По окончании ВОВ были подведены определенные итоги анализа боевого применения танков и другой бронетехники и сделаны соответствующие выводы, касающиеся технической стороны перспективного танкостроения. В частности, эти выводы были отражены в следующих "Соображениях...", положивших фактическое начало программе опытного танкостроения первого послевоенного десятилетия. Как видим, выводы были сделаны нелицеприятные и направления работ выбраны в целом верно:
СООБРАЖЕНИЯ НАЧАЛЬНИКА ГБТУ КА ВОЕННОМУ СОВЕТУ БТ и MB KA О СТРОИТЕЛЬСТВЕ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ НА 1946-1950 гг. №00991153 24 января 1946 г. Докладываю соображения к плану строительства бронетанковой техники в 1946-1950 гг. Опыт Великой Отечественной войны показал ведущую роль бронетанковых и механизированных войск во всех видах боя и особенно в наступательных операциях, в результате чего бронетанковая техника в этот период получила огромное развитие, которое в основном шло по следующим направлениям: 1. Огромное увеличение общего количества танков в воевавших армиях. 2. Широкое развитие (количественное и качественное) артсамоходов. 3. Усиление мощи танков и артсамоходов: брони и вооружения, что повлекло за собой увеличение веса и понижение скорости их. 4. Повышение соотношения тяжелых танков и артсамоходов в общем их парке и уменьшение удельного количества легких. 5. Значительное совершенствование отдельных узлов танков и артсамоходов и установка агрегатов новых конструкций, повышающих боевые качества танков и артсамоходов, надежность работы, их жизнеспособность и эксплуатационно-ремонтные удобства. 6. Унификация ряда агрегатов (двигатели, трансмиссия). Опыт Отечественной войны показал также, что по основным боевым свойствам отечественные танки и самоходные артустановки превосходили лучшие иностранные образцы на протяжении всей войны и особенно в ее первый период (KB, Т-34 и Т-50). Следовательно, тактико-технические требования, задаваемые на проектирование танков, правильно отражали перспективы и требования современного боя, а наши конструкторы находили правильное и удачное воплощение их в соответствующих конструкциях. Основные положительные качества наших танков и артсамоходов, определяющие огромное превосходство их над иностранными, суть следующие: 1. Наиболее правильная и удачная компоновка, при которой превосходящая мощь вооружения (100-мм, 122-мм, 152-мм пушки) и броневой защиты (броня средней толщины при наивыгоднейших углах наклона ее) сочетается с малым весом и малыми габаритами танков и артсамоходов. 2. Наличие дизеля, применяющегося в различных модификациях на средних и тяжелых танках и артсамоходах, что облегчает обеспечение топливом, запчастями и освоение двигателя, а также дает ряд других преимуществ по сравнению с бензиновыми двигателями. 3. Торсионная подвеска, являющаяся наиболее целесообразной (простота, меньшие габариты, надежность и хорошее подрессоривание). 4. При большом весе танков и артсамоходов хорошая их маневренность. Однако вследствие известного технического консерватизма НКТМ и медлительности в разработке новых образцов танков и самоходных артустановок по нашим тактико-техническим требованиям и во введении этих образцов в серию на некоторых этапах времени наши танки оказывались слабее немецких танков по вооружению и броневой защите. Аналогичное положение происходило и происходит сейчас с внедрением в существующие и проектируемые конструкции танков и артсамоходов передовой техники, направленной к совершенствованию их, а также конструктивных улучшений отдельных агрегатов. На протяжении всей войны ряд настоятельных технических требований к танкам оставался не выполненным, в результате чего отечественные танки имеют серьезные недостатки: 1. Не введено принципиальных улучшений в трансмиссии средних танков, облегчающих управление и повышающих их маневренность (планетарные механизмы поворота, КПП с синхронизаторами), не говоря уже о более передовых конструктивных решениях, имеющихся в иностранных танках (электротрансмиссия, гидропередача). 