двигателями М-17. Которые предупреждали ревом моторов,свй прилет минут на 15-20.
Самолеты были весьма живучие, Многократно описывались случаи прострела крыльев 37мм снарядами, были даже отдельные случаи прострела крыльев 88мм неразорвавшимися снарядами. Трубка была выставлена неправильно по дистанции, а чуствтельности взрывателя, нехватало 2х слоев 1.5 мм дураля

Warrior Frog (10.11.2007 12:21:01)
ОтR1976
К
Дата12.11.2007 09:36:48

Re: Применялись аж...


>Здравствуйте, Алл

>Были экипажы которые сделали свыше 200 боевых вылетов.

Осенью 42 на Кавказе даже днем.

С уважением R 1976

Fregat (10.11.2007 01:51:00)
Отbadger
К
Дата10.11.2007 03:04:57

Посмотрите в архивах


>в дневниках Симонова весьма внушительно описано...

Обсуждалось не раз, Симонов видел как сбивали Ил-4, но для "художественной глубины" поставил ТБ-3.

Как ТБ-3 воевали в качестве ночников - можно почитать в статье:



badger (10.11.2007 01:32:10)
ОтSalex
К
Дата10.11.2007 01:43:17

Re: ТБ-3 это...



>+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших

Спасибо, я тоже было подумал про ТБ-3, но смутило описание, как шестимоторного...

Salex (10.11.2007 01:43:17)
ОтBanzay
К
Дата12.11.2007 15:53:10

ЕМНИП у шаврова есть фото ТБ-4 по моему как раз .... (-)



Banzay (12.11.2007 15:53:10)
ОтSlon-76
К
Дата14.11.2007 18:25:03

В "Авиации и космонавтике" был цикл статей о самолетах КБ Туполева,


Там писали о проектах 12 и даже, ЕМНИП, 24-хмоторных бомберов. Даже фото макетов были.

Salex (10.11.2007 01:43:17)
ОтCryKitten
К
Дата10.11.2007 11:06:03

Re: ТБ-3 это...


>>+ дикая фантазия автора, впрочем немцы вообще правильным опознанием наших
>Спасибо, я тоже было подумал про ТБ-3, но смутило описание, как шестимоторного...
В статье бред, конечно, однако такие "крейсера" одно время хотели строить. В "Мире Оружия" была пространная статья об этом. "Гигантомания"... :-)

CryKitten (10.11.2007 11:06:03)
ОтSalex
К
Дата11.11.2007 00:14:03

Re: ТБ-3 это...


>В статье бред, конечно

Собственно, это ни что иное как репортаж с фронта, с сильным пропагандистским уклоном. С одной стороны, может очевидец по незнанию наплел. А с другой, мне сейчас подумалось, может сделано сознательно для расстановки неких акцентов.

Salex (10.11.2007 01:43:17)
ОтБелаш
К
Дата10.11.2007 11:05:22

А это обычное дело - и биплан с монопланом путали. (-)