| От | ID |  |
К | ID |  |
Дата | 28.03.2001 23:08:27 |  |
Рубрики | Прочее; 11-19 век; Флот; Армия; Фортификация; ... |  |
КРАХ БОСФОРСКОЙ АВАНТЮРЫ.
КРАХ БОСФОРСКОЙ АВАНТЮРЫ.
Александр Широкорад
Поражение в русско-японской войне 1904—1905 годов вызвало бурю возмущения в стране. Левая оппозиция, от либералов до социал-демократов, кричала о гнилости самодержавия, а царская бюрократия постаралась найти "козлов отпущения" — Стесселя. Рожественского, Небогатова и проч. Так или иначе, но практически все признали экспансию на Дальнем Востоке ошибкой. И в пылу споров остались в тени еще две авантюры царского правительства, которые обошлись без жертв, но по материальным потерям не уступали сдаче Порт-Артура или гибели эскадры Рожественского в Цусиме. Речь идет о постройке гигантского "Порта Александра III" в Либаве и подготовке к захвату Босфора. Либералы и социалисты о них практически ничего не знали, власть имущие меньше всего хотели огласки. В результате две амбициозные программы, несмотря на ряд эмигрантских и советских Публикаций 20-х годов, так и остались малоизвестными даже для историков.
В конце XIX века Российская империя устремила свои взоры на три направления: на район Балтийского моря, Турецкие проливы и Маньчжурию с Кореей. И эти планы не остались только на бумаге.
Для господства на Балтике и создания угрозы с моря Германии программы планировали сделать так, чтобы Балтийский флот был сильнее или по крайней мере равен германскому. Кроме того, в Либаве в 1890 году начали постройку огромного "Порта Александра Ш" и мощной крепости с многочисленной береговой и сухопутной артиллерией. Экспансия на Балтике — тема отдельной статьи, поэтому отметим лишь следующее. На строительство и содержание порта и крепости пошли многие миллиарды рублей. В Либаву поступали более мощные орудия, чем бывшие на вооружении Кронштадта, прикрывавшего Петербург. По числу тяжелых береговых орудий к январю 1904 года Либава приблизительно в полтора раза превосходила Порт-Артур. При этом упорно игнорировался очевидный факт, что крепость располагалась вблизи германской границы, и читатель помнит, что в обеих мировых войнах Либава оказалась в числе первых наших городов, занятых немцами. Только после русско-японской войны крепость потихоньку и без шума начали разору жать. "Порт Александра III" оказался ненужным.
История с операцией против Босфора стоила русскому народу не менее, чем Либава или Порт-Артур, и отличалась в основном полной секретностью. напоминая чем-то детективный роман.
Черноморские проливы и Константинополь издавна привлекали Россию, начиная с походов славян под предводительством Аскольда, Олега и Игоря. Затем лет на 500 Руси было не до Константинополя, все внимание заняли татары, Литва и внутренние усобицы. Но уже Иван Ш, женившись на византийской царевне Софии Палеолог. выдвинул претензии на византийское наследство.
Утверждение "Москва — третий Рим, а четвертому Риму не быть" стало чуть ли не официальной доктриной. Русские цари настойчиво продвигались к Константинополю. Екатерина II на много лет закрепила русский флот в Архипелаге, в порту Ауза было даже построено адмиралтейство, десять тысяч греков приняли русское подданство. Императрица готовила претендента на византийскую корону — своего сына Константина.
Николай I решил взять под защиту всех православных подданных турецкого султана, как в зоне проливов, так и в Палестине. Одним из результатов его политики стала Крымская война, заставившая забыть о своих претензиях на четверть века. Но зато после начала в 1877 году русско-турецкой войны тысячелетняя мечта российских царей оказалась как никогда близка к осуществлению. Увы, когда русская армия после долгих и кровопролитных боев подступила к Стамбулу, в пролив вошла английская эскадра, и статус-кво заветного "Царьграда" остался прежним,
Почти сразу после окончания войны 1877—1878 годов Александр П, в виду огромных жертв, понесенных армией в походе через Болгарию и Балканы, поручил генералу графу Тотлебену разработать план захвата Босфора со стороны Черного моря.