2. Пушечное вооружение танков и артсамоходов не проектировано специально для них и потому имеет ряд недопустимых недостатков: а) малая начальная скорость, б) малая скорострельность, в) большие усилия на подъемных механизмах. 3. Не введены на тяжелых и средних танках командирские целеуказатели со следящей системой, облегчающие наведение орудия на цель, принятые в опытных образцах. 4. На средних танках и всех артсамоходах не внедрены подогреватели, обеспечивающие запуск двигателя при низких температурах; существующие подогреватели мало эффективны и не приспособлены для работы на дизельном топливе, что при отсутствии в танковых частях бензина приводит к невозможности их использования. 5. Не внедрено автоматическое противопожарное оборудование. 6. Не внедрен на средних танках ряд улучшений ходовой части (широкие катки, гусеницы цевочного зацепления, амортизаторы и т.д.). 7. Наши танки имеют малый диаметр погона башни, тесное боевое помещение, что стесняет работу орудийного расчета и влияет на скорострельность, снижая ее из-за медленного заряжания. 8.Боекомплект наших танков и артсамоходов недостаточен. 9.Недостаточно хороша вентиляция боевого помещения. 10.Недостаточный обзор из танка как водителю, так и остальному экипажу. 11.Нерационально сконструированное оборудование больших размеров, неудачно размещенное в танке (рации, зарядные агрегаты). 12.Недостаточно культурное изготовление отдельных агрегатов и деталей: а) наличие выступающих и не огражденных углов, острых деталей; б) слабые и неудобные запоры люков, а также замки боеукладок; в) неудобные сидения с неудачной, затруднительной регулировкой. 1. Модернизация существующего парка За время выпуска определенных марок танков (ИС, Т-34, Т-44) и артсамоходов (ИСУ, СУ-100) в них периодически вносились некоторые конструктивные изменения и дополнительные агрегаты, направленные к улучшению их качеств, как, например: командирские башенки, электроприводы поворота башни, новые средства обогрева и т.д. Необходимо все эти изменения, а также и новые, какие будут разработаны в дальнейшем, провести на всех танках и артсамоходах, чтобы унифицировать запасные части для танков одной марки, а также задержать моральное старение танков и артсамоходов. План такой модернизации составляется и будет готов к 5 февраля с.г. 2. Отработка и внедрение в серию новых образцов танков и артсамоходов Имея ввиду значительное превосходство танков Т-54 и 701, необходимо уже сейчас прекратить выпуск Т-34-85, Т-44 и СУ-100, ускорив ввод в серию Т-54 со всеми нашими изменениями в агрегатах этого танка. Заводы же до перехода на Т-54 нагрузить изготовлением запчастей для старых марок танков. Переход на 701 осуществить, не прекращая выпуска ИС-3 и ИСУ-152. В этих новых танках как можно быстрее устранить все недостатки и внедрить все технически передовое. 3. Разработка проектов и опытных образцов перспективной бронетанковой техники Прежде чем намечать направления, по которым должно дальше развиваться у нас танкостроение и производство артсамоходов, необходимо учесть следующие факторы, имеющие огромное значение для правильного решения вопросов перспективы развития бронетанковой техники: 1. Наши последние образцы танков и артсамоходов известны нашим союзникам и легко могут быть через них известными армиям других государств. Таким образом, особого труда не составит изготовить подобные образцы. 2. Известны также «сверхтяжелые» тенденции немцев в танкостроении и то, что Аргентина строила «Тигр». 3. Известно оружие, с которым в будущем придется иметь дело танкам и артсамоходам: артиллерия — ПТО калибра до 128 мм, танковая — до 152 мм; начальные скорости порядка 1000-1100 м/с; кумулятивные снаряды, гранаты и мины. 4. Танки и артсамоходы не достигли еще количественного развития, при котором можно говорить о массовости их применения. 5. Новые открытия в технике, такие, как радиостанция, оптико-электронные приборы и т.д. 6. Недостатки существующих образцов и опыт их применения в Великой Отечественной войне. 7. Экономический фактор. 8.