ОтВадОтветить на сообщение
КЕвгений ПутиловОтветить по почте
Дата01.11.2000 12:37:22Найти в дереве
РубрикиПрочее;Версия для печати

Re: Для Андю и интересовавшихся: продолжение по ЧФ


>Как известно, в случае отступления русская армия обычно исповедует тактику "выжжженой земли". Все передававшиеся по договору Украине объекты ЧФ разбирались, насколько это возможно. Имущество и оборудование вывозились в Новороссийскую ВМБ, где все предстояло собрать заново. Затем местные жители растаскивали, что еще оставалось, вплоть до деревянных полов и рам в помещениях. Особенно яркий пример разгрома объекта - это судьба внутрискального убежища и подземного судоремонтного завода для подлодок проекта 613 в Балаклаве. Сегодня он пригоден лишь для экстр. туризма.
> Символической была передача Крымской ВМБ. В Донузлаве оставались около 2 десятков кораблей для Украины. Состояние их было тяжелое, вдобавок с них поснимали все, что можно было еще где-то применить. На холме, возвышающемся над базой, установили деревянный крест, аналогичный сельским погостам, на котором написали названия и номера всех оставленных кораблей. Это означало похороны базы и кораблей, восстановление которых теперь стоило бы слишком дорого. Потому за их упокой выпили водку тут же возле креста покидавшие базу российские офицеры.
> Хохлы стали возмущаться. По каждому объекту или кораблю подписывался акт приема-передачи, и они отказывались подписывать его, требуя компенсации за разгром. Именно так они отказались принимать от ЧФ три полагавшиеся им ПЛ, вместо восстановления которых проще было построить новые. Взамен ЧФ передал ПЛ Б-435 проекта 641, недавно отремонтированную, но без аккумуляторных батарей. Предоставить батареи штаб ЧФ отказался, указав, что единственная своя боеспособная ПЛ ("Варшавянка") сама их не имеет.
> Однако в ряде случаев персонал переходивших к Украине объектов и экипажи вдруг отказались выполнять приказ о демонтаже наиболее ценного оборудования. Связано это было с тем, что они уже определились с решением остаться жить на Украине, и стремились сохранить свою технику целой для своей будущей службы на стороне Украины. Например, это касается некоторых вспомогательных судов 171 дивизиона Крымской ВМБ. Достаточно странное изменение, учитывая, что в июне 1993 именно вспомогательные суда ЧФ первыми подняли Андреевские флаги. Потом уже выяснилось, что в 171 дивизионе подъем флагов судами осуществлялся по приказу, но и при этом нашлись отказники: МБ-23, ВТН-99, РБ-256, РБ-308. Невыполнение приказа - главное последствие втягивания войск в политику.
> С другой стороны, были и принципиальные отказы выполнять приказ. Так, офицеры и служащие Николаевского гидрографического района после решения командования ЧФ погасить маяки и демонтировать оборудование, объявили о переходе к Украине.
> Дальше борьба велась за технику. Об использовании при этом украинской морской пехоты выше уже говорилось. Офицеры 43-го отд. морского штурмового авиаполка на собрании решили, что в случае попыток захвата части Украиной, они перелетят на территорию России. Столь решительная позиция летчиков остановила хохлов (они уже имели опыт бегства в Россию семи бомбардировщиков Су-24М). Но со своей стороны МО Украины предупредило, что помешает любым попыткам перегнать в Россию самолеты морской ракетоносной авиации. Кто-то из перебежчиков сообщил им, что во время учений 20 "Бэкфайров" 2-й гв. дивизии взлетят и на Украину уже не вернутся. Спасти авиацию от раздела не удалось, перелет не состоялся. Потом 20 самолетов российской половины отправятся на ТОФ, где со времен снятия с вооружения ВМФ Ту-22М2 один тбап не имел авиапарка. А украинские 19 самолетов отправятся в Полтаву к местному полку ДА. Так морская ракетоносная авиация ушла с юго-западного стратегического направления.
> Учитывая общее ослабление ЧФ, баланс сил на Черном море стал стремительно меняться. Уже 11 января 1995 2 турецких "Фантома" позволили себе подлететь к Крыму и провести убчебную атаку Ан-12 авиации ЧФ в 8-10 км от по

бережья...

Евгений добрый день,с нетерпением ждем продолжения,одно из самых интересных чтив за последнее время.У меня тут появился вопрос.А,что представляет из себя Новороссийская база,из того,что я читал раз интервью в НВО,я понял,что зона ее ответственности,это практически все российское побережье Черного и Азовского моря с базами-Новороссийск,Туапсе,Темрюк.Я к сожелению не был ни в одном из этих городов,но я ничего и не слышал о том,что там есть какие-то флотские объекты.Это ,что как всегда в голом поле-В Новороссийске есть только один причал кажется.
С уважением