В мае 1881 года Особое совещание приняло программу строительства русского флота; в частности, для Черного моря намечалось построить 8 броненосцев, 2 крейсера и 19 миноносцев. С какой целью нужно было строить столь внушительный флот на Черном море. с учетом того, что боевые корабли не могли быть переброшены на другие театры — Балтику или Тихий океан? Турецкий флот на бумаге выглядел относительно прилично, имея в составе 16 броненосцев — 6 больших, водоизмещением от 6400 т до 9120 т, а также 10 малых — один в 4887 т и остальные по 2000 — 2760 т. Но дело в том. что из них только "Гамидие" (6700 т) был построен в 1892 году', а все остальные — до 1874 года. Следующие броненосцы в турецком флоте появились лишь в 1910 году, когда были куплены два устаревших германских корабля.
Турецкие линейные морские силы располагали только устаревшими орудиями, значительная часть которых была гладкоствольной или нарезной, заряжающейся с дула. Естественно, такая артиллерия не шла ни в какое сравнение с новейшими русскими 305-мм пушками в 30, 35 и 40 калибров длиной Скорость большинства турецких броненосцев составляла всего 7—8 узлов.
Еще в войну 1877—1878 годов, когда Россия имела только два броненосца береговой обороны, турецкий флот вел себя крайне пассивно. С 1878 по 1912 год ни один османский военный корабль не выходил в Черное море. Артиллерийских и торпедных стрельб почти не было, об учениях по обеспечению живучести корабля никто не имел и представления. Кроме того, вся история Турции в последней четверти XIX века представляла цепь непрерывных внутренних неурядиц, и предполагать, что войска султана нападут на Россию, было по меньшей мере нелепо.
С другой стороны, если бы Англии удалось провести в Черное море свой флот, то русские броненосцы были бы уничтожены или заперты в Севастополе, как в 1854 году. И все же флот строился. С 1888 по 1895 год в строй вошли 7 броненосцев (12 — 305/30, 16 — 35/35. 4 — 305/40 И 4 — 254/45 Орудий).' Скорость броненосцев 15—17 узлов. Любой из них в одиночку мог сразиться с целым турецким флотом. Естественно, что русское командование серьезно османские морские силы не воспринимало, броненосцы были нужны для прорыва через Босфор, а затем для боя с английским флотом на минно-артиллерийских позициях в проливах2.
В 1885 году первый вариант плана захвата Босфора был закончен. В первый рейс были назначены немобилизованные полевые войска Одесского ВО: 13-я и 15-я пехотные дивизии, 4-я стрелковая бригада, 11-й, 12-й и 13-й саперные батальоны, понтонный батальон, железнодорожный парк, 6 полевых батарей и две сотни донских казаков.
Отдельно должны быть доставлены тяжелые орудия "особого запаса".
Для перевозки десанта должны были быть привлечены пароходы "Добровольного флота" и "Русского общества пароходства и торговли" (РОПиТ).
Число Расчетная
наличных вместимость
пароходов каждого. чел.
12 1500-2000
5 1200-1300
42 400-600
Расчет посадки первого эшелона (рейса)
Места посадки Итого
Одесса Севастополь Николаев Феодосия и Керчь
Офицеров 291 207 120 60 678
Солдат 9 604 7 676 4 264 2 312 24 216
Лошадей 691 419 104 52 1 266
Полевых орудий 8 16 24
Зарядных ящиков и повозок 135 125 48 24 332
Второй рейс должен был состояться через две недели. Им перевозились мобилизованные части Одесского ВО: 14-я и 34-я пехотные дивизии, 14-я и 34-я артиллерийские бригады.
