Виктор Костюковский, "Новые Известия" 4 июля 2000 г., с. 5
История студента Балтийско- го государcтвенного техни- ческого университета «Во- енмех» Дмитрия Барковского уже широко известна. Правда, сказал бы, широко — но в узких кругах. На- пример, питерские СМИ как воды в рот набрали...
Найти его телефон не составля- ло труда. Но мама Димы, Ольга Ев- геньевна, ответила:
— Он давно не появляется дома, и я не представляю, как и где его ис- кать...
А ищут многие. Многие хотят ему помочь и оставляют свои теле- фоны. Но Дима не звонит. Ищут и те, кто особенно остро чувствует от- ветственность за его судьбу, — пи- терские «яблочники». Ведь с «Яблока»-то все и началось...
Из письма Дмитрия Барков- ского директору ФСБ РФ Ди- ректору ФСБ РФ Н.Патрушеву (копии генеральному прокуро- ру РФ В.В.Устинову, руководи- телю фракции «Яблоко» в Гос- думе Г.Явлинскому, депутату Госдумы П.Шелищу):
«24 мая 2000 года меня вызвали в 3-й отдел БГТУ«Военмех». В каби- нете меня ждали двое мужчин, ко- торые представились сотрудниками ФСБ. Они стали задавать мне воп- росы, относящиеся к политической деятельности, внутренней структу- ре партии «Яблоко», а также о фи- нансировании партии и методах ве- дения избирательных кампаний кан- дидата в президенты РФ Г.А.Явлин- ского, кандидата в губернаторы Санкт-Петербурга И.Ю.Артемьева и депутата Госдумы П.Б.Шелища. Я пытался отказаться отвечать на их вопросы. В ответ на это в мой ад- рес прозвучали угрозы отчисления из вуза, «отправки в Чечню» и т.п., а также угрозы в адрес моих родст- венников и друзей. Под угрозой у ме- ня была отобрана подписка о сотруд- ничестве, меня обязали предостав- лять сведения о «шпионской» дея- тельности «Яблока» и «способах от- правки информации за границу». Ре- альность прозвучавших угроз под- тверждалась, в частности, тем, что мой товарищ, являвшийся дове- ренным лицом Г.А.Явлинского, был только что незаконно отчислен из БГТУ, при этом администрация ву- за указала, что «партию надо было с умом выбирать»...
Из письма Константина Суз- даля руководителю фракции «Яблоко» Госдумы Г.Явлинско- му:
«В период с 24 февраля по 7 апре- ля 2000 года я, будучи Вашим актив- ным сторонником, принимал участие в кампании по выборам президента РФ в качестве Вашего доверенного лица. В соответствии со ст. 42 ФЗ «О выборах президента РФ» я уведо- мил об этом администрацию БГТУ «Военмех», студентом которого яв- ляюсь, и попросил предоставить мне отпуск.
По окончании срока полномочий доверенного лица я узнал, что в нару- шение закона отпуск мне предоста- влен не был. Более того, мне не была предоставлена возможность пройти промежуточную аттестацию.
15 мая 2000г. мне стало извест- но, что в соответствии с приказом ректора БГТУ «Военмех» №104-Сот 10.05.2000г. я отчислен из универси- тета в связи с академической неус- певаемостью. С приказом я ознаком- лен не был, в праве дать объяснения мне было отказано. При этом адми- нистрация вуза указала, что «пар- тию надо было с умом выбирать»... Все происшедшее со мной расцениваю как преследование за публичное вы- ражение своих политических взгля- дов, нарушение моих прав на образо- вание, свободное выражение собст- венных мнений и убеждений, участие в управлении делами государства.
В связи с изложенным прошу за- щитить мои конституционные пра- ва и оградить меня от политической травли, организованной известным своими крайне реакционными взгля- дами ректором БГТУ «Военмех» Савельевым.
Наша справка:
Савельев Юрий Петрович, ректор Балтийского государственного тех- нического университета «Военмех» имени Д.Ф.Устинова. Доктор тех- нических наук, профессор. В 1999 г. баллотировался в Государствен- ную думу по Адмиралтейскому из- бирательному округу № 206 (вы- двигался «Движением в поддержку армии»), но выборы проиграл. Из- вестен тем, что во время натовских бомбардировок Югославии уволил из университета четырех американ- ских профессоров, преподававших экономику и менеджмент. Свое ре- шение объяснил так: «Американ- ский народ утратил общепринятые понятия об облике и морали, когда он одобрил поступок президента Билла Клинтона, который отдал приказ о бомбардировке, и в этой связи я посчитал, что вот эти четы- ре очень хороших преподавателя... они тоже, как представители аме- риканского народа, не могут препо- давать и работать в таком вузе, как «Военмех». Американские власти Неоднократно обвиняли «Военмех» в сотрудничестве с Ираном в воен- ной сфере, в подготовке специали- стов. По заключению Федеральной службы по валютному и экспортно- му контролю РФ от февраля 2000 г. обучающие программы действи- тельно имели отношение к ракет- ным технологиям. В связи с этим Ю.Савельев в марте 2000 г. отстра- нялся от должности министром об- разования В.Филипповым, однако продолжает работать и по настоя- щее время.
