ОтОфф-ТопикОтветить на сообщение
КОфф-ТопикОтветить по почте
Дата24.11.2000 16:23:22Найти в дереве
РубрикиСовременность; Спецслужбы; Армия;Версия для печати

ГЛАВА 1ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОБЩИЙ ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ


ГЛАВА 1

ПЕРИОДИЗАЦИЯ И ОБЩИЙ ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

Несмотря на то, что окончательное решение о вводе ограниченного контингента
советских войск в Афганистан было принято всего за 13 дней до его начала,
отдельные части стали туда прибывать еще в начале декабря 1979 года. Однако,
цели данной акции не объяснялись.

13 декабря для координации деятельности представителей всех советских ведомств
в Афганистане, советнического аппарата и войск была сформирована оперативная
группа Министерства обороны СССР во главе с первым заместителем начальника
Генерального штаба генералом армии С.Ф.Ахромеевым, которая немедленно убыла в
Кабул. Там советские военные представители более детально ознакомились с
обстановкой и утвердили план ввода ограниченного контингента советских войск в
Афганистан по двум наземным и одному воздушному маршрутам. Предусматривалось
быстрое занятие всех жизненно важных районов страны и обеспечение успеха
очередного государственного переворота.

До командующего 40-й армией генерал-лейтенанта Ю.В.Тухаринова план ввода
ограниченного контингента советских войск в Афганистан был доведен 13 декабря
в кабинете командующего войсками Туркестанского военного округа
генерал-полковника Ю.П.Максимова. К этому времени из офицеров и генералов
штаба и служб Туркестанского военного округа был сформирован костяк управления
и штаба армии. Членом военного совета -- начальником политотдела объединения
был назначен генерал-майор А.В.Тоскаев, начальником штаба -- генерал-майор
Л.Н.Лобанов, начальником разведки -- генерал-майор А.А.Корчагин. Не теряя
времени, они приступили к интенсивной подготовке войск к предстоящему вводу,
которая проходила почти открыто. Была осуществлена мобилизация приписного
состава. На полигонах непрерывно шло боевое слаживание подразделений. В районе
Термеза готовились переправы через Аму-Дарью.

Общая директива на отмобилизование и приведение в готовность армии не
отдавалась. Войска приводились в готовность отдельными распоряжениями после
получения соответствующих устных указаний министра обороны СССР. Всего было
развернуто и доукомплектовано до полного штата около 100 соединений, частей и
учреждений. Для этого было призвано из запаса более 50 тыс. офицеров,
сержантов и солдат. В первую очередь комплектовались боевые соединения и
части. Тыловые, ремонтные части и органы 40-1 армии отмобилизовывались
позднее, причем некоторые -- уже в ходе начавшегося ввода войск. Для
Туркестанского и Среднеазиатского военных округов это было самое крупное
мобилизационное развертывание за все послевоенные годы. Время перехода
государственной границы министром обороны СССР было установлено в 15ю00
московского времени (16.30 кабульского) 25 декабря 1979 года.

К назначенному сроку все было готово. Накануне на командный пункт 40-й армии
прибыл из Москвы первый заместитель министра обороны СССР Маршал Советского
Союза С.Л.Соколов. Тут же находился и командующий войсками Туркестанского
военного округа генерал-полковник Ю.П.Максимов. Они подали командующему армией
сигнал о начале ввода советских войск в Афганистан.

В вечерних сумерках к переправам через Амударью подошел на БМП авангардный
батальон мотострелкового полка 108-й мотострелковой дивизии (командир
полковник В.И.Миронов). Он практически с ходу прошел по понтонному мосту и
углубился на территорию сопредельного государства. За ним в течение ночи
проследовали главные силы дивизии. Совершив марш, к исходу 27 декабря они
сосредоточились в районах Баглан, Кундуз, Пули-Хумри, Деши. В это время
неожиданно соединению была поставлена новая задача -- изменить маршрут
движения и к 17 часам следующего дня войти в Кабул. По воздуху в столицу была
начата переброска основных сил 103-1 гвардейской воздушно-десантной дивизии
под командованием И.Ф.Рябченко. В Баграм был направлен парашютно-десантный
полк.