Специально для установки тяжелых орудий в проливах был организован так называемый "особый запас". Он создавался в условиях полной секретности, и даже в закрытых документах для артиллерийских офицеров его назначение по возможности не раскрывалось. Первоначально в составе "особого запаса" были тяжелые береговые орудия (штатные для береговых крепостей) и некоторое количество полевых орудий. Так, в 1894 году только в Одессе в "особом запасе" состояло:
11" (280-мм) береговых пушек 5
9" (229-мм) береговых пушек 10
6" (152-мм) пушек весом 190 пудов 7
Батарейных 107-мм пушек 20
9" (229-мм) береговых мортир 36
Итого: 78
Весной 1895 года было решено исключить из "особого запаса" 11" и 9" береговые пушки, а иметь следующее число орудий меньших калибров:
9" (229-мм) береговых мортир 36
9" (229-мм) легких мортир 20
6" (152-мм)/45 пушек Канэ 10
6" (152-мм) пушек в 190 пудов 20
6" (152-мм) пушек в 120 пудов 20
57-мм береговых пушек Норденфельда 10
Итого: 116 + 24 пулемета Максима
В 1896 году на изготовление недостающих 44 9" мортир, 6 6" пушек Канэ, 4 57-мм пушек и 24 пулеметов Максима для "особого запаса" было отпущено сверх кредита 2193500 рублей. Интересно отметить, что вместо тяжелых 11" пушек и 9" береговых мортир, сборка и установка которых требовала многих дней, в "особый запас" в середине 90-х годов стали поступать 9" легкие мортиры. Они легко перевозились двумя повозками по 10 лошадей каждая и устанавливались на деревянном основании за несколько часов. Зато длина канала ствола была всего 6 калибров, а дальность стрельбы — 3 км (дл сравнения дальность стрельбы гранатой 87-мм полевой пушки обр. 1877 составляла 6,4 км). Тяжелое орудие дальностью 3 км, конечно, не был пригодно ни для осадной, ни для крепостной артиллерии. Единственно применение оно могло найти в узком проливе, где его 140-кг снаряды с 16,2 кг пироксилина легко могли пробить 76-мм палубу "Ройял Оука" или 65-м» "Центуриона" (новейших английских броненосцев).
6 июля 1895 года в Петербурге было собрано Особое совещание в составе министров: военного, морского, иностранных дел, русского посла в Турции А.И.Нелидова, а также высших военных чинов. В постановлении совещания .упомянуто о "полной военной готовности захвата Константинополя". Далее сказано: "взяв Босфор, Россия выполнит одну из своих исторических задач, станет хозяином Балканского полуострова, будет держать под постоянным ударом Англию, и ей нечего будет бояться со стороны Черного моря. Затем все свои военные силы она сможет тогда сосредоточить на западной границе и на Дальнем Востоке, чтобы утвердить свое господство на Тихом океане".
5 декабря 1896 года на совещании министров под председательством Николая II было рассмотрено решение о высадке в Босфоре. В совещании принимал участие посол Нелидов, горячо отстаивавший план вторжения. В соответствии с решением совещания, Нелидов должен был дать условную телеграмму, которая послужила бы сигналом к отправке десанта. Заранее должны были быть объявлены учебные сборы и учения Одесского ВО с переброской двух пехотных дивизий на Кавказ и производилась мобилизация большинства черноморских коммерческих пароходов. Командовать операцией назначили вице-адмирала Копытова. В операции должны были принимать участие эскадренные броненосцы "Синоп", "Чесма", "Екатерина II", "Двенадцать Апостолов", "Георгий Победоносец" и "Три святителя", крейсер "Память Меркурия", канонерская лодка "Терец", минные заградители "Буг" и "Дунай", минные крейсеры "Гридень" и "Казарский", а также 10 миноносцев.