Из письма Д.Барковского Н.Патрушеву (продолжение):
«Более того, преподаватели ин- ститута без объяснения причин от- казывались принимать у меня заче- ты и экзамены до даты, указанной сотрудниками ФСБ для следующей беседы, -31.05.00г. ...
31 мая с.г. сотрудники ФСБ дей- ствительно позвонили мне домой. По моей просьбе родные вынуждены бы- ли сказать, что меня нет дома, на настойчивые вопросы о том, когда я появлюсь, сказали, что неизвестно. С тех пор я вынужден скрываться, не появляюсь дома и в вузе. Последнее особенно удручает, поскольку ведет к отчислению из университета...
Из приложения к письму Д.Барковского Н.Патрушеву (изложение беседы с сотруд- никами ФСБ):
«Они представились как сот- рудники ФСБ (показали удосто- верения). Затем они попросили меня присесть, после чего состо- ялся примерно следующий раз- говор:
- Дима, что же ты совсем за- бросил институт?
- Какая вам разница? Я рабо- тал.
- Не забывай о том, что мы из ФСБ, и ты должен отвечать нам... Ты работал на выборах?
-Да.
- На каких?
- В Госдуму и на президент- ских...
- Как тебе удалось устроить- ся?
- Через знакомых.
- Каких знакомых?.. Это Оль- га и Андрей?
-Нет.
- Ну ладно, это не важно... Мы сейчас набираем сотрудников на работу, и ты нам приглянулся... Нас интересует одна организа- ция, к которой ты имеешь отно- шение, и мы подозреваем ее в шпионаже... Мы хотим, чтобы ты рассказал нам о ней все, что зна- ешь. Кто там работает, чем они занимаются, кто главный.
- Я об этом ничего не знаю.
- Ну тебе наверняка об этом рассказывали... Ольга или Анд- рей... Кстати, как прошли шашлы- ки?
- Нормально.
- А кто с тобой ходил?
- В основном мои друзья.
- Там ведь были Ольга и Анд- рей?.. Из тебя что, каждое слово клещами нужно вытягивать? По- чему ты не хочешь нам ничего го- ворить?
- Потому что я ничего не знаю.
- Ты знаешь о том, что, отка- зывая нам в содействии,ты мо- жешь понести ответственность?
- Какую?
- Ты слышал об указе Путина о призыве на военную службу 15000 выпускников институтов, прошедших военную кафедру?
- Что-то слышал.
- У тебя есть шанс попасть в их число прямо сейчас. И, скорее всего, поедешь в Чечню, а у тебя же родственники...
- Каким образом, ведь я на данный момент являюсь студен- том.
- Мы это можем быстро изме- нить. Если ты нам поможешь, это- го не будет...
- Но я не могу.
- Это не страшно. Мы тебя на- учим, как. Сейчас мы тебе расска- жем, почему эта организация вы- зывает у нас подозрения. А ты, ко- гда будешь слушать, задумайся об этом... Нам непонятно, откуда у этой организации находятся та- кие деньги. Например, в 96-м го- ду милицией была задержана ма- шина с целым багажником дол- ларов. Сейчас, на кампании Ар- темьева, мы обратили внимание на такое огромное количество оргтехники и помещений, кото- рые тоже стоят немалых денег. Так откуда все эти деньги? К то- му же нам неясно, зачем так ин- тенсивно собирается информа- ция (выписываются все газеты, делаются из них вырезки, запи- сываются телепередачи и т.д.), ведь на это уходит так много сил, времени, денег, а кому это нужно, неизвестно. Вот это в общем-то и все, что вызывает у нас очень большие и, нам кажется, оправ- данные подозрения...
- Из всего вами сказанного мне понятно только одно, что для вас эти люди являются непонят- ными, а делать вывод, что они неправильные неправильно.
- Мы с тобой согласны. Поэто- му мы нуждаемся в твоей помо- щи, чтобы понять, правы мы или нет. Может быть, тех же Андрея и Ольгу все это время используют так же, как и вас? Ты связался с этими людьми по глупости, по- скольку смотришь на жизнь со студенческой скамьи, и, чтобы выбраться, тебе нужна наша по- мощь.
- И что вы от меня хотите?
