Re: Сколько офицеров...
>>>
>>
>>Это ж Волков.
>
>Это приговор информации от этого автора?
>С уважением, Владимир
К сожалению в данном вопросе (оценке количества офицеров в РККА, как и их дальнейших судеб) наверное, да.
Он слишком ангажирован и пристрастен - и соответственно в расчетах у него слишком много натяжек. Как и вообще в оценках всего, что связано с советской властью - ранее я был о нем заметно более высокого мнения.
Про расчеты доли офицеров у большевиков:
общее количество Волков оценивает в 300 тыс. - между тем это общее количество офицеров, произведенных в офицеры на момент начала ПМВ и в ходе ее (40 тыс. кадровых + 40 тыс. запаса + 220 военного времени). Из этого числа 70 тыс. - потери убитыми, раненными, пленными - из которых 20 тыс. встало в строй - итого к концу войны 250 тыс. офицеров, годных к службе (не только строевой - многие раненные, вставшие в строй, по состоянию здоровья служить могли только в тылу).
Касательно служивших - Волков старательно пытается разоблачить и опровергнуть цифры Кавтарадзе - насчет 8 тыс. офицеров, причем в книжке своей пишет так, как будто это максимальная численность и Кавтарадзе взял ее только из расчета штатной численности дивизий (кстати, в вышеприведенном посте он перепутал даже то, что написал сам в своей книжке, цитируя Кавтарадзе). Кавтарадзе же ссылался изначально на советскую военную энциклопедию и в качестве одного из косвенных доказательств приводил расчетную штатную численность 20 дивизий х 400 офицеров. А вообще у него были как максимальные оценки - 9000 офицеров только в Москве, и минимальные - из разговора с Подвойским, который как раз и сказал, что хватило бы укомплектовать только лишь 9-10 дивизий, а не 20, то есть число добровольцев офицеров было 4000 тысячи. И приведя разные оценки, он сам склонялся к усредненной в 8 000. А Волков пытается представить так, как будто Кавтарадзе раздул все максимум до 8 тыс., и что добровольцев в РККА не было совершенно - были только мобилизованные, пленные белые и 3-4 тысячи, которые пошли за куском хлеба, а потом разбежались и перебежали к белым.
Цифра в 20-25% впервые прозвучала у эмигрантских военных писателей, и как справедливо пишет Кавтарадзе, последние, ориентируясь на цифру 48 тыс. мобилизованных, ею и ограничивались, и считали, что все остальные служили у белых. Кавтарадзе справедливо писал, что значительная часть офицеров вовсе нигде не служила. Волков, стремясь быть святее папы римского и желая во что бы то ни стало обосновать цифру в 20%, при этом не может не учитывать не служивших ни там ни там, раздувает общую численность до 300 тыс., и значительно снижает численность не служивших офицеров - 20 тыс. по его мнению растрелляных большевиками и 20 тыс. не служивших ни там ни там, в первую очередь инвалидов.
Между тем его же книга (при внимательном прочтении) полна упоминаний о том, что в ходе летнего наступления деникинской армии 1919 года огромное количество офицеров было мобилизовано в белую армию на освобожденных территориях - при этом значительная часть из них не сильно рвалась на службу, многие по оценкам современнников пошли на службу, потому что белые пришли, а так, сами по себе, они вряд ли поехали бы на белый юг, рискуя жизнью - и большая часть имела с собой документы, что у красных они не служили.
То есть и на территориях, куда белые не дошли -
а) было в принципе много офицеров в связи с высокой концентрацией последних в Москве, Питере и центральной России (только в Москве их по некоторым оценкам, было до 50 тыс.)
б) значительная часть этих офицеров - не служили в РККА.
Вообще, насчет числа служивших в РККА офицеров я лично все-таки более склонен к оценкам Кавтарадзе и Волкову не доверяю, особенно в оценках их дальнейших судеб. Вот кстати насчет расстрелянных офицеров у Волкова - свеженький пост в тему: