ОтMole ManОтветить на сообщение
КMole ManОтветить по почте
Дата05.11.2004 14:19:20Найти в дереве
РубрикиWWII;Версия для печати

"отвод войск" во Ржеве, октябрь 1941


Будете смеяться, но расскажу об "эвакуации" из Ржева.

Одна ржевская ветеранка рассказала, фамилию приводить без ее разрешения не буду. В скобках [] - мои комментарии.

--------------
Служила она в 1941 в милиции. Охраняла горком. Народ бежал из города, кто как мог. Ей самостоятельно "эвакуироваться" было нельзя, за оставление поста без приказа - под суд. Вот и охраняла.
В ее смену к горкому подьехали на полном ходу грузовики, оттуда бегом выскочили военные и началась срочная погрузка партийных архивов. Для погрузки открыли окна на первом этаже и в кузова кидали папки документов внавалку и вытаскивали сейфы. Она растерялась - документы они ей не предьявляли, кто и на каком основании вывозят секретные материалы, не знала. Какой-то начальник ей в ответ крикнул - чего ждешь, Зубцов захвачен немцами [то есть отрезана дорога на Москву], быстро к нам в машину, сейчас уезжаем.
Она стала умолять - подождите, я за ребенком сбегаю. Упросила шофера непременно ее дождаться. Ребенок у нее был грудной, сидел с соседкой.
Бегом побежала через весь город до Волги. Мост через Волгу был уже взорван [за это командующего 31 армией, его нач.штаба и нач.политотдела позже отдали под суд - в панике они взорвали мост, не дождавшись вывоза вооружения двух армий, которое пришлось тоже взорвать].
У реки нашли единственного лодочника и еле уговорила его за любые деньги переправить ее на другой берег [жила она в районе нынешнего электромеханического завода]. Бегом прибежала домой, схватила ребенка, документы и гражданское платье. Еду было собирать некогда. Бегом к лодочнику, бегом к горкому...
У горкома окна окрыты, на земле валяются папки, летают по ветру бумажки... Машины уехали.
В городе полный хаос - беженцы, шедшие на Москву по Рижской трассе повалили во Ржев, так как дорогу в Зубцове перерезали немцы. Все шли на дорогу на Калинин [Тверь].
Она во дворе горкома переоделась в гражданское платье, милицейскую форму руками закопала во дворе вместе с милицейским удостоверением.
И пошла на Калинин с грудным ребенком, это 100 км. На полдороге толпа повалила обратно во Ржев - город Старицу немцы тоже заняли, путь отрезан.
От этой беготни молоко у нее пропало, ребенка кормить стало нечем. Ребенок плачет, идти некуда. Пошла в ближайшую деревню под Старицей. Ее местные крестьяне пустили в дом [народ там и сегодня попадается душевный]. А вскоре и немецкие мотоциклисты по шоссе стали ездить.
В селе вскоре назначили старостой какого-то мерзавца, и местные, зная, что она была милиционером, посоветовали из села уйти. Она ушла с ребенком в другое село. Потом в третье...
А зимой 42 ее "эвакуация" и закончилась, пришли наши.
-------------------
Из всех уцелевших ржевских жителей она - одна из немногих, и то только потому, что во Ржеве ее во время боев не было.