- Для начала нам необходимо знать, передают ли эти люди ка- кую-либо информацию за грани- цу.
- И как я могу в этом помочь, если я ничего об этом не знаю?
- Мы же сказали, что мы тебе
потом обо все расскажем. Даже если у тебя ничего не получится, ничего страшного, главное, что- бы ты оказал нам содействие, потому что это твой гражданский долг. Сейчас давай договоримся о дне, когда мы снова встретим- ся. Мы позвоним тебе 31 мая. Но перед этим ты должен понять, что все то, о чем мы сейчас с то- бой говорили, должно остаться между нами. Поэтому сейчас ты должен подписаться под тем, что ты согласен с нами сотрудни- чать, а также держать все это в тайне. Не забывай и о том, что если у нас с тобой все получит- ся, у тебя не будет проблем ни с учебой, ни с дальнейшей рабо- той...
Документ, подписанный Дмитрием Барковским:
«Я, Барковский Д.А., обязуюсь оказывать содействие сотрудникам ФСБ, а также обещаю не разгла- шать полученную мной информацию. В дальнейшем как сотрудник все до- кументы буду подписывать словом «Георгий»...
Из приложения к письму Дмитрия Барковского (продол- жение):
«После этого мне было сказа- но: «Эта бумага говорит о том, что с этого момента ты с нами сот- рудничаешь, должен никому ни- чего не говорить и никуда не уез- жать».
29.05.2000 г. я пришел в инсти- тут для того, чтобы сдать некото- рые зачеты и экзамен. Однако профессор Ю.А.Круглов отказал- ся принимать у меня экзамен по предмету «Теория амортизацион- ных систем», сказав, что «...до 31 мая мы не будем разговаривать, поскольку сложились такие об- стоятельства».
С той же аргументацией отка- зался принимать у меня зачет по предмету «ОТЦ» доцент И.Н.Мол- чанов.
У других студентов моей груп- пы, имеющих тот же уровень ус- певаемости поданным предме- там, экзамен и зачет принима- лись...»
Из письма депутата Госу- дарственной думы Григория Явлинского директору ФСБ РФ Николаю Патрушеву:
«Ко мне поступило обращение жителя города Санкт-Петербурга Д.А. Барковского... Такое же обраще- ние Д.А.Борковский направил в Ваш адрес.
В связи с изложенной в обращении информацией о способе привлечения его к негласному сотрудничеству с органами Федеральной службы безо- пасности, а также о проведении в отношении Объединения «Яблоко» и его руководителей оперативно-розы- скных мероприятий, прошу Вас про- верить изложенные в обращении Д.А. Борковского обстоятельства и сообщить:
1. Имел ли в действительности факт незаконного привлечения его к содействию органам Федеральной службы безопасности, совершенного помимо воли Д.А. Борковского под воз- действием угроз и психологического давления.
2. Проводятся ли в отношении Объединения «Яблоко» и его руково- дителей оперативно-розыскные ме- роприятия, и если да, то по каким из оснований, предусмотренных зако- ном.
3. Соответствует ли действи- тельности информация о том, что Вы, со ссылкой на указание Президен- та Российской Федерации В. В. Пути- на, поставили задачу по проведению
оперативно-розыскных мероприятий в отношении меня и моих близких.
В случае установления фактов на- рушения конституционных прав Д.А. Барковского и руководителей Объединения «Яблоко» прошу провес- ти служебное расследование в отно- шении должностных лиц ФСБ, допу- стивших данные нарушения, передать материалы служебного расследова- ния в органы прокуратуры для возбу- ждения уголовного дела и привлечения виновных к ответственности.
Прошу также проверить закон- ность и обоснованность проведения Федеральной службой безопасности оперативно-розыскных мероприятий в отношении Объединения «Яблоко» и его руководителей. Если такие ме- роприятия проводились и было отка- зано в возбуждении уголовного дела, прошу предоставить все сведения, по- лученные Федеральной службой безо- пасности в ходе оперативно-розыск- ных мероприятий по данному вопро- су.
В том случае, если Президент Российской Федерации действитель- но поручил Вам собрать информацию об Объединении «Яблоко» и о моей профессиональной, общественной и политической деятельности, то мы готовы облегчить Ваш труд и предо- ставить ее.
Вся наша деятельность, без ма- лейшего исключения, полностью со- ответствует российской Конститу- ции, законам, интересам народа и го- сударства.
Когда в стране терроризм, кор- рупция и экономическая преступ- ность являются реальностью, угро- жающей самому существованию го- сударства, лучше тратить и без то- го ограниченные ресурсы по этим на- правлениям.
Не следует возвращать страну в атмосферу слежки, «стукачества» и политических репрессий. Это по- зорно и антиконституционно, а по- тому, раньше или позже, наказуе- мо...»
