дно название «спецназ» уже, как правило, несет в себе определение функций и задач специфической направленности, для выполнения которых должны привлекаться подготовленные и обученные формирования в соответствии с требованиями к такого рода деятельности. В газете «Независимое военное обозрение» (от 15-21.12.2000г. №47) в статье «6- летний итог Чеченской компании» поднимается много вопросов о качестве руководства, ведении действий войсковыми, милицейскими подразделениями против бандформирований. В частности под заголовком «Схемы действий» высказано мнение о недостатках, которые, в общем, по мнению автора, имеют место в подразделениях, которые привлекаются для выполнения специфических задач. Так же в статье сделана попытка проследить, как был использован опыт войны 1994-1996 г.г. в период второй чеченской компании. Как обычно и, увы, это становится правилом государство собрало, все что, возможно, привлечь для ведения боевых действий. Хотелось остановиться на таком факте, что наряду с уже известными подразделениями ( ОМОН, СОБР) в районы боевых действий были направлены сотрудники отделов специального назначения Минюста РФ или как еще совсем недавно их называли «тюремный ОМОН» («тюремный спецназ»). О деятельности ОМОНа, СОБРа - в той или иной мере можно узнать из телепередач, газет. Хотя наряду с ними в боевых действиях участвовали и сотрудники ОСН, в 1994-1996г.г. и сейчас начиная с Дагестана. Но не суть важно, какое название ведь лучшим показателем является дело. И что же было сделано для того, что бы ОСН качественно выполняли поставленные задачи, об этом и хотелось бы и поговорить. Поговорить о том, что же сделано было с учетом война 1994-1996г.г., с учетом того, какие задачи приходилось и приходится выполнять ОСН Минюста РФ на территории Чечни сейчас. Давайте обратимся к одному из примеров, используя статью из «Независимое военное обозрение» как исходный материал для анализа и критики. Поскольку на данный момент ОСН являются исключительно офицерскими отрядами, вероятно, нужно предполагать и соответствующий уровень знаний и подготовки. Безусловно, определенные знания и опыт с учетом выезда в командировки в Чечню уже имеются. Но меняется тактика, способы ведения боевых действий, и что же было сделано для того, что бы повысить качество и уровень подготовки бойцов, увеличить потенциал, заинтересованность? Возьмем, к примеру, ОСН ГУИН Минюста РФ по Самарской области. Еще до начала боевых действий было отмечено почти резкое прекращение уделения внимание на подготовку бойцов ОСН Самары, именно к такого рода деятельности. И это несмотря на то, что тогда еще пока сейчас у спецназовцев есть огромное желание и понимание необходимости в повышении своей профессиональной подготовки, как по специфике службы, так и военной, именно военной подготовки. Ведь не редко приходилось выполнять задачи бок обок с уже упомянутыми ОМОНом,СОБРом, частями Минобороны. За несколько лет не один из сотрудников ОСН Самара не был направлен на спец. курсы по повышению квалификации по таким важным специальностям как снайпер, взрывник и т.д. Не говоря уже о том, что совсем не проводились учения с местными отрядами ОМОНа и СОБРа. Выезды на территории с заброшенными зданиями для отработки ведения боевых действий в городе вообще были прекращены. Уже на тот момент обеспечение ГСМ практически отсутствовало, а на данный момент техника морально и физически так изношена, что, не смотря на ее количество с трудом может совершать выезды, едва ли одна единица. Боевая техника (БТР) положенная по штату отсутствует совсем. Соответвенно многие из сотрудников лишь непосредственно в командировках знакомятся с ней. Очень грустно и, увы, не весело говорить о том, что для проведения занятий под час не было холостых выстрелов, взрывпакетов, а боевые стрельбы вообще превратились в такое событие, которое бывает раз в году как Новый год. И это не все. К примеру, экипировка для сотрудников, как правило, шьют в колониях или закупают в фирме «Сплав». Не смотря на то, что уже давно созданы и опрабированы многие экземпляры экипировки в таких фирмах как «НПО» и «АНА» в которых заказывают себе форму и снаряжение ОМОН, СОБР, спецназ ВВ и. т.