В 19 часов 30 минут десантники захватили все ключевые политические и военные
объекты в Кабуле и на его подступах, воспретив тем самым подход верных Амину
войск к столице. Прибывшие советские войска усилили охрану важных
административных объектов, аэродромов, центров радио- и телевидения. В ночь с
27 на 28 декабря в Афганистан на гератском направлении вошла еще одна -- 201-я
мотострелковая дивизия, части которой взяли под контроль магистраль,
соединявшую города Герат и Шинданд, в последующем зона ответственности ее
расширилась до Кандагара.

К середине января 1980 года ввод главных сил 40-й армии в основном был
завершен. На территории Афганистана были полностью сосредоточены две
мотострелковые и одна воздушно-десантная дивизия, десантно-штурмовые бригады и
два отдельных полка. В их составе насчитывалось примерно до 52 тыс. человек.
Подразумевалось, что такого количества будет достаточно для обеспечения
жизнедеятельности Афганистана. Считалось, что советским войскам не придется
вести боевые действия, так как само их присутствие будет действовать
отрезвляюще на мятежников. Советская военная помощь расценивалась тогда как
моральный фактор поддержки народной власти.

Ввод советских войск в Афганистан послужил сигналом и обеспечил успешное
осуществление правительственного переворота. 27 декабря небольшой группой
заговорщиков Амин был свергнут и казнен. Премьер-министром республики и
генеральным секретарем ЦК НДПА стал Бабрак Кармаль. Первыми шагами новой
власти стали освобождение из тюрем 15 тыс. политзаключенных и призывы к
беженцам возвращаться на родину. Однако эти меры мало способствовали
нормализации осбановки в стране, большинство населения которой без энтузиазма
восприняло приход иноземных войск. Этим незамедлительно воспользовалась
оппозиция, которая в лице Б.Кармаля видела не только политического противника,
но ставленника Москвы. Связав воедино две причины, оппозиционеры
активизировали свою деятельность практически на всей территории Афганистана,
доведя ее вскоре до открытых вооруженных выступлений, прежде всего против
советских войск.



По характеру решаемых военно-политических задач и особенностям вооруженной
борьбы боевые действия советских войск в Афганистане условно можно разделить
на четыре периода* (1). Первый период (декабрь 1979 г. -- февраль 1980 г.)
включал в себя ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан,
размещение его по гарнизонам, организацию охраны и обороны пунктов постоянной
дислокации и важнейших военно-хозяйственных объектов, а также ведения боевых
действий по обеспечению решения этих задач.

Уже во время ввода и размещения советские войска были вынуждены вступать в
боевые действия с противником. Непосредственный участник тех событий
подполковник Мамыкин Николай Иванович вспоминает: "На первом этапе пребывания
в Афганистане, советские войска находились в гарнизонах, не принимали участия
в боевых действиях, однако обстрелам со стороны оппозиции подвергались. Даже
не принимая участия в боевых действиях, подразделения несли потери и вынуждены
были вести ответный огонь;. Афганские военнослужащие считали, что в условиях
нахождения в стране советских вооруженных сил вся ответственность за судьбу
революции должна ложиться на них. Такие настроения выражал и Б.Кармаль,
который с самого начала просил руководство оперативной группы министерства
обороны СССР о привлечении советских войск к активным боевым действиям,
поскольку он не надеется на свою армию. Эти просьбы возымели свои действия.
Командованию советских войск было пркиазано начать боевые действия совместно с
афганскими частями. Считалось, что основная задача в разгроме оппозиции должна
решаться афганской армией, а советские войска будут способствовать ее
выполнению.

Зима 1980 года была трудной для советских воинов. Надежды на то, что основные
задачи вооруженной борьбы с оппозицией станет решать афганская армия, себя не
оправдали. Несмотря на ряд мероприятий по повышению ее боеготовности,
правительственная армия оставалась слабой и небоеспособной. Поэтому основную
тяжесть борьбы с отрядами вооруженной оппозиции несли на себе советские
войска. Мятежные формирования действовали против них сравнительно большими
силами, е уходили от прямого столкновения. Это позволило осуществить разгром
крупных контрреволюционных группировок в районах Файзабада, Таликана, Тахара,
Баглана, Джелалабада и других городов (схема 1). Руководители афганской
оппозиции, встретившись в боях с мощной реальной силой, быстро пришли к
выводу, что если сохранить в неизменном виде большие формирования, то они
будут разгромлены. Отказавшись от тактики действий крупными силами, они
разбили их на группы и отряды численностью от 20 до 100 человек и перешли к
партизанским действиям. В связи с этим перед советскими войсками по-новому
встали вопросы применения сил и средств в борьбе против небольших, чрезвычайно
мобильных групп душманов, применявших маневренную тактику действий. Попытки
командования организовать наступление на отряды душманов крупными войсковыми
соединениями по правилам классической войны и преследования их, эффекта не
приносили.

Сказались изъяны в подготовке советских войск по ряду вопросов. Собственный
большой опыт борьбы с басмачеством в Средней Азии бы начисто забыт. Более
поздний опыт фашистской Германии периода второй мировой войны, а также армий
других стран в проведении контрпартизанских действий в локальных войнах почти
не изучался. Поэтому советские воины, посланные в Афганистан, были вынуждены
путем проб и ошибок по-новому формировать военное искусство борьбы с
непривычным для них противником. Это снижало результативность боевых действий,
вело к неоправданным потерям. Так, по воспоминаниям бывшего помощника
оперативного отдела дивизии Антонова Николая Ивановича противник умело
использовал просчеты, допускаемые советским командованием. Так, отсутствие
бокового охранения на марше в горах при выдвижении к месту проведения операции
в феврале 1980 года обернулось значительными потерями. Противник, пропустив
разведгруппу и одну из рот батальона, осуществил нападение на роту, которая
находилась в центре колонны. Обстрел осуществлялся с двух сторон. По
интенсивности огня было определено, что группировка противника насчитывала
60-80 человек. Действия противника были настолько неожиданными, что командиры
всех степеней просто растерялись. Не было подано ни одной команды на открытие
хотя бы ответного огня. А когда такая команда все-таки была подана, противник
покинул свои позиции и безнаказанно ушел.

Все же в первом периоде большая часть сил и средств советских войск была
задействована на решении задач, связанных с охраной режимных зон и
коммуникаций. Эту задачу выполняло до 35% ОКСВ. Другая задача была связана с
охраной и обороной объектов советско-афганского экономического сотрудничества,
охраной аэродромов и проводкой колонн. Как мы видим, все задачи были
специфическими. Для их выполнения у советских войск не было ни опыта, ни
знаний, поскольку в процессе подготовки офицеров выполнение ими таких задач не
предусматривалось и не предусматривается. Рекомендаций в уставах и
наставлениях по этим вопросам нет, поэтому учиться приходилось на ходу,
практически в боях.

Большие сложности в решении различных оперативно-тактических задач возникали в
связи с неустроенным бытом советских войск. В связи с тем, что заблаговременно
база для размещения ограниченного контингента советских войск в Афганистане не
готовилась, лишь незначительная часть прибывших частей и подразделений смогла
расположиться в более или менее благоустроенных военных городках. Большинство
же частей оставалось в поле в палаточных городках. Для предотвращения
внезапного нападения противника выставлялось сторожевое охранение и
производилось минирование угрожаемых направлений.

Практиковалась периодическая передислокация войск из одних районов в другие.
Поскольку минные поля не всегда снимались, имели место случаи подрывов
советских военнослужащих на своих же минах.

Второй период пребывания ОКСВ в Афганистане (март 1980 г. -- апрель 1985 г.)
характеризуется ведением активных широкомасштабных боевых действий главным
образом своими силами, а также совместно с афганскими соединениями и частями.
Он начался с того, что 40-я армия была усилена 5-й гвардейской мотострелковой
дивизией и двумя отдельными полками. Общая численность советских войск
достигала 81,8 тыс. человек (в том числе в боевых частях Сухопутных войск и
ВВС -- 61,8 тыс. человек). В составе этих сил насчитывалось около 600 танков,
1500 БМП, 2900 БТР, 500 самолетов и вертолетов, 500 артиллерийских орудий
различных калибров.

Оппозиция, потерпев ряд крупных военных поражений в первом периоде войны,
переместила основные группировки своих войск в труднодоступные горные районы,
где использовать современную технику стало практически невозможно. Кроме того,
мятежники стали укрываться среди местного населения, а также умело
использовать различные тактические приемы. Так, при встрече с превосходящими
силами советских войск, они, как правило, уклонялись от боя. В то же время не
упускали случая нанести внезапный удар, в основном используя небольшие силы.
По сути дела в этот период произошел отказ отрядов вооруженной оппозиции от
позиционной борьбы и переход к широкому применению маневренных действий. И
только в тех случаях, когда вынуждала обстановка, они вели упорные бои. Это
случалось при обороне баз и базовых районов или когда мятежники были
блокированы. Блокированные отряды вступали в ближний бой, что практически
исключало применение авиации и резко сужало возможности использования
артиллерии, особенно с закрытых огненных позиций.

