Случайно наткнулся на эту книгу, и хотя авиацией практически бросил заниматься, но не смог устоять перед искушением и купил её. Помоему книжка замечательная.
Сеидов И. «Красные дьяволы» в небе Кореи. Советская авиация в войне 1950—1953 гг. Хроника воздушных сражений. — М.: Яуза; Эксмо, 2007. — 704 с. — (Сталинские соколы). ISBN 978-5-699-19160-4 Корейская война 1950—1953 гг., едва не переросшая в Тре¬тью мировую, была первой — и единственной — полномасштаб¬ной воздушной войной реактивной эры. Именно в небе Кореи «сталинские соколы» впервые сошлись в бою с «американскими ястребами». И, несмотря на огромное численное преимущество авиации США и их союзников, несмот¬ря на то, что американцы бросили в бой свои лучшие авиачасти и новейшую технику, советские асы вышли из этой схватки победи¬телями. Однако более трети века правда о подвигах наших летчиков и зенитчиков в Корее оставалась тайной за семью печатями. Треть века эта война была в СССР неизвестной, «засекреченной» вой¬ной. Треть века ее герои вынуждены были молчать о своем про¬шлом. Да и теперь достойные работы по истории Корейской войны можно буквально пересчитать по пальцам. И эта книга среди них — лучшая. Это — самое подробное, самое полное и информативное ис¬следование, доступное на русском языке. Используя огромные массивы информации, опираясь на архивные документы, воспо¬минания ветеранов и западные источники, Игорь Сеидов бук¬вально поденно воссоздает хронику воздушных сражений и боевой работы советской истребительной авиации в 1950— 1953 гг., поименно назвав всех наших летчиков, отличившихся в Корее, — живых и мертвых. ББК 63.3(0)62
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ * Данные, собранные в архивах СССР и зарубежной литера¬туре, раскрывают роль авиации в ходе противостояния сторон во время Корейской войны 1950—1953 гг.: военно-воздушные силы, с одной стороны, КНДР (отдельные части), КНР (отдель¬ная воздушная армия — ОВА), СССР (64-й иак — истребитель-но-авиационный корпус), с другой стороны, фактически авиа¬ция США (98% из состава частей ООН) и их сателлитов под флагом ООН (Австралия, Великобритания, ЮАР, Таиланд, Гре¬ция и Южная Корея), игравших вспомогательную роль. Неор¬динарность действий противников в Корейской войне 1950—1953 гг. заключается в том, что из ее трех лет только один год связан с подвижкой линии противостояния на земле, а остальные два года воздушной войны показали, что 38-ю па¬раллель передвинуть невозможно. Помощь советских и китай¬ских воинов-интернационалистов была важнейшим фактором отпора агрессивным действиям по захвату Северной Кореи, так как авиация КНДР после высадки десанта у 38-й параллели понесла большие потери и, по существу, утратила свое значе¬ние. Чтобы не снизить моральный дух, рядовым летчикам США даже не говорили, что в боях участвуют советские летчи¬ки, которые шли на смертельный риск, выполняя поставлен¬ную задачу. Об этом свидетельствуют рассказы непосредст¬венных участников воздушных сражений. У корейского народа появился не только надежный щит, но и разящий меч. В книге автором значительное внимание уде¬ляется хронологии событий, которые не умаляют достоверно¬сти, а, наоборот, подтверждают их реальность и правдивость. Наряду с крупными событиями Второй мировой войны в памяти людей должны сохраниться и эти страницы о борьбе, которую вели наши воины в далеком краю в сложной политиче¬ской обстановке и режиме особой секретности (уж больно хо-
ПАРА СТРАНИЦ НАУГАД
вреждений. Правда, эти два Б-26 были единственными потеря¬ми, которые подтвердило командование 5-го ВФ США за этот день боев, потерю своего Ф-86 и самолета-разведчика РБ-45 американцы до сих пор не подтверждают. На следующий день схватки в районе Анею продолжились, но на этот раз летчики дивизии довольно успешно провели все схватки с противником и нанесли ему ощутимый урон. Так, в 7 часов утра на перехват самолетов противника ушли 8 экипажей из состава 3-й аэ 196-го полка под командованием старшего лейтенанта Шеломонова Н.К. В процессе полета в район пере¬хвата звено капитана Сосковца П.