насчет отечественных раций
Цифрую сейчас книжку "СТРОИТЕЛЬСТВО И БОЕВОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВЕТСКИХ ТАНКОВЫХ ВОЙСК В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ"
Под редакцией профессора маршала бронетанковых войск О.А.Лосика
там про это немного есть:
____________
В Великую Отечественную войну наши танковые войска вступили с радиостанциями типов 71-ТК-1, 71-ТК-З
035
----------------------------------------------------------
и 10-Р, устанавливавшимися, как правило, лишь на командирских танках. При этом первые две станции выпускались серийно, представляли собой уже устаревшие конструкции, а радиостанции 10-Р, отвечая предъявляемым требованиям, изготовлялись в весьма ограниченных количествах и устанавливались лишь на танках КВ. Причиной тому являлась нехватка кварцев, которых на каждую радиостанцию требовалось по 30 штук. Кроме того, передатчик радиостанции 10-Р не имел плавного диапазона, что существенно ограничивало его возможности.
Учитывая все это, на базе данной станции группа инженеров создала в 1943г. трансиверную радиостанцию 10-РК, рассчитанную па питание от бортовой сети с напряжением 12в, имеющую в передатчике плавный диапазон и требующую для стабилизации лишь 16 кварцев. Уменьшение числа кварцев позволило резко увеличить выпуск радиостанций. Радиостанция 10-РК устанавливалась па танках КВ-2, ИС-1, ИС-3 и самоходных артиллерийских установках ИСУ-122 и ЦСУ-152. В связи с необходимостью обеспечить равномерную работу двух групп аккумуляторов бортовой сети танка к концу войны была разработана и запущена в серийное производство радиостанция Ю-РК-26. Ее тактико-технические данные были те же, что и у 10-РК, но питание осуществлялось от бортовой сети с напряжением 26в.
Для средних танков Т-34 перед войной был начат выпуск радиостанций 9-Р. Эти станции были проще радиостанций 10-Р, так как не требовали установки кварцевых резонаторов. Они имели плавные диапазоны отдельно выполненных приемника и передатчика. В последующем был создан модернизированный вариант станции под наименованием 9-РМ. В ней диапазон приемника был расширен до диапазона радиостанции 10-РК. Радиостанция 9-РМ начала серийно выпускаться с 1943г. Радиостанции 9-Р и 9-РМ были рассчитаны на питание от бортсети с напряжением 12в.
В 1944г. появилась на вооружении радиостанция 9-РС, которая в отличие от 9-РМ была выполнена компактно в одной упаковке и рассчитана на питание от бортовой сети с напряжением 24 В. Радиостанция типа 9-РС являлась фактически самой массовой танковой станцией на завершающем этапе Великой Отечественной войны.
Радиостанции 9-Р и 9-РМ устанавливались на танках
036
----------------------------------------------------------
Т-34-76 и самоходных артиллерийских установках СУ-85 и СУ-100, радиостанция 9-РС - на танках Т-34-85 и Т-44.
Для увеличения количества выпускавшихся танковых радиостанций кроме перечисленных была приспособлена для установки в бронеобъектах переносная радиостанция 12-РП и выпущена серийно под наименованием 12-РТ и 12-РТМ. Эта станция имела плавный диапазон от 2 до 6 мГц и обеспечивала телефонную связь на дальность до 8 км. Ее устанавливали в легких самоходных артиллерийских установках СУ-76М.
К концу войны радиостанции перечисленных типов устанавливались не только на командирских, но и на линейных танках и самоходных артиллерийских установках.
В последний период войны по инициативе войск на танках Т-34 командиров бригад начали устанавливать авиационную радиостанцию средней мощности типа РСБ. Наша промышленность откликнулась на эту инициативу, н к концу войны на командирских танках начали устанавливаться разработанные на базе РСБ серийные командирские коротковолновые танковые радиостанции РСБ-ФЗТ, переименованные позже в РСБ-1. Эти станции были телефонно-телеграфные, имели плавный диапазон передатчиков от 2,5 до 12 мГц и обеспечивали связь при работе на четырехметровый штырь телефоном до 30 км и телеграфом до 60 км.