| От | Kosta |  |
К | Exeter |  |
Дата | 18.01.2008 19:12:04 |  |
Рубрики | 11-19 век; Флот; |  |
Re: У Испании...
Здравствуйте, уважаемый Exeter
Имею ряд возражений-вопросов.
>даже испанское мореходство XV-XVII столетий - это в основном "имперское" мореходство, в значительное мере держащееся на итальянских, португальских и пр. моряках.
Что ж, по крайней мере испанцам было у кого учиться - у них потенциально громадный ресурс личного состава. То есть конвертация имперского мореходства в национальное могла бы состояться на порядок легче, чем строительство флота с нуля Петром I в России или даже Кольбером во Франции.
>Во-вторых, не стоит переоценивать значение флота для Испании в XVI веке. Реально серьезная угроза коммуникациям Испании с Америкой отсутствовала (отдельные наезды шакальчиков не в счет), войны с Францией в Италии велись в общем без серьезной роли флота, для борьбы с муслимами на Средиземноморье хватало в общем и итальянского элемента.
Но вот Карл V сыну завещал, что спокойствие империи зависит от мощи на морях (или это апокриф?). То есть какое-то понимание, видение перспектив на море у испанцев было. В любом случае, восстание в Нидерландах невозможно было подавить без блокады побережья, и Филипп II, кажется, это понял довольно быстро - отсюда и события 1580 года.
>В XVIII веке, когда необходимость в морской силе для Испании стала более очевидной, а абсолютистская государственная машина стала более централизованной и способной к лучшей концентрации ресурсов, Испания создала и содержала мощный и в ряде аспектов достаточно эффективный флот, опираясь в значительной мере на ресурсы Америки (в частности, главной верфью была Гавана).
А насколько он эффективен? Вот они построили вроде бы неплохой флот по новейшим лекалам, а английская эскадра Бинга в 1718 году топит его у Сицилии - не сильно и вспотев при этом. (Ощущение, впрочем, такое, что если бы на Балтике произошло столкновение между русским и английским флотом где-нибудь у Эзеля, то окончтилось бы оно точно так же как у Сицилии.)
Что касается сохранения Испанской империи до 1820-х, то тот же Кеймен утверждает, например, что это произошло бы и не будь у испанцев флота совершенно - просто в силу незаинтерсованности европейских держав в её разделе до поры до времени. Как убеждал своих соотечественников в 1739 году английский премьер Роберт Уолпол: "Испания уже не что иное как канал, по которому все сии сокровища во всю остальную Европу перемещаются".
С уважением, Kosta