В этих условиях от советских войск требовалось искать новые способы разгрома
противника. Было определено, что только ликвидация базовых районов могла
привести к определенным результатам. Основное внимание было сосредоточено на
выполнении этой задачи. Правда, ее реализация требовала значительных сил и
средств. Чаще всего было необходимо объединять усилия нескольких соединений и
создавать единое оперативное звено управления (штаб армии). Такая форма
военных действий получила название "боевая операция; или в более широком
смысле слова просто "операция".

Современное военно-научное толкование термина "операция" означает совокупность
согласованных и взаимосвязанных по цели, месту и времени сражений, боев и
ударов, проводимых на театре военных действий (ТВД) или стратегическом
(оперативном) направлении по единому замыслу и плану для решения
стратегических и оперативных задач. По опыту Великой Отечественной войны
минимальное количество войск участвовавших в операции составляло 70-100 тысяч
человек. В Афганистане под "операцией2 понимали несколько другие способы и
формы действий войск. В зависимости от того, от каких формирований
привлекались силы и кто руководил их боевыми действиями, операции
подразделялись на армейские, дивизионные и даже полковые. Для проведения
армейской операции, как правило, привлекались силы одной-двух мотострелковых
дивизий, а также десантные, артиллерийские, инженерно-саперные части и
подразделения -- всего 10-15 тыс. человек. Она планировалась штабом армии, а
руководство боевыми действиями осуществлялось армейским командованием.
Дивизионные и полковые операции проводились, в основном, силами соединений и
частей под руководством их командиров. Боевыми действиями была охвачена
большая часть Афганистана. Особенно активно они велись вдоль основной
автомагистрали и у восточной афгано-пакистанской границы (схема 2).

Переход с 1981-1982 гг. в основном к рейдовым маневренным операциям силами
отдельных усиленных батальонов с широким применением охватов и обходов и
десантированием вертолетами десантно-штурмовых групп был свидетельством
накопленного опыта и возросшего боевого мастерства командиров и войск. Но и
они зачастую не давали необходимых результатов. Майор Петров С.Н.,
неоднократно участвовавший в подобных операциях в этот период, вспоминает, что
мобильные небольшие отряды душманов, хорошо знавшие местность и пользовавшиеся
поддержкой местного населения, как правило, находили пути и возможности
заблаговременно выйти из-под удара. Так, например, командиру
парашютно-десантного полка была поставлена задача на уничтожение хорошо
вооруженной группы мятежников численностью до 40 человек в провинции Парван.
Командир полка эту задачу решил выполнить силами 3-го парашютно-десантного
батальона. Его командир решил в ночь на 20 марта 1982 г. скрытно выдвинуться в
район кишлака Архалхейль и, блокировав его двумя парашютно-десантными ротами,
одной ротой осуществить прочесывание. В резерве предусматривалось иметь одну
парашютно-десантную роту. С завязкой боя батальон поддерживал артиллерийский
дивизион и две пары вертолетов Ми-24.

В ночь на 20 марта батальон начал совершать марш Баграм-Архалхейль. Впереди
него на удалении 300 м выдвигался боевой разведывательный дозор. Маршрут
проходил по широкой прямой дороге, вдоль которой слева тянулся дувал, а справа
-- бетонированный канал шириной 5 м и глубиной до 2,5 м. В самый неожиданный
момент через бойницы в дувале, практически в упор, был произведен залп по
дозорному взводу, заставивший оставшихся в живых искать спасения в канале. Из
дома, находившегося в 150 м от места засады, вдоль канала открыл огонь
пулемет. Колонна батальона остановилась, его командир вызвал огонь артиллерии
и вертолеты. И только после того, как мятежники прекратили огонь, был совершен
маневр подразделениями, в том числе и резервом, с целью охвата противника. Но
тот, открыв ураганный огонь, воспользовался системой кяризов* (1) и осуществил
отход. Преследование и продолжение боевых действий уже не имело смысла.

В тот период был выявлен ряд недостатков тяжелой венной техники, которая
оказалась малопригодной в условиях горной местности. Танки, боевые машины
пехоты и самоходные артиллерийские установки оказались привязанными к дорогам
и не имели оперативного простора для своего применения. Современные
высокоскоростные реактивные самолеты зачастую не могли эффективно поддерживать
наземные войска ударами с воздуха. Использование боевых вертолетов, в первое
время ставшихся наиболее эффективным средством борьбы с душманами в горах,
было значительно ограничено с появлением на вооружении последних переносных
зенитных ракетных систем "Стингер". Все это не замедлило сказаться на
результативности операций и боев, которые зачастую не достигали намеченных
целей.

