ОтПаульОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата05.10.2009 14:50:25Найти в дереве
РубрикиWWII; 1941;Версия для печати

Мысли по поводу автомобилизации КА перед ВОВ


В соответствии с МП-41 по штатам военного времени требовалось 42 454 легковых, 423 356 грузовых и 129 411 специальных машин (всего 595 221). В наличие имелось на 1.1.41 - 12 599 легковых, 155 801 грузовых и 45 467 специальных (213 867). Разницу планировали частично покрыть изъятием из народного хозяйства 27713 легковых, 231 838 грузовых и 43 919 специальных машин (303 407).

К началу войны в КА было 272,6 тыс. автомобилей, из них 257,8 тыс. грузовых и специальных и 14,8 тысяч легковых машин. Т.е. при выполнении плана изъятия из н/х укомплектованность составит 96,7%. В реальности же в течение 41 года в КА попало 206,6 тыс. машин, в т.ч. 37,3 тыс. нового производства (в основном это были грузовые и спец. машины, т.к. количество легковых машин увеличилось к 1.01.42 незначительно – с 14,8 тыс. до 17,9 тыс.). Без учета новых машин в КА могло быть 438,8 тыс. машин (включая легковые), или 73,7% укомплектованности. Для сравнения на 1.01.44 укомплектованность составляла 72,5%, на 1.01.45 – 76,3%.

В целом можно сказать, что укомплектованность автомашинами в случае своевременно проведенной мобилизации была бы удовлетворительной. В связи с этим фраза А.Исаева из "ОДДР" "То есть 20 механизированных мехкорпусов требовали 103 тыс. автомобилей. Для СССР цифра, прямо скажем, фантастическая." выглядит преувеличением. Для СССР эта цифра была вполне по силам. Конечно, при отказе от формирования этих новых мехкорпусов ситуация была бы еще лучше.

В то же время в немецких войсках ситуация с транспортом была не столь радужна как это обычно представляется. Общеизвестное число 500 тыс. колесных машин в сухопутных войсках армии вторжения обычно вопринимают как 500 тыс. грузовиков, хотя на деле это число включает себя и легковые машины и мотоциклы, которых только в дивизиях по штату было св. 160 тыс., а всего не менее 200 тыс. Т.е. по грузовикам отмобилизованная немецкая армия не намного превосходила неотмобилизованную КА и уступала бы отмобилизованной в 1,3 раза. Можно порассуждать, какая часть немецких грузовиков составляли 3-тонники, но сначала дам некоторые числа. По данным Освальда в течение 1937-44 гг. в Германии было призведено ок. 245 тыс. таких грузовиков. В СССР за сравнимый период (1934 - 1-я пол. 1941) - 325 тыс. ЗИС-5.

Причем за 1,5 года до вторжения ситуация в вермахте была весьма печальной. Гальдер в феврале 40-го плачется, что поставки новых грузовиков (1 тыс. в месяц) не покрывает естественный износ (ок. 2% от 120 тыс. имеющихся в сухопутных войсках) и надеется на передачу 16 тыс. из гражданского сектора. Для сравнения КА в ходе сентябрьских БУС получает 117 тыс. машин к имеющимся 130-140 тыс. (расчетно). Имея перед глазами данные немецкого автомобилестроения,

http://vif2ne.ru/nvk/forum/archive/1776/1776679.htm

этому уже не удивляешься.

Ситуация улучшилась только после падения Франции когда за счет трофеев, текущего французского производства (этим были оснащены 92 дивизии, в т.ч. 1 танковая и 3 мотопехотные) и улучшения показателей собственного автомобилестроения (увеличились поставки резины/каучука и стали) удалось добиться вышеописанных чисел.

С уважением, Пауль.