ОтSenserОтветить на сообщение
КSenser
Дата03.11.2000 19:00:03Найти в дереве
РубрикиСовременность; Армия; ВВС; Локальные конфликты;Версия для печати

Re: Пятая часть


> Меня тоже очень удивил пассаж про дозаправку МиГ-23БН в воздухе, но так написано.:) (S)

БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ МИГ-23
Ирак (1980-1988)
МиГ-23 различных модификаций широко использовались Ираком в войне с Ираном в 1980-88 гг. К началу войны ВВС Ирака располагали 85 самолетами МиГ-23МС, МиГ-23МФ и МиГ-23МН, большинство из которых лишь недавно было получено из СССР. Иракские летчики не успели полностью переучиться на новую технику до начала боевых действий, когда советская помощь Ираку прекратилась. По этому в Ирак в качестве инструкторов были приглашены египетские пилоты, имевшие опыт полетов на МиГ-23.

Иракской авиации противостояли иранские самолеты американского производства - Макдоннелл-Дуглас F-4D/E "Фантом"2, Нортроп F-5E "Тайгер"II и Грумман F-14A "Томкэт". К середине 1983 г. иракским истребителям (главным образом - МиГ-21 и МиГ-23), а также силам ПВО удалось уничтожить более 80 иранских боевых самолетов. При этом потери Ирака составили 35 истребителей МиГ-19, МиГ-21 и один МиГ-25П (сбит в сентябре 1982 г., опрометчиво ввязавшись в маневренный воздушный бой с F-5E), а также шесть Дассо "Мираж"F.1, 44 Су-7Б, Су-17, Су-20 и четыре Дассо-Бреге "Фалькон"50. Ни один МиГ-23 в указанный период, очевидно, потерян не был.

Зимой 1983 г. возобновились поставки в Ирак советского оружия (ранее эта страна получала лишь оружие, заказанное еще до начала боевых действий). 9 января самолеты Ан-12 и Ан-22, груженные авиационным и противотанковым оружием, возобновили полеты в Багдад, а морским путем, через порт Акаба в Красном Море, в разобранном виде прибыли самолеты МиГ-23МЛ и МиГ-27. Появление новой техники быстро сказалось на эффективности использование иракской авиации. Летчики Саддами Хусейна, уже "наработавшие" определенный боевой опыт, стали практиковать полеты по маловысотному профилю, а при появлении в воздухе "чего-либо, лишь отдаленно напоминающего F-14" не спешили ретироваться, как это иногда случалось в первые период войны, а смело вступали в бой, полагаясь на высокие характеристики своих истребителей (вообще, следует заметить, что угроза со стороны "Томкэтов" оказалась, мягко говоря, преувеличенной: в ходе войны два F-14A было сбито истребителями "Мираж"F.1EQ а еще пять - самолетами МиГ-21. В свою очередь, "Томкэты" сумели уничтожить лишь два "Миража"F.1, один МиГ-21 и один вертолет).

В составе ВВС Ирака имелись машины как советского, так и западного производства (в частности, истребители Дассо-Бреге "Мираж"F-1EQ), при этом Ирак широко практиковал модернизацию своего самолетного парка, позволяющую использовать самолетами "чужого" вооружения, причем работы проводились собственными силами, без привлечения иностранных специалистов. Так, истребители "Мираж"F-1EQ вооружались советскими ракетами класса воздух-земля с лазерной системой наведения Х-29Л, а МиГ-23МФ и МиГ-27МЛ оснащались УР класса воздух-воздух ближнего боя R.550 "Мажик" (поставки советских УР Р-60 аналогичного назначения начались лишь в 1983 г.).