Командиром сводного десантного корпуса был назначен генерал-лейтенант фон Шток. Состав десантного корпуса первого рейса был усилен по сравнению с планом 1885 года. В его составе теперь числилось 33750 человек с 64 полевыми и 48 тяжелыми орудиями (из "особого запаса"). Вроде бы учли все, даже "3 версты железной дороги" перевозились в первом рейсе. Эскадра на пути к Кавказу должна была неожиданно повернуть на Босфор. "В назначенный момент внезапно прерываются все телеграфные провода Черноморского побережья с Европой". Эскадра же в ночное время форсирует Босфор и, пройдя до Буюкдерея, становится на якорь (в тылу турецких береговых батарей). В это время посол Нелидов представит турецким властям ультиматум: немедленно передать России районы на обоих берегах Босфора, в противном случае Должна, была быть применена сила. Сопротивление турецких войск быстро подавлялось. После чего русское командование должно было в 72 часа после начала высадки укрепить вход в пролив со стороны Мраморного моря, На берегах пролива устанавливались тяжелые орудия "особого запаса", "Буг" и "Дунай" поперек залива выставляли заграждение в три ряда мин (всего 825 штук). Не зря в началe 80-x годов старался капитан С.О.Макаров, ради науки изучивший течения и глубины в Босфоре Кроме того, планировалось на обоих берегах пролива скрытно установить торпедные аппараты.
72 часа бралось не с потолка — это был наиболее ранний срок прибытия английской Средиземноморской эскадры, базировавшейся на Мальте, в составе которой насчитывалось 12 броненосцев3.
Десант имел хорошие шансы на успех. Захват Босфора практически был обеспечен. В 1897 году материальная часть турецкого флота и армии была в плохом состоянии — как с технической, так и с моральной стороны, и проводить какие-либо параллели с Дарданелльской операцией будет некорректно. (К 1915 году во много раз усилилась огневая мощь турецкой армии, коренным образом изменилось моральное состояние войск, были тысячи немецких инструкторов, и, наконец, следует учесть "Гебен" и германские подлодки). Адмирал Копытов и русское сухопутное командование было настроено весьма решительно, и они немедленно подавили бы сопротивление турок, не считаясь с потерями своих войск.
Длина Босфора по фарватеру около 30 км, наибольшая ширина 3,7 км, а наименьшая 750 м. Минимальная глубина на фарватере 35 м, максимальная — 80 м. В проливе встречаются отмели, песчаные косы и банки. Берега пролива высокие — 20—25 м, крутые - до 25°, и извилистые. В таких условиях английская эскадра могла идти в лучшем случае в двух кильватерных колоннах. форсировать минное заграждение пришлось бы под огнем 56 9" мортир, находившихся на закрытых позициях и неуязвимых для огня кораблей. В то время английский флот не имел тральщиков, а попытка тралить гребными судами и паровыми катерами могла быть пресечена огнем береговых орудий калибра до 6 дюймов, стрелявших сегментными снарядами и шрапнелью. Фарватер мог быть легко загражден как специально затопленными русскими транспортами, так и севшими на мель и потопленными английскими кораблями.
Торпедные атаки 10 миноносцев и 30 миноносок, в также береговых торпедных аппаратов тоже не прошли бы англичанам даром.
И, наконец, осуществив прорыв, уцелевшие британские 'броненосцы должны были встретиться с шестью русскими броненосцами. Разумеется, Англия могла существенно усилить свою Средиземноморскую эскадру и послать в Турцию две-три дивизий. Но для этого потребовалось бы уже несколько недель или месяцев. И англичане к тому времени могли встретить на берегах Босфора не только второй эшелон русских войск, но и войска из внутренних военных округов, а кроме 9" мортир, десятки 11" береговых орудий и 11" мортир. Не был исключен и удар русских войск из Средней Азии в направлении Индии4.