Для советского командования становилось все более очевидным, что полностью
разгромить мятежников в короткие сроки силами ОКСВ не удастся. Главные причины
военных неудач, сохранения и даже определенного расширения масштабов
партизанской войны афганских моджахедов лежали не в военной сфере, а в
политической. Пришедшие к власти парчамисты во главе с Бабраком Кармалем не
оправдали возлагавшихся на них надежд. Реабилитировав осужденных Амином, новое
руководство само встало на путь насилия и притеснений. Непродуманные и
преждевременные преобразования в деревне привели к возрастанию недовольства.
Афганская армия, несмотря на ее численное увеличение и насыщение советской
военной техникой и оружием, в условиях политической нестабильности в стране
оставалась почти небоеспособной. Поэтому советские войска самой логикой
обстоятельств все глубже втягивались в ход гражданской войны.

Введя войска на территорию Афганистана, советское правительство и советское
военное командование не учли национально-исторические факторы этой страны, ее
многовековую историю борьбы с различными завоевателями. В сознании афганца
прочно укрепилось представление, что любой иностранец, вошедший в страну с
оружием в руках -- иноземный оккупант, с которым необходимо бороться. Военное
командование допустило еще одну ошибку. Первоначально среди личного состава
советских частей, введенных в Афганистан, большой процент составляли
представители среднеазиатских народов. Очевидно исходили из соображений, что
они найдут большее понимание у родственных жителей Афганистана. Однако на деле
это дало обратный эффект. Пуштунские племена, ставшие активными звеньями
антиправительственного движения, исторически всегда враждовали с
нацменьшинствами севера. Появление в стране советских узбеков, таджиков и
туркмен стало дополнительным раздражающим фактором, который умело использовали
агитаторы и пропагандисты контрреволюции.

Силы вооруженной оппозиции возрастали. Так, если в 1981-1983 гг. на территории
Афганистана численность активных вооруженных формирований моджахедов
составляла около 45 тысяч человек, то в 1985 г. -- уже 150 тысяч человек. Они
контролировали все основные сельскохозяйственные районы страны. Объединенные
афгано-советские вооруженные силы, насчитывавшие в своем составе около 400
тысяч человек (из них советские войска около 100 тысяч), в основном
контролировали города и связывающие их магистрали.

Непрерывно нарастали масштабы и интенсивность вооруженной борьбы оппозиции,
которая все чаще принимала формы маневренных наступательных и оборонительных
действий крупных полурегулярных формирований. Со второй половины 1984 г.
отмечаются попытки создания на базе отдельных банд моджахедов "Исламских
полков" в составе 3-5 батальонов. Общая численность полка составляла 500-900
человек. Полки иногда объединялись во "фронты", в которых насчитывалось от
одной до нескольких тысяч человек. На вооружении у них, кроме стрелкового
оружия, находились горная артиллерия, минометы, ракеты. В труднодоступной
горной местности мятежники для размещения своих формирований создавали базовые
районы с хорошо организованной многоярусной системой огня и инженерных
заграждений.

Главную силу мятежников составляли региональные группы и отряды. Их цели,
организационные формы и тактику ведения боевых действий определяли местные
племенные и религиозные авторитеты -- "полевые командиры", а зона действий
ограничивалась районами проживания моджахедов. Эти формирования, как правило,
не имели постоянного состава и организации. В случае опасности душманы
растворялись среди местных жителей, что делало их выявление практически
невозможным. Состав отрядов и групп в социально-этническом отношении был
однороден. В подобные формирования входили жители одной национально-этнической
группы. В большинстве случаев их командиры не имели постоянной связи с
зарубежными организациями афганской контрреволюции, но их главным
преимуществом была активная поддержка местного населения.