Из письма Григория Явлин- ского генеральному прокуро- ру РФ Владимиру Устинову:
«В связи с изложенными в обраще- ниях фактами нарушении прав Д.А. Борковского и К.В.Суздаля на по- лучение образования, незаконных спо- собов привлечения Д.А. Борковского к негласному сотрудничеству с органа- ми ФСБ, а также проведения в от- ношении Объединения «Яблоко» и его руководителей оперативно-розыск- ных мероприятий Федеральной служ- бой безопасности прошу Вас:
1. Проверить законность отчис- ления из БГТУ«Военмех» К.В.Сузда- ля, отказа в допуске к сдаче зачетов и экзаменов в этом же учебном заве- дении Д.А. Борковского.
2. Имел ли в действительности факт незаконного привлечения Д.А. Борковского к содействию орга- нам Федеральной службы безопасно- сти, совершенного помимо его воли под воздействием угроз и психологи- ческого давления.
В случае подтверждения вышеиз- ложенных фактов прошу принять ме- ры по восстановлению нарушенных прав Д.А. Барковского и К.В.Суздаля и привлечь к ответственности лиц, виновных в нарушении законодатель- ства.
3. Проверить законность и обос- нованность проведения оперативно- розыскных мероприятий в отноше- нии Объединения «Яблоко» и его руко- водителей. Если такие мероприятия проводились и было отказано в возбу- ждении уголовного дела, прошу обя- зать Федеральную службу безопасно- сти предоставить мне все сведения, полученные ФСБ в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по данному вопросу.
При установлении фактов нару- шения Федеральной службой безопас- ности законодательства при прове- дении оперативно-розыскных меро- приятий прошу привлечь виновных к ответственности...»
Из сообщения пресс-служ- бы фракции «Яблоко» в Госу- дарственной думе РФ от 30 июня 2000 г.:
«Высокопоставленный сотруд- ник городской прокуратуры Санкт-Петербурга настаивает на законности отчисления из инсти- тута студента Дмитрия Барков- ского за отказ в сотрудничестве с органами ФСБ.
Об этом заявил начальник от- дела прокуратуры Санкт-Петер- бурга по надзору за исполнени- ем законов о федеральной безо- пасности Александр Гуцан в ходе беседы с бывшим студентом Бал- тийского государственного тех- нического университета «Военмех» Дмитрием Барковским, от- численным из университета пос- ле оглашения им факта его вер- бовки сотрудниками ФСБ...»
Наша справка:
Гуцан Александр Владимирович. Известен участием в деде о «шпио- наже» отставного капитана 1 ранга Александра Никитина ~ он поддер- живал обвинение. Государственный обвинитель потребовал осудить А.Никитииа на 12 лет лишения сво- боды с конфискацией имущества, с отбытием наказания в колонии строгого режима. Городской суд Санкт-Петербурга полностью оп- равдал А.Никитина, Верховный суд РФ оставил это решение в силе.
Из сообщения пресс-служ- бы (продолжение):
«Беседа с А. Гуцаном состоя- лась 28 июня по инициативе про- куратуры, куда Д.Барковский был приглашен якобы с целью про- верки законности отчисления. На деле прокурор А. Гуцан, как сооб- щает Д. Барковский, убеждал его в «законности и правильности с государственной точки зрения» вербовки и отчисления из вуза за отказ от сотрудничества с орга- нами ФСБ.
В ходе этого 4-часового раз- говора, который Д.Барковский ха- рактеризует как допрос, один из руководителей прокуратуры пы- тался получить у Д.Барковского информацию, касающуюся внут- ренней структуры фракции «Яб- локо», деятельности и частной жизни ее отдельных депутатов, а также «яблочных» активистов.
В части беседы «не под за- пись» прокурор дал понять,что намерен оправдать действия со- трудников ФСБ и ректора «Военмеха» Юрия Савельева. В частно- сти, он заявил, что его не интере- сует тот факт, что Д.Барковский является одним из лучших сту- дентов 4-го курса, о чем ранее го- ворил Ю. Савельев, а также то, что ректор публично признавал незаконность отчисления...»
«Беседа» в прокуратуре состоя- лась 28 июня. И вот с того дня мы никак не можем найти Диму Бар- ковского. Не думаю, что это вовсе безнадежное занятие. Его, конечно, найдут. И первыми могут найти не те, кто собирается помочь ему обра- титься в суд с иском о незаконности отчисления, например, депутат Го- сдумы Александр Шишлов. Первы- ми могут оказаться те, кто умеет ис- кать лучше нас, кто имеет для этого и технику, и возможности, и средст- ва. Вот это тревожит более всего. Санкт- Петербург.