Условия, необходимые для быстрого развертывания танковой промышленности в военное время. Предложения по танкам 1. Отработать конструкцию нового тяжелого танка прорыва. 2. Отработать новую конструкцию среднего танка весом до 40 т в соответствии с нашими требованиями. 3. Отработать конструкции специальных танков (мостового плавающего) и специального оборудования командирских средних и тяжелых танков с установкой в них: а) двухканальной дуплексной радиосвязи, б) специальных приборов наблюдения и сигнализации, в) специально оборудованного боевого помещения. 4. Отработать возможность установки в средние танки Т-54 огнеметной аппаратуры с дальностью огнеметания в 250-300 метров с запасом выстрелов до 50. Вспомогательная техника БТ и MB При разработке вспомогательных машин для бронетанковых и механизированных войск необходимо придерживаться принципа: строить их вездеходными, т.е. на гусеницах. Особенно необходимо в кратчайший срок разработать эвакуационные средства и средства транспортировки танков с целью сохранения их ходовой части. Нужны: 1. Трактор для эвакуации всех типов танков с силой тяги на крюке до 20 тонн и с лебедкой с силой тяги 100 тонн. 2. Автотягач с прицепом для транспортировки тяжелых и средних танков весом 50-60 тонн. Дополнительные предложения Бронетанковая техника Красной Армии должна строиться с перспективой на ряд лет вперед с использованием всех данных опыта мировой науки и техники. Это положение требует срочного разрешения ряда проблемных работ, по которым необходимо уже сейчас дать соответствующие задания конструкторским бюро и научно-исследовательским институтам. Краткий перечень опытных работ 1. Дизель-мотор мощностью до 2000 л.с. для сверхтяжелого танка. 2. Дизель-моторы мощностей 150, 200, 300, 400, 800 и 1000 л.с. для использования в различных типах танков, бронетранспортеров, бронеавтомобилей. 3. Броневая защита новых танков, защищающая от действия бронебойных снарядов до 130 мм с начальной скоростью до 1300 м/с с дистанции 100 мм и противотанковых гранат.
4. Новые виды танкового вооружения с использованием достижения реактивной техники (пушки, двигатели и т.п.) 5. Новые конструкции танковых пушек с начальными скоростями до 1300-1500 м/с для бронебойных снарядов, оборудованных стабилизаторами, с механизацией заряжания, автоматизацией наведения, короткими откатами и малыми габаритами. К новым образцам танковых пушек отработать новые виды боеприпасов. 6. Приборы ночного видения для боевого использования танков ночью. 7. Новые виды приборов наблюдения и прицеливания из танка, обеспечивающие большую обзорность, быстроту наведения и точность попадания. 8. Средства обнаружения и обезвреживания минных полей. 9. Огнеметные средства повышенного действия.
10. Средства подводного хождения. 11. Автоматическое противопожарное оборудование. Кроме того, для успешного развития бронетанковой техники необходимы следующие мероприятия: 1. Войти в правительство с ходатайством по генеральному строительству НИБТ полигона с целью создать из него один из лучших полигонов в мире. 2. Ускорить утверждение танкового комитета. 3. Войти в правительство совместно с Наркомтрансмашем с ходатайством о создании в Ленинграде у т. Котина научно-испытательного института и центрального конструкторского бюро по всем видам бронетанковой техники. Как базу для постройки опытных образцов бронетанковой техники использовать Кировский завод в Ленинграде. Докладывая военному совету вышеуказанные соображения, прошу: 1. Ускорить рассмотрение предложений по строительству бронетанковой техники на 1946-50 гг. и утверждение тактико-технических требований на отдельные образцы. 2. Доложить план по строительству бронетанковой техники на утверждение народному комиссару обороны с просьбой указаний на реализацию плана. 3. Просить правительство обратить внимание Наркомата транспортного машиностроения на необходимость развертывания научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы темпами, обеспечивающими передовую роль отечественного танкостроения. Начальник ГБТУ КА генерал-лейтенант танковых войск Вершинин ЦАМО. Ф. 38. Оп. 122409. Д. 8. Л. 1-7, 13-14.