д., руководство ГУИН Самары с завидным упорством поставляет экипировку для сотрудников ОСН Самары из колоний и фирмы «СПЛАВ». К сожалению, то,что изготавливают в местах лишения свободы, чаще всего низкого качества или не функционально применительно к работе спецназа, а из того, что приобретается в фирме «СПЛАВ» пожалуй, лишь разгрузочные жилеты («Тарзан», «Пионер») заслуживают внимание. К сожалению, не только с такими проблемами пришлось столкнуться спецназу Минюста РФ из Самары. Если вы обратили внимание, то заголовок этого повествования выглядит так: спецназ не нужен? В место того, что бы хотя бы как- то поддерживать то, что еще осталось, сотрудников ОСН Самара уверенно и непринужденно задействуют везде, где только могут заплатить. Используют там, где должны быть задействованы созданные для такого рода деятельности службы и частные охранные фирмы. К примеру, только за охрану двух филиалов СОРП г.Самары, ежемесячно выделяется до 120 тыс. руб. Заметим, что до сих пор автопарк ОСН так и не был обновлен, база практически пришла в упадок, питьевая вода до сих пор привозная и это, не говоря о том, боевая, служебная подготовка осуществляется в основном только на бумаге, так как большая часть бойцов как правило находится в командировке, остальные находятся вне базы – осуществляя всевозможные охранные функции. Только по охране «СОРП» задействовано целое штурмовое отделение, а ведь остальные в это время находятся в Чечне. Как уже было сказано выше, до сих пор ни чего в лучшую сторону не изменилось. То есть, по другому мало того, что происходит падение престижа службы, полное отсутствие ведения того рода деятельности, в который присущ исключительно спецназу, так еще выходит, что единственное силовое подразделение просто продают. Выходит что спецназ, как боевая составляющая не нужен? А ведь совсем недавно было отмечено 10-е создания спецназа УИС Минюста РФ. Что же буде еще через 10 лет? Боюсь что вопросы, поставленные автором статьи в газете «Независимое военное обозрение» уже превратились в сверхзадачи. Вопрос стоит уже не о состоянии спецназа, а именно о его существовании как боевого подразделения, восприятия самими сотрудниками себя частью этого подразделения. Напрашивается вывод, что повидемому деньги гораздо важнее того, что вероятно вскоре бойцам спецназа придется выезжать на территорию Чечни. И если случится страшное, как смогут, что скажут близким, родным, друзьям те, кого больше волнует толщина своего кошелька.Так что же спецназ не нужен? «В мирное время, когда западные офицеры доводили свои войска до седьмого пота, русские генералы, увы, полагались на «авось». (А.Уткин «Россия над бездной»)
Мы их знаем и видим почти каждые день. Мы имеем возможность, слушать в их исполнении великолепные речи и аплодировать при этом словно актерам. Что ж, заслужили. Ведь надо иметь много «таланта» что бы взволновано рассуждая о достоинстве и чести людей несущих службу в такое время и в таких условиях, продавать их словно породистых щенков увешанных бесполезно звенящими наградами. Больно и стыдно, что лизоблюдство и угодничество возведено в ранг наилучшего, за которое при должном усердие можно и звание и много чего еще отхватить. Завидую? Нет. Стыжусь и презираю. И радуюсь. Радуюсь, что в нашей среде смотрят на настоящее качество, которые вряд ли можно сравнить с длинной языка применительно к одному месту. Презираю за то, что думают господа в погонах о нас как о собственности. Стыжусь того, что мундир на нас одинаковый и потому хуже они врагов наших. Ведь продавая нас здесь, они предали нас там. Предали СВОИ. Страшно. Люди хотят делать вое дело, быть готовыми выполнить любой приказ своей Родины, а в место этого их которые были в Афганистане и Чечне и участвовали в выполнении многих других задач известных и не известных. Так вот этих людей эта страна в лице господ в погонах в угоду сиюминутной выгоды продает. Не дорого стоит опыт и достоинство всего-то 120 тысяч рэ. «Заработайте для нас! Не хватает на джип и ресторан! Ну а потом война, война! Родина понимайте ли, зовет…» Цена жизни офицера спецназа по бандитским расценкам. Вот так. А ЕСЛИ ВДРУГ ? Можете не сомневаться. Поставят плиту, посадят глупые фикусы и будут по праздникам около плиты толкать бредятину. Знайте, господа в погонах, что каждый раз обращаясь к вам «товарищ» токовым считать вас, не буду. Мне горько подумать, если в очередной командировке кто - то из моих товарищей (не дай бог!) будет убит, эти наездники души, эти господа будут стоять рядом и совершенно бессовестно говорить о том, что они все сделали.
