ОтlexОтветить на сообщение
ККитоврасОтветить по почте
Дата10.06.2003 06:34:30Найти в дереве
Рубрики11-19 век;Версия для печати

Re: Ереси вообще...


День добрый.

>которые в советской историографии интерпретировались как чисто социальные.
>Можно вспомнить что и "бунташный век" и Стенька разин совпали с расколом.

Ну советская историография - штука интересная. С ней осторожно надо. ИМХО совершенно очевидно, что ежели социальные условия войдут в резонанс с идейной борьбой, то угроза того, что все пойдет вразнос возрастает многократно. И примеров тому - не один. Но кто из них там первичен - налоги или символ веры - Аллах же ведает.

>> Помнится во время Медного бунта в Москве (XVII ст.) мужики тоже к Алексею Михайловичу в Коломенское ходили с требованиями, но делать из этого вывод об их высокой гражданственности я бы не стал.
>Как раз говорит. 17-й век - это век земских соборов и земщины как являения. Так что в этом плане просьбы непосредственно к государю очень хорошо вписываются. К слову - это вообще характерная московская традиция приходить к царю и чего-то требовать. Еще к Грозному приходили.

Если Вы полагаете, что приход в Коломенское в 1662 г. - можно полагать проявлением гражданственности, то тут я с Вами никак не согласный. Это, выражаясь по-современному, чистой воды "наезд". Типа "выдай нам головой того и этого, а не дашь - так сами разберемся...". И случай с Грозным ИМХО - сюда же. С гражданами на Руси вообще сложно. И причин тут многое множество. Можно говорить о нечеткости социальных структур и, как следствии этого, отсутствии осознанных копоративных интересов, за которые нужно бороться; совершенно отличная от запада роль городов; татары опять же и пр.

Всех благ...