Полурегулярные формирования создавались обычно на базах и в лагерях Пакистана
и Ирана из афганских беженцев. Они имели хорошую военную выучку и были
достаточно вооружены. Действия этих формирований не привязывались к одному
району и носили высокоманевренный характер. Отряды и группы получали
конкретные задачи, после выполнения которых, как правило, возвращались на свои
базы, для доукомплектования, перевооружения и отдыха. По оценкам западных
источников, их численность составляла не более 5-8 процентов от общей
численности сил афганской оппозиции. В состав этих групп входило много
деклассированных элементов, а сами их действия носили преимущественно
насильственный характер по отношению к местному начелению (насильственный
призыв, грабежи, убийства и т.д.). Своими действиями они возвели стену
определенного отчуждения между оппозицией и афганским народом. Формирования
этой категории представляли собой различные по классовому составу,
политическим целям и платформам эмигрантские организации оппозиции,
раздираемые внутренними противоречиями и идеологической борьбой, в силу чего
главной их слабостью являлось отсутствие согласованности, а нередко даже
военное противоборство между собой. Составной частью вооруженных формирований
контрреволюции являлись и террористические группы, действовавшие в городах.
Они обладали разветвленной сетью глубоко законспирированных ячеек. Наряду с
осуществлением террористических актов, саботажа, диверсий, инспирированием
массовых беспорядков главари подполья имели задачи проникновения в
партгосаппарат, армию и спецслужбы с целью подрыва государственной власти
изнутри.

В этот период одной из главных задач борьбы с вооруженной оппозицией являлось
лишение ее источников пополнения путем возвращения на родину афганских
беженцев. Но разрешение этой проблемы напрямую зависело от правильности
избранного общеполитического курса правительства. На практике же в результате
грубых ошибок численность беженцев не только не уменьшилась, но и возросла и
составила во втором периоде около 5 млн. человек. Все предпринимаемые попытки
перекрыть военными средствами пути поступления на территорию Афганистана новых
моджахедов успеха не давали.

Осознание того, что главными средствами борьбы с вооруженной оппозицией должны
быть не военные действия регулярных войск, а продуманные
социально-экономические, политические и организационно-пропагандистские
мероприятия власти, привело к известной модификации тактики действий советских
войск в Афганистане -- их отказу от проведения многочисленных "полевых"
операций против отдельных отрядов и групп душманов и сосредоточению основных
усилий на удержании стратегически важных районов и обеспечения работы
коммуникаций, от чего непосредственно зависели вопросы снабжения местного
населения необходимыми продуктами и товарами.

Однако на практике эта политика не всегда давала желаемые результаты, главным
образом из-за слабости государственной власти на местах. Результатом многих
операций советских и афганских войск было создание в уездах и волостях органов
государственной власти, называвшихся оргядрами. В их состав входили
представители НДПА, министерств государственной безопасности, внутренних дел,
некоторых других ведомств, а также лица из числа руководящих работников
общественных организаций, представители духовенства, поддерживающие
правительство Афганистана. Для обеспечения безопасной работы оргядра в его
составе имелись армейское подразделение (как правило, до взвода). Беда такого
оргядра состояла в том, что оно было малочисленным и не обладало реальной
властью. Его руководители зачастую не умели вести политическую работу с
местным населением, не пользовались авторитетом. Влияние оргядра
ограничивалось, как правило, тем кишлаком, в котором оно находилось.

После завершения операции войска оставляли занятый район и возвращались в
места постоянной дислокации или переходили в другие районы боевых действий. На
их место возвращались уцелевшие мятежники, восстанавливали свои базы и
изгоняли или уничтожали оргядра. Так повторялось многократно. Например, в
долине реки Панджшер во втором периоде было проведено 6 боевых операций,
однако правительственная власть в этом районе так и не закрепилась. На
активность и результаты боевых действий в определенной степени сказывался и
большой отрыв личного состава, около 40% которого было брошено на охрану
объектов и нормализацию жизни и быта ограниченного контингента советских
войск. Прежде всего было необходимо построить и благоустроить многочисленные
военные городки. Для этого потребовалось большое количество строительных
материалов и другое оборудование, которое в основном доставлялось из СССР.
Резко возрос поток грузов. Чтобы справиться с задачами по обеспечению
строительства и пополнения всех необходимых запасов для ОКСВ, развертывается
большое количество батальонов обеспечения. Так к 1 декабря 1981 г. в составе
армии действовало восемь отдельных батальонов обеспечения, которые
располагались в Баграме, Джелалабаде, Кандагаре, Суруби, Шинданде, Кабуле,
Газни и Кундузе. Но и этих сил, как показала практика, оказалось недостаточно.
В марте 1984 г. были дополнительно сформированы два отдельных батальона
обеспечения в г. Кабуле и Кундузе. С учетом отдельного батальона обеспечения в
Кабуле и армейской бригады материального обеспечения в г. Пули-Хумри,
расположенных там еще в первом периоде, к концу второго периода этих сил
оказалось достаточно, чтобы справиться с возложенными на них задачами. Об этом
убедительно говорят такие факты, как обустройство гарнизонов ОКСВ. Почти в
каждом из них были созданы условия не только для нормального отдыха, но и
успешно решены другие вопросы быта (развернуты помывочные комплексы,
библиотеки, клубы и т.д.). Совершенствовалась система безопасности войск.
Подступы к гарнизонам прикрывались минными полями, на подъездных путях
выставлялось охранение. Была налажена охрана объектов и внутри гарнизонов.