В общем, шансов на успех хватало. Тем не менее в последний момент вторжение было отменено. Почему? Конечно, сыграл роль и субъективный фактор — нерешительность Николая II, свойственная ему и в дальнейшем в критические моменты. Но главным были объективные факторы. Тактически вторжение было обречено на успех, а стратегически — на неудачу. Десант мог захватить Босфор, но следующий шаг — Дарданеллы — мог быть сделан только при нейтралитете Англии, что было бы просто невероятно. Аннексия Босфора вызвала бы развал, а соответственно и раздел Оттоманской империи. Таким образом, Россия, захватив пролив, получила бы у себя под боком новую Мальту или Гибралтар — английские базы и флот в Дарданеллах. Подобный оборот не улучшил, а ухудшил бы положение России на Балканах. Не исключено, что вторгнувшись в Босфор, Россия оказалась бы в международной изоляции — ни одна страна в Европе не хотела, чтобы сбылась мечта Достоевского о том, что "Константинополь должен быть наш". Ряд русских министров и их помощников, в том числе С.Ю.Витте и В.Н.Ламздорф понимали это, и им в конце концов удалось переубедить Николая П.
От плана вторжения не отказались совсем, он был только отложен5. Но тут произошли другие события...
Пьеса, написанная для Босфора, была сыграна на Дальнем Востоке. 13 марта 1898 года эскадра адмирала Дубасова вошла на рейд 'Порт-Артура. Вместе с боевыми кораблями пришли пароходы Добровольного флота, с которых был высажен полк пехоты и две конные казачьи сотни. В Порт-Артуре находились две китайские дивизии, сопротивления, однако, не оказавшие. Историкам остается только гадать, что произвело больший эффект — 12" пушки броненосцев "Сисой Великий" и "Наварин" или 100000 рублей, полученные генералом Ли, и 50000 рублей, доставшиеся генералу Фу. Как и в варианте с Босфором, Англия немедленно захватила вблизи Артура кусок китайской территории и создала там свою базу. А для России 13 марта 1898 года началась история XX века. Дальнейшее известно — укрепление Порт-Артура, оккупация Маньчжурии, проникновение в Корею. Параллельно на Черном море увеличивали "особый запас", спускали на воду броненосцы, адмиралы и генералы разрабатывали новые планы захвата Босфора, строилась огромная Либавская крепость. А дальше 1904 год. затем 1905, 1914 и 1917.
Литература
1. Петров М. Морская оборона берегов в опыте последних войн России, М., 1927 г.
2. Цывинский Г. 50 лет в Императорском флоте, Рига, 1926г.
3. Захер Я. Константинополь и проливы. "Красный архив", 1924 г. т. 6,7.
4. Восточный вопрос во внешней политике России, М., 1978 г.
5. ЦГВИА СССР ф. 504. on. 2, д.96; ф. 504, on. 2,д.99;ф. 13137, on. 1.Д.ЗЗ.
КОММЕНТАРИИ
1. Турецкий броненосец «Гамидие», хотя и был достроен в 1892 г. (т.е. формально он был моложе многих русских и английских кораблей на этом театре), был заложен в 1874 г. и по проекту мало чем отличался от остальных турецких "самотопов".
2. Русские броненосцы 'Екатерина II", "Сисой", "Чесма" и "Георгий Победоносец" специально проектировались для прорыва через Черноморские проливы. Их барбетные установки 305-мм орудий с большим углом возвышения позволяли вести бой с высоко расположенными береговыми батареями. а размещение 4-х таких орудий из 6-и с возможностыо вести огонь по носу в ходе боя в узком проливе давало им двукратное преимущество перед любым броненосцем противника. Русское Морское министерство, увлеченное идеей "Босфорского варианта", продолжало строить эти корабли в течение 10 лет — три первых броненосца были заложены в 1883 г., а последний вошел в рой в 1894 г. Остальные 2 броненосца, которые могли принять участие в Босфорской операции — "XII Апостолов" и "Три Святителя" — имели стандартное для того времени число и расположение 305-мм орудий и в той или иной степени повто-ряли английские проекты. Седьмой броненосец "Роостислав" в 1897 г. еще не был готов.