В будущем году исполнится 10 лет, как ушел в историю знаменитый в ВМФ 392-й отдельный дальний разведывательный авиационный полк (одрап) ВВС Северного флота. В 1992 году он был расформирован, а его легендарные воздушные корабли и самолеты Ту-95 РЦ порезаны на металлолом. В течение почти тридцати лет морские летчики этой передовой части выполняли сложнейшие многочасовые полеты на боевую службу в различные уголки земного шара в интересах Главного командования Военно-Морского флота и Верховного Главнокомандования нашей страны. Разведчики бороздили просторы Пятого океана в районах Персидского и Бискайского заливов, Азорских и Фолклендских островов, мыса Доброй Надежды и островов Зеленого Мыса, совершали трансатлантические перелеты на Кубу, в Гвинею и Анголу. Об одной из уникальных разведывательных воздушных операций полка рассказал "Красной звезде" военный штурман-снайпер подполковник запаса Павел Бурмистров. Потомственный авиатор, сын фронтовика, он 15 лет летал на боевую службу, 3.500 часов (!) провел в воздухе. Начинал вторым штурманом корабля, закончил старшим инспектором-штурманом безопасности полетов авиационной дивизии ВВС СФ.
Перехватов противника (между собой на флоте его называли "супостатом") - кораблей ВМС Соединенных Штатов - за мою двадцатитрехлетнюю службу в Вооруженных Силах было предостаточно. Но тот единственный в своем роде разведывательный полет, состоявшийся в 1982 году, особенно врезался в память. В 20-х числах января наша тактическая группа в составе экипажей майоров Р. Маннанова (ведущий) и К. Захарова (ведомый) перелетела на кубинский аэродром Сан-Антонио. В то время я был штурманом эскадрильи и в ходе командировки дополнительно выполнял обязанности инструктора. Группой руководил полковник М. Дьяченко - старший инспектор, - летчик из штаба ВВС Северного флота. После положенного двухсуточного отдыха нас неожиданно подняли по тревоге. Тут же была поставлена боевая задача - в составе тактической группы скрытно, в режиме радиомолчания взлететь ночью и подойти в район предполагаемого места ходовых испытаний нового американского атомного многоцелевого авианосца (АВМА) "Карл Винсон", обнаружить его и облетать. По данным нашей разведки, последний покинул ВМБ Норфолк и держит курс к Бермудским островам. Забегая вперед, отмечу, что летать в район знаменитого своей коварностью "Бермудского треугольника" мне довелось в течение 15 лет. Скажу прямо: никаких сверхъестественных явлений при этом ни мой, ни другие экипажи не наблюдали. Готовились на земле очень тщательно, отработав все элементы взаимодействия по скрытному подходу к предполагаемому району патрулирования "Карла Винсона". По сигнальной ракете взлет произвели в ночных условиях, в 2 часа по местному времени, как обычно, с интервалом между кораблями в две минуты. Радиопереговоры не ведем, все технические средства на излучение не работают. Эшелоны высот меняем согласно плану полета. В район вышли восточнее островов. На расчетной дальности от главной цели включаем РЛС "Успех", операторы РТР и радиоразведки напряженно замерли на приеме излучения от авианосца. Засветка появилась внезапно на максимальном масштабе обнаружения - 410 км. Но в данном месте могут находиться и другие корабли противника? Радует одно: на таком удалении только от кораблей с большим водоизмещением может отбиваться засветка на экране индикатора РЛС. А ведь водоизмещение авианосца такого класса, каким является "Карл Винсон", составляет порядка 89 тысяч тонн, его длина доходит до 340 метров, а ширина угловой палубы - до 70 метров. Зная свое место в координатах широты и долготы, по пройденному расстоянию определяем место обнаружения цели. Тут же докладываю командиру ее координаты. Получается, что предполагаемый авианосец находится ближе чем в 300 км от побережья, но дальше 100-километровой зоны. Подлетаем ближе на высоте 9.000-9.300 метров, береговой черты американского побережья по РЛС не наблюдаем. Координаты цели есть, но не исключена ошибка в точности, ведь полет проходит вне видимости радиолокационных ориентиров. Через 10 км появилась береговая черта, сделали радиолокационную коррекцию местоположения нашего самолета и одновременно определили уточненное местонахождение засвеченной цели. Получилось, что от своей базы Норфолк она находится на удалении 162 км. Делать нечего, решение одно - сближаться и выявлять наблюдаемую по РЛС надводную цель. Полная