А. отстало от ведущего звена, чем и воспользовался противник — шестерка Ф-86 неожиданно атаковала отставшее звено Сосковца. Хотя ситуация была для наших летчиков невыгодной и силы противника были больше, но наши летчики дали бой пилотам «сейбров». В ходе боя пара Ф-86 на большой скорости атаковала пару старшего лейтенан¬та Алфеева В. И., но не рассчитала скорость сближения, проско¬чила свою цель и выскочила прямо под пушки «мигов». Этой вы¬годной ситуацией удачно воспользовался ведомый Алфеева, старший лейтенант Шебанов Ф.Д., который с короткой дистан¬ции поразил самолет ведущего «сейбра». Ф-86 задымил и со снижением ушел в залив. Пилоту этого Ф-86А с № 49-1093 из состава 335-й аэ все же удалось довести и посадить свой под¬битый «сейбр» на авиабазе в Кимпо, но его тут же списали на металлолом. Через полтора часа, в 9 ч. 10 мин., в этот же район прибыла четверка «мигов» из состава 2-й аэ 176-го гиап под командова¬нием капитана Васько А.Ф. В районе Анею они обнаружили зве¬но штурмовиков Ф-80 из состава 51 -й ИБАГ, и, оставив прикры¬вать сверху атаку пару капитана Крамаренко СМ., Васько со своим ведомым старшим лейтенантом Гоголевым А.П. атако¬вал заднюю пару «шутинг старое». Видимо, пилоты «шутов» не видели «мигов», так как позволили подойти им на убойную пози¬цию, после чего оба наших летчика спокойно расстреляли каж¬дый свою цель, и оба Ф-80 упали на землю. И, наконец, в 10 ч. 10 мин. в район Аньдунского моста выле¬тела группа из 8 «мигов» 196-го полка, которой руководил капи¬тан Бокач Б.В. В районе моста они встретили звено Ф-80, кото¬рое, пользуясь облачностью, попыталось бомбить мост. Их во¬время обнаружили наши летчики, и звено капитана Назарки-на В.А. атаковало самолеты противника. В ходе этого боя капитан Назаркин настойчиво атаковал одну из пар Ф-80 и дол¬го ее преследовал, ведя огонь по «шутам», и добился попадания 126 в один из них, но им удалось уйти от преследования «мигов», спрятавшись в облаках. В итоге в этот день летчики 324-й иад провели три удачных воздушных боя с самолетами противника и сбили 3 штурмовика Ф-80 и один истребитель Ф-86 без своих потерь. По данным ар¬гентинского историка Д. Зампини, в этот день американцы спи¬сали один свой «сейбр», который получил серьезные поврежде¬ния от огня «мига» старшего лейтенанта Шебанова. Затем под удар «мигов» 176-го гиап попали летчики 25-й аэ 51-й ИБАГ, ко¬торые сбили два Ф-80 с № 49-800 и № 49-569, один из пилотов которого погиб, а другой попал в плен. Также не повезло в этот день другой группе Ф-80 из этой же 25-й аэ: самолет 1 -го лейте¬нанта Дугласа Н. Мазесона с № 49-1855 был подбит капитаном Назаркиным, и хотя долетел до своей базы в Тэгу, но разбился при подлете к аэродрому и летчик погиб. Командование 5-го ВФ почему-то записало три эти Ф-80 потерянными от огня зе¬нитчиков на день раньше, т. е. 9 апреля, — так американцы пы¬таются скрывать свои потери в боях с «мигами»! Но все это было только прелюдией к следующему сраже¬нию, которое разыгралось в четверг 12 апреля в районе моста через р. Ялуцзян между Аньдунем и Синыйджу, в котором участ¬вовало более 100 самолетов с обеих сторон. Ранним утром с баз Окинавы были подняты в воздух 39 бомбардировщиков Б-29 (по нашим данным, 48): 8 Б-29 были из 19-й БАГ, 12 Б-29 из 307-й БАГ и еще 19 Б-29 из 98-й БАГ. Их непосредственное при¬крытие осуществляли 36 Ф-84Е из 27-й эскортной ИАГ, кроме того, три группы «сейбров» 4-го иакр — 18 истребителей-пере¬хватчиков осуществляли передовой заслон колонны «крепо¬стей» и имели задачу сковать боем группы «мигов» с Аньдунско¬го аэроузла (по нашим данным, было около 40 «сейбров»), атак-же два десятка истребителей Ф-80 из 49-го ибак. Противник был своевременно обнаружен радиолокацион¬ными средствами корпуса, и на отражение его налета были под¬няты все боеспособные истребители 324-й дивизии — в воздух последовательно, несколькими группами, ушли 44 истребителя МиГ-15. Первыми на отражение этого крупного соединения бомбар¬дировщиков были подняты летчики 196-го иап. Сначала по тре¬воге в 8 ч. 55 мин. в воздух ушла группа из 8 «мигов» 3-й аэ под командованием старшего лейтенанта Шеломонова Н.К., а че¬рез минуту с аэродрома Аньдун ушла в воздух шестерка «мигов» 1 -й аэ под командованием капитана Ткацкого П.Ф. Когда группа Ткацкого прибыла в район Тецузана, то обнаружила на подходе 127