Надо сказать, что и англичане, не исключавшие для своего Средиземноморского флота возможности форсирования Дарданелл. в 1880-х годах построили несколько броненосцев с преимущественно носовым огнем (среди них печально известная "Виктория"), но к рассматриваемым событиям они уже были выведены в резерв.
3. Английская эскадра на Мальте в 1896 г. состояла из 11 броненосцев: новые барбетные «Рамиллиес" и "Ривендж", их башенный аналог "Худ" (все по 14150 т. 15.5 уз., 4 — 343-мм и 10 — 15г-мм орудий), малый броненосец "Барфлер" (10500 т. 17 уз., 4 — 254 и 10 — 120-мм), башенные "Найл" и "Трафальгар" (1Z590 т, 15 уз., 4 — 343 и 6 — 120-мм) и 5 барбетных типа "адмирал" ("Коллингвуд" — 9500 т, 15 уз., 4 — 305 и 6 — 152-мм; остальные по 10600 т. 15,7 уз.. 4 — 343 и 6 — 152-мм). Бронирование состояло из мощного броневого пояса по ВЛ на большей части корпуса (только на "Коллингвуде" он прикрывал 46Х длины), закрытого с конца такими же толстыми траверзами; караласной палубы в оконечностях толщиной 63—76 мм и плоской палубы 76 мм (на "Барфлере" — 51 мм) над механизмами и погребами. Более новые корабли имели еще тонкий верхний пояс, а "трафальгары" — толстую цитадель над главным поясом.
4. Время начала операции было выбрано очень удачно: к 1897 г. броненосец "Кампердоун" стал на ремонт, а "Хоув" ушел в метрополию. И хотя в марте слабый "Коллингвуд" был заменен на более современный «Ройял Оук», число броненосцев у англичан сократилось до 9. В то же время русский флот располагал на Средиземном море еще 3 балтийскими броненосцами, для нейтрализации которых англичанам пришлось бы выделить часть сил. Правда, с марта по ноябрь новейший "Сисой Великий" проходил ремонт в Тулоне после взрыва в кормовой башне во время учебных стрельб у о.Крит Но даже при отправке к Босфору всех 9 английских броненосцев, русский флот имел бы во время боя на острых курсовых углах (а только таким и мог быть бой в проливе) преимущество в крупных орудиях —.20 305-мм против 16 343- и Z 254-мм. Конечно, англичане не сунулись бы в Босфор под огонь русских броненосцев и береговых батарей. Линейный же бой в Мраморном море давал уже 1.5-кратное преимущество англичанам, тем более, что установка 3-й пары 305-мм орудий на 4 русских броненосцах была осуществлена в ущерб другим боевым качествам, хотя в отличие от "англичан" они имели полный броневой пояс по ВЛ. Оставалось надеяться на невозможность длительного пребывания английской эскадры вдали от своей базы или на продвижение русских войск в сторону Дарданелл по суше.
5. В любом случае, Англия была серьезно озабочена осложнением в 1897 г. отношений между Россией и Турцией и в июне "на всякий случай", а может быть и кое-что узнав о русских планах, перевела на Средиземное море еще 2 броненосца — "Ройял Соверин" и "Эмпресс оф Индия". В дальнейшем — вплоть до поражения России в войне 1904—1905 гг. — английское Адмиралтейство держало на Средиземном море силы, превосходящие вместе взятые русские черноморскую и средиземноморскую эскадры, не желая рецидива кризисной для себя ситуации 1897 г. При этом флот Канала, призванный защищать непосредственно Британские острова, по линейным кораблям уступал Средиземноморскому.
Подготовил С.Сулига
С уважением, ID