же уверенность, что это авианосец, появилась лишь на дальности от него в 250 км. Тогда операторы доложили командиру Р. Маннанову, что уже прослушивают позывные авианосца, используемые им в целях навигации. Тут же с нашего борта ушло радиодонесение (РДО) на КП ВВС СФ, КП в Гавану и в Москву об обнаружении предполагаемой цели - АВМА "Карл Винсон". На удалении 20 км от него командир экипажа запросил оператора РР - идет ли наведение на нас истребителей с авианосца или от ПВО США? Как ни странно, наведения не было. Подошли к цели еще на 10 км, рубеж снижения из расчета выхода на корабль на высотах 400-500 метров. С эшелона полета в 9.000 метров снижаемся. На экране индикатора РЛС лишь одна крупная засветка, других целей рядом нет. Необходимо визуально подтвердить, что это искомый "Карл". Стало светло. Местное время 8 часов утра. Но погода не радует - облачность 10 баллов, верхняя кромка облаков 8.000 метров. Сохраняя боевой порядок в тактической группе по времени и техническим средствам, ныряем в облака. Аппаратура на излучение не работает. Главное для нас - не нарушить американские терводы и не войти в 100-километровую запретную зону. Продолжаем пробивать облачность. Высота 4.200-4.500 метров, дальность до цели 60 км. На удалении 20 км вышли под облака и снизились до 400 метров. Верхняя же кромка облачности чуть выше - на 100 метров. Видимость 3-4 км, волнение моря - 2-3 балла. И вот через 10 км в разрывах белых облачных "барашков" мы вдруг увидели долгожданный силуэт надводной цели. Сомнений нет - авианосец! Ни кораблей охранения, ни самолетов вокруг. Красота! Еще через 5 км четко различаем бортовой номер - "70". Это и есть "Карл Винсон"! Командование ВМС США явно не ожидало такой дерзости с нашей стороны. Оно не предполагало, что русские решатся подлететь столь близко к их побережью. И просчиталось! Предлагаю Р. Маннанову подойти к АВМА по борту на удалении 2 км, чтобы заполучить его четкий снимок. Ведь видимость из-за погодных условий постоянно меняется. Но остановила команда старшего на борту: не подлетать ближе 5 км, как этого требуют руководящие документы. Ничего не поделаешь - единоначалие, хотя погода и не соответствует качественной аэрофотосъемке. Проходим вдоль "Карла" левым бортом, срабатывает наш перспективный АФА-42/100. Не спеша делаем повторный заход для дублирующего снимка - ограничений по топливу и времени нет. Во время облета авианосца отчетливо наблюдаем, что на его полетной палубе отсутствуют истребители и лишь одиноко красуется вертолет. Даже в скверную погоду бросалось в глаза техническое совершенство атомного исполина, оказавшегося полностью беззащитным в тот день. Наконец работа закончена. В Североморск летит РДО: "Обнаружил визуально АВМА "Карл Винсон" - БН 70. Широта 35о 50`, северной, долгота 74о33` западной. Скорость 5 узлов, курс 45о. Погода в районе цели..." Р. Маннанов и правый летчик переходят в набор высоты, курс - на Кубу. Как только отошли от авианосца на 60 км и пробили облака, на высоте 6.000 метров внезапно к нам пристроился одиночный "Фантом" F-4 ВМС США. Поздно, батенька, пить "Боржоми"! Дело-то сделано. Но странно: обычно они выходят на перехват парой, а тут один?! Да еще и нарушил договор (1972 г.), приблизившись на 30-50 метров вместо положенных 500. Как бы реабилитируясь за упущенное, янки сделал несколько снимков нашего "медведя" и без проявлений агрессии "отвалил" на свою авиабазу. Спустя 4 часа нас гостеприимно принял аэродром Сан-Антонио. Ценную пленку срочно сняли с борта, доставили в Хосе-Марти и аэрофлотским Ил-62 отправили в столицу. После отдыха мы сделали перелет в Анголу, два вылета к южноафриканскому побережью, затем на Кубу и в Союз. Шел 1982 год. Полет наш в Москве посчитали обыденным. И это действительно было будничной боевой работой нашего полка. * * * Прошло почти 20 лет, но все помнится в деталях. Сегодня перехваты ВВС ДВО авианосца "Китти Хок" в прибрежном Японском море уже считаются чуть ли не подвигом (см. "Красная звезда" от 17.11. 2000 г.). Думаю, что правду о полетах североморцев также должны знать наши дети и внуки, все россияне. Морская авиация переживает не лучшие времена - нет топлива, запчастей, не хватает жилья для личного состава. Но по-прежнему есть преданные делу и службе военные люди, избравшие нелегкую профессию защитников Родины. На снимке: Ту-95 РЦ и АВМ "Карл Винсон". Фотомонтаж Игоря САМАРЕВА.