>Александр пошел в левый поворот неожиданно и без весомых внешних причин. Крен был ходовой на ПБ из которого он не вышел и скорее всего вода стала топить бат.палубу ч/з порты ср.батареи (большие пробоины остались по ЛБ), кот. были или повреждены или открыты.
Насколько я понимаю, вся соль в том, отчего остойчивость корабля так упала, что он стал черпать воду портами батареи. Он взял воду пробоиной в носовой части при качке? Был пробит бронепояс в носу? Плиты разошлись?
>Бородино мог получить 250т в борт.отсек ниже ВЛ и вероятнее всего от этого стал ложиться на борт, т.к. к ПБ схлынула и св.вода
То есть "Бородино" погиб не из-за взрыва погреба?
250 т в бортовом междудонном отсеке вызвали бы крен в ~10 град. Недостаточно для опрокидывания, если нет больших пробоин в небронированном борту, которые ушли под воду.
>Насколько я понимаю, вся соль в том, отчего остойчивость корабля так упала, что он стал черпать воду портами батареи.
Да. Я вижу это в том, что на Александре произошло нечто, вероятнее всего с рулевым управлением (авария, повреждение). Руль лег на борт и началась резкая циркуляция на ЛБ, что привело к ходовому крену на ПБ, притеканию св.воды к ПБ и черпанию воды пробоинами и/или портами. Если это можно подтвердить и расчетно, то есть рабочая версия. Остальные к сожалению менее правдоподобны
>Он взял воду пробоиной в носовой части при качке?
Это неизвестно. Правда, пробоины были по ЛБ, а ушел в воду ПБ, при этом дифферента на нос никто не отмечал. Так что я не склонен придавать большим пробоинам в носу решающего значения
>Был пробит бронепояс в носу?
Маловероятно, хотя неисключено. Слишком мало прецедентов на пробитие брони, а уж круппа - вообще нет. В Цусиме точно зафиксировано пробитие на Сисое, но там никаких страстей - затопило уг.яму и все
>Плиты разошлись?
Вполне возможно, отсюда подтопление борт.отсеков, что возможно по ЛБ, но Александр лег на ПБ.
>То есть "Бородино" погиб не из-за взрыва погреба?
Моментальное сгорание погреба из гильз 6дм с выбросом газов неправдоподобно. Здесь возможен пожар с последовательной детонацией - это одна из версий, но она слаба в части делания пробоины ниже ВЛ. Разом фукнуть погреб 6дм не мог. Так что мне кажется вероятным то, что была получена подводная пробоина в корме, приведшая к затоплению борт.коридора (-ов). Это дало кренящий момент, а св.вода дало свое переливание (тем более, что Бородино уже шел с креном на ПБ).
>И откуда взялись эти 250 т?
Честно сказать по аналогии - подводная пробоина в носу на Цесаревиче затопила два бортовых коридора - это офицеры оценили в 250т.
>Да. Я вижу это в том, что на Александре произошло нечто, вероятнее всего с рулевым управлением (авария, повреждение). Руль лег на борт и началась резкая циркуляция на ЛБ, что привело к ходовому крену на ПБ, притеканию св.воды к ПБ и черпанию воды пробоинами и/или портами. Если это можно подтвердить и расчетно, то есть рабочая версия. Остальные к сожалению менее правдоподобны
А если нет расчетов, то как можно говорить о правдоподобности? Если рассматривать аналогии, то Орел в более тяжелой ситуации (вода спущена в коридор и дала бОльший крен, чем если бы перекатывалась по палубе) накренился на 10 град, но вполне себе выпрямился. А ведь порты тоже в воду уходили, насколько я понимаю.
ПМСМ, для утопления при такой схеме у Александра должны быть бОльшие пробоины в надводном борту или больше воды внутри от каких-то повреждений.
>А если нет расчетов, то как можно говорить о правдоподобности?
Расчеты безусловно значимая часть. Но принцип правдоподобности есть и в описательной части, которые м.б. подкреплены расчетами. Делая это, мне думается, что версия о потоплении снарядами неправдоподобна и без расчетов
>Если рассматривать аналогии, то Орел в более тяжелой ситуации (вода спущена в коридор
Да, но эту воду откачали быстро и долго она не была в отсеках, а вода в бат. палубе стояла вплоть до утра
>и дала бОльший крен, чем если бы перекатывалась по палубе) накренился на 10 град, но вполне себе выпрямился.
Перекат опасен тем, что он неожидан - до какого предела он дойдет неизвестно. Хотя мне кажется что это было не одновременно (пишу по памяти). Т.е. потопление коридора одно время, а ночью было блуждание с переходящим креном.
>А ведь порты тоже в воду уходили, насколько я понимаю.
Сие точно не известно. По ПБ часть портов была повреждена, так же как и по ЛБ
>ПМСМ, для утопления при такой схеме у Александра должны быть бОльшие пробоины в надводном борту
Вот это я и проверяю - сколько времени он мог быть под огнем по ПБ. Т.к. описания повреждений касаются ЛБ
>или больше воды внутри от каких-то повреждений.
Это сложно, возможно, менее толковая борьба за живучесть