В третий период своего пребывания в Афганистане (апрель 1985 г. -- январь 1986
г.) войска 40-й армии вступили, имея самый многочисленный состав. Группировка
их наземных войск включала четыре дивизии, пять отдельных бригад, четыре
отдельных полка и шесть отдельных батальонов. В составе этих сил насчитывалось
около 29 тысяч единиц боевой техники, из них танков, БТР, БМП до 6 тысяч.

Для обеспечения действий войск с воздуха в распоряжении командующего армией
имелись четыре авиационных и три вертолетных полка. Общая численность личного
состава ОКСВ достигла 108,8 тыс. человек, в том числе в боевых частях -- 73
тыс. Это была самая боеспособная группировка за весь период пребывания
советских войск в Афганистане. однако, взгляды на ее применение существенно
изменились.

После смены руководства в СССР в апреле 1985 года впервые открыто заговорили
об Афганской войне, как о вредном явлении, навязанном стране и народу
небольшой группой прежних политиков. В связи с этим наметилась тенденция к
постепенному устранению советских войск от активной боевой деятельности,
уменьшению частоты и масштабности проводимых ими операций и боев, сужению
границ контролируемых районов (схема 3). Частные операции стали проводиться
афганскими частями, а советская сторона осуществляла их авиационное,
артиллерийское и инженерное обеспечение. Лишь в исключительных случаях
советское командование шло на проведение крупномасштабных операций. Примером
тому может служить операция по разгрому хорошо оборудованной базы моджахедов в
округе Хост, проведенная в 1986 году.

В этот период афганским руководством была начата работа по созданию
вооруженных отрядов самообороны путем переговоров с местными вождями племен и
старейшинами. Там, где удавалось этого достичь, антиправительственная
деятельность прекращалась, и жители, уставшие до предела от братоубийственной
войны, с радостью возвращались к мирному труду. Большим политическим успехом
государственной власти было установление мира с рядом руштунских племен на
границе с Пакистаном. Имелись положительные результаты на переговорах с
местными вождями и релегиозными авторитетами в целом ряде других районов
страны, особенно на севере.

Наряду с этими мероприятиями продолжалась большая работа по усилению афганских
вооруженных сил. Принимались меры для укрепления воинской дисциплины, началась
решительная борьба с дезертирством, была провозглашена полная свобода
вероисповедания. В армии были введены штатные должности мулл и открыты курсы
по их подготовке.

Реакция правительственной оппозиции на снижение боевой активности советских
войск была неоднозначной. С одной стороны, они воспользовались этим, чтобы
расширить сферы своего влияния в стране, прежде всего, мирным путем. С другой,
опасаясь выхода из борьбы больших масс крестьянства, уставшего от войны и
стремившегося вернуться к мирной жизни, душманские лидеры были вынуждены
постоянно поддерживать напряженность в стране, раздувая пламя гражданской
войны. Основные группировки, действующие активно, находились в провинциях
Лагар, Нангархар, Пантия. И в мае 1986 года под руководством командующего
армией генерал-майона В.П.Дубынина в этих провинциях проходит ряд операций, в
которых принимают участие советские и афганские войска. В этом же году
проводится операция в округе Хост по разгрому базового района оппозиции. Эту
операцию поначалу планировалось провести только силами афганских войск при
поддержке советской авиации. Руководителем ее был назначен заместитель
министра обороны ДРА генерал-майор Наби Азими. Но уже вскоре стало ясно, что
по ряду ротчтн самостоятельно афганские войска не смогут решить задачу, а это
приведет к дальнейшему падению их морального духа и авторитета. И советские
войска приняли участие в данной операции, прикрывая фланги и тыл афганской
группировки, поддерживая ее огнем своих средств. При уничтожении мелких
отрядов оппозиции афганские части действовали самостоятельно.

