Итак, в чем была суть давнишнего спора? Штурмовикам Ил-2 противопоставлялись истребители-бомбардировщики союзников. Ил-2 работал на поле боя, в условиях сильного противодействия зенитных средств противника, прежде всего малокалиберных автоматов. От которых требовалась мощная броневая защита в ущерб бомбовой нагрузке(которая у Ил-2 составляла "всего" 600 кг). А истребители-бомбардировщики типа Мустанга с бомбами действовали по целям в тылу, по станциям, эшелонам, парвозам, осуществляя изоляцию ТВД, отрезая атакуемые войска противника. Вопрос с Ил-2 как танкоборцем считаю совершенно неактуальным. Подавляющее большинство Ил-2 с танками не боролись и даже задачи такие пред ними не ставились.
Моя позиция в отношении Ил-2 следующая. При прорыве обороны противника важнейшее условие успеха это во-первых скрытное сосредоточение артиллерии для прорыва, а во-вторых поддержка наступающих войск при прорыве второй полосы обороны, отстоящей на несколько километров от первой. И, что еще важнее, поддержка вошедших в прорыв мотомеханизированных соединений. Танковая Армия или мехкорпус вынуждены тащить за собой артиллерию, сотни тонн боеприпасов к ней. Это утяжеляет и без того громоздкую структуру крупных мотомеханизированных соединений. Артиллерия, если кто не знает, предназначается для подавления артиллерийского, пулеметного огня обороняющегося и противотанковой обороны. Проще угробить ПАК-40 артподготовкой из 122 мм - 152 мм гаубиц, потратив сотню снарядов, чем пытаться вести с ней дуэльный бой на Т-34. Так вот, Ил-2 облегчал решение указанных мною задач. При прорыве первой полосы обороны Ил-2 дополняли артиллерийский удар, выполняя роль летающих "катюш". При прорыве второй полосы обороны дополняли и частично заменяли подтягиваемую вперед для прорыва артиллерию. И наконец в глкбине обороны усиливали ударные возможности Танковой Армии, освобождая ее от необходимости тащить на себе массу артиллерии, ее и так было до 650-700 стволов. Вес боекомплекта такой ТА составлял 2400-2800 тонн, заправки еще 985 тонн. А каждые 2.5-3 тонны это грузовик. Гораздо удобнее доставить эти тонны боеприпасов по воздуху и сбросить на голову противника с помощью штурмовика. На 100% артиллерию штурмовик не заменит, но жизнь облегчит. И основным противником, целью Ил-2 были как раз "артиллерийские" цели, войска противника на поле боя, артиллерия. Подавление артиллерийской батареи требовало 10 самолето-вылетов Ил-2 или сотен снарядов в артподготовке. Ил-2 был как бы продолжением концепции артиллерийского наступления РККА/СА. Это был единственный тип самолета, который в силу своей направленности годился для концентрации на выбранном направлении. Истребители-бомбардировщики для изоляции ТВД во-первых действовали на сравнительно широком фронте, а во-вторых изоляция не происходит мгновенно, все мосты и дороги сразу не разрушишь. Потому существовала опасность вскрытия противником направления нашего главного удара. Напротив, Ил-2 допускал концентрацию на острие главного удара. В нужный момент самолеты поднимались в воздух и наносили удары в нужной полосе, полосе прорыва фронта противника. Т.е. в более ограниченной области, чем тылы ТВД. То же с острием наступления Танковой Армии, пятачок перед носом ТА, по которому работали одна-два штурмовые авиадивизии.
В приложении к ВВ2 и современности про истребители и штурмовики хотелось бы указать на один важный момент. Трудность совмещения истребителя и ударного самолета лежит еще и в области подготовки экипажей. Невозможно научить пилота эффективно вести бой и наносить удары по наземным целям. Это две разные квалификации, которые совместить в одном человеке затруднительно.
Вот такие вот дела. Никаких самолетов для камикадзе.