МиГ-23МФ, а позже и МиГ-23МЛ, вооруженные "Мажиками", Р-23, Р-3 и Р-60, привлекались для завоевания господства в воздухе, где им противостояли, в основном, более легкие и маневренные F-5E, не способные вести ракетный бой на средней дальности и явно уступавшие МиГу в вертикальном маневре и разгонных характеристиках, а также "Фантомы", уступающие МиГ-23 по всем основным параметрам, но имеющие на борту мощный ракетный арсенал. Каких-либо подробностей об этих воздушных боях неизвестно (война 1980-88 гг. вообще чрезвычайно скудно освещалась в мировой прессе), однако, если судить по резкому уменьшению "поголовья" F-4 и F-5 и мало менявшейся численности истребительного парка иракских ВВС, борьба велась с преимуществом Иракских самолетов. Кроме того, МиГ-23 вместе с МиГ-25 использовались для перехвата иранских самолетов Грумман F-14A "Томкэт", применявшихся, в основном, в качестве дальних разведчиков ("главный калибр" F-14 - УР большой дальности "Феникс" - Иран не мог использовать без помощи американских специалистов, бомбового вооружения "Томкэт" не нес, а в качестве обычного фронтового истребителя эта сверхдорогая машина не имела каких-либо существенных преимуществ перед "Фантомом").

Как и в советских ВВС, особой любовью у иракцев МиГ-23МС и МиГ-23МФ (относительная сложность самолета еще более усугублялось трудностями в освоении новой техники летчиками и наземным составом в процессе боевых действий). Наиболее "популярным" в ВВС Ирака считался самолет МиГ-21, который иракцы называли "идеальным истребителем" и недоумевали по поводу прекращения в России производства столь удачной машины. А наименее любимым был истребитель "Мираж"F.1EQ, достаточно капризный в обслуживании и уступающий МиГ-23 по основным характеристикам. Это не помешало, впрочем, французской печати с галльским бахвальством провозгласить "Мираж"F.1 "лучшим истребителем ВВС Ирака в войне 1991 г."

Часть истребителей МиГ-23 (а также МиГ-25) иракцы собственными силами перевооружили французскими ракетами класса "воздух-корабль" Аэроспасьяль "Экзосет". Одной из жертв такого "противокорабельного" МиГ-23 стал американский ракетный фрегат "Старк", ошибочно (по официальным заверениям иракской стороны) атакованный в Персидском заливе 17 мая 1987 г. Несмотря на предупреждение, полученное "Старком" с других кораблей ВМС США, бортовым радаром фрегата удалось засечь МиГ с большим опозданием, на удалении около 120 км. Самолет, принятый американцами за "Мираж", летя на высоте около 900 м, выпустил по кораблю две ракеты, поразившие цель. Хотя взорвалась БЧ лишь одной УР (как и в Фолклендской войне 1992 г., радиовзрыватель ракеты этого типа вновь подтвердил свою низкую надежность), фрегат получил серьезные повреждения, на его борту вспыхнул пожар и лишь помощь других кораблей американского флота, подоспевших на мести трагедии, а также отсутствие на море волнения помогли "Старку" избежать гибели. Следует отметить, что фрегат УРО "Старк" (типа "Оливер Х.Перри") специально создавался для обеспечения ПВО корабельных соединений и конвоев. Он имел достаточно мощное зенитное вооружение - ЗРК средней дальностии Дженерал Дайнэмикс RIM-66A "Стандарт" и шестиствольный 20-мм зенитный автомат ближнего рубежа. Появление иракского самолета не было неожиданностью для американцев, а военная обстановка, сложившаяся к тому времени в Персидском заливе, ни как не располагала к благодушию. Тем не менее корабль оказался бессильным отразить удар с воздуха...

Особенно интенсивно иракские МиГи применялись в 1986-1987 гг. во время "нефтяной войны" (нефть была главным источником валюты для Ирана, не имевшего собственной развитой оборонной промышленности и вынужденного для продолжения борьбы прибегааить к закупкам техники и оружия за рубежом, в частности, в Китае, Северной Корее, США и Израиле). 12 августа был нанесен бомбовый удар по острову Ширри, где были расположены нефтяные поля и терминалы. Был разрушен нефтяой терминал на о.Харк. 25 ноября 1986 г. бомбардировке был подвергнут новый нефтяной терминал, лишь недавно выстроенный на о.Лорак в Ормузском проливе (иранцы считали, что из-за большой удаленности от аэродромов противника их сооружения окажутся в безопасности, однако Ирак применил МиГ-23БН, дозаправлявшиеся в воздухе).

В результате действий иракской авиации по объектам нефтяной промышленности Ирана общий ущерб составил 18,6 млрд.долл., что заметно ограничило возможности иранцев в ведении наступательных действий и в конечном счете способствовало прекращению войны.