Главным событием третьего периода войны стал вывод из Афганистана во второй
половине 1986 г. шести полков 40-й армии (двух мотострелковых, танкового и
трех зенитно-ракетных). В результате этого численность личного состава
уменьшилась на 15 тыс. человек, танков на 53 , БМП (БТР) - на 200

Начало четвертому периоду было положено в декабре 1986 года Чрезвычайным
Пленумом ЦК НДПА, который провозгласил курс на национальное примирение. К
этому времени здравомыслящим людям стало ясно, что военного решения афганской
проблемы не существует. Принятие курса "национального примирения" отражало
реально сложившуюся в стране обстановку, когда невозможно было достичь
окончания войны военными средствами. Однако воплощение политики примирения в
жизнь стало возможным только после проведения по инициативе Советского Союза
целого комплекса предварительных мероприятий, создавших для этого необходимую
почву. Главным и решающим шагом было согласованное с афганским руководством
решение правительства СССР о начале вывода советских войск из Афганистана при
условии прекращения вооруженной помощи мятежникам со стороны Пакистана и
других стран. Новое политическое мышление, предусматривающее отказ от военных
методов решения спорных международных вопросов, с которым выступил Советский
Союз, привело в Женеву за стол переговоров правительства Афганистана и
Пакистана при участии СССР и США. Результатом этих переговоров стало
подписание Женевских соглашений по вопросам политического урегулирования
положения вокруг Афганистана.

Начиная с января 1987 года, советские войска практически прекратили
наступательные боевые действия и вели бои только в случае нападения на них
мятежников. Исключение составляет проведенная в 1987 году крупнейшая за все
время войны в Афганистане совместная операция советских и афганских войск
"Магистраль" в провинции Пактия по доставке народнохозяйственных грузов из
Гардеза в Хост с разгромом крупных сил мятежников, блокировавших дорогу. В ней
участвовали силы пяти дивизий. В последующем действия советских войск свелись
к контролю за основными жизненноважными участками дорог, подготовке и
обеспечению выхода из Афганистана. (Схема 4).

В 1988 году правительство Наджибуллы лихорадочно искало пути претворения в
жизнь политики национального примирения. В партийной жизни основной задачей
стало укрепление и консолидация рядов НДПА. Во внешней политике был взят курс
на развитие отношений со всеми странами, неприсоелинение ни к каким блокам. В
военной области продолжались мероприятия по превращению армии в силу,
способную самостоятельно защитить существующую в стране власть. Однако ни одно
из проведенных мероприятий на практике не приблизило конец войны.

Оппозиция на призывы правительства к национальному примирению ответила
отказом. Ее лидеры заявили, что будут продолжать "джихад" до тех пор, пока
последний советский солдат не покинет территорию Афганистана. Они усилили
агитационную работу среди местного населения, повысили интенсивность
вооруженной борьбы, провели серию террористических актов.

Сложной и трудноразрешимой задачей в политике примирения и прекращения огня
был вопрос отношений с шиитским Ираном и вооруженными отрядами его
приверженцев и единоверцев в самом Афганистане. Иран не признал Женевского
соглашения четырех сторон, отказавшись от его подписания в качестве пятой
заинтересованной стороны. Он не поддавался влиянию международных авторитетов и
не собирался отказывать в военной помощи оппозиции, а также ликвидировать на
своей территории центры по подготовке моджахедов. В этих условиях 7 апреля
1988 года советское правительство приняло решение о полном выводе
ограниченного контингента советских войск из Афганистана. Вывод был
осуществлен в два этапа. На первом (с 15 мая по 15 августа 1988 г.)
численность войск была уменьшена в два раза. Затем, после трехмесячного
перерыва, необходимого для решения ряда организационных задач, наступил второй
этап, длившийся три месяца (с 15 ноября 1988 г. по 15 февраля 1989 г.).

Вывод войск на обоих этапах планировался и проводился как крупномасштабная
армейская операция, в которой участвовало большое количество сил и средств.
Вооруженные формирования оппозиции, готовясь к широкомасштабной борьбе за
власть внутри страны, не препятствовали выходу соединений и частей 40-й армии.
15 февраля 1989 г. последняя часть покинула территорию Афганистана. Так была
перевернута еще одна страница истории нашего народа, задуманная и начатая
несколькими политиками в Кремле, а написанная кровью и потом тысяч простых
людей на земле Афганистана.