ОтАндрей Колганов
КБорисК
Дата26.01.2008 21:05:25
РубрикиWWII; Танки; Артиллерия;

Re: Попробую расписать подробно


>>Немецкие танки в начале ВОВ уступали новым советским (а произвел СССР новых средних и тяжелых танков в общем не так мало - 3,2 тыс с начала войны до конца 1941 года), и артиллерия ПТО у них была в основном слабая.
>>То есть соревнование "снаряд - броня" тогда выигрывала скорее советская техника.
>
>В чем-то уступали, а в чем-то превосходили. Это слишком сложный вопрос, чтобы давать на него однозначный ответ.

>>К концу войны ситуация была обратная. Возможности по пробитию брони советских танков у немецких танков и ПТО были выше, чем наоборот. А наступала РККА.
>
>>Не все сводится к ТТХ техники.
>
>Естественно. Воюют не танки, а люди. Но нельзя сводить ТТХ танка только к калибру орудия, толщине брони и максимальной скорости. Там на самом деле гораздо больше показателей.

========
1. Большинство немецких танков действительно уступало новым советским танкам по броневой защите. Но новые экранированные трешки и особенно четверки хорошо держали снаряды 45 мм, даже бронебойные - потому что была масса брака и реальная бронепробиваемость была ниже табличных значений. Четверка с 75 мм "окурком" и трешка с 50 мм пушкой при некоторых условиях могли брать Т-34 даже в лоб. Фиксировалось немало случаев, когда даже 37мм "колотушка" брала в борт КВ (между траками), и уж тем более 50 мм это тоже удавалось.
Да, Т-34 имел 76мм пушку. И на начальном этапе войны - страшный дефицит 76 мм бронебойных снарядов. Та что в реале трешки и четверки (правда, только новых образцов, литеру сейчас не скажу по памяти) вполне себе были в состоянии бить Т-34.
А вот основная масса старых советских танков была бронирована хуже трешек и четверок.
2. Немецкая ПТО состояла не только из специализированных 37 мм колотушек и 50 мм гадюк. Немцы отличались тем, что у них с самого начала войны в системе ПТО штатно предполагалось использование и 75 мм, и 105 мм пушек, и 150 мм гаубиц, и зениток, особенно знаменитых восемь-восемь. Наши тоже о подобном быстро вспомнили, но одно дело - выпустить соответствие распоряжения, а другое - реализовать идею на практике.
3. Реальные ТТХ часто оказывались отличающимися от заявленных. Кто бы, например, ожидал, что при реальных испытаниях скорость немецкой трехи и на пересеченной местности, и на шоссе, будет выше, чем у БТ-7?
4. И, наконец, со структурами у нас был полный атас. Связи нет, снабжения нет, автомашин не хватает, ремонта и эвакуации нет, взаимодействие с пехотой и артиллерией - атас полнейший... Я, конечно, малость утрирую, но именно на этом сыпались мехкорпуса в июне-июле 1941.
5. Плюс человеческий фактор - уровень подготовки мехводов, умение офицеров организовать разведку и взаимодействие, умение штабов организовать выход частей на назначенные рубежи в назначенные сроки (которые тоже надо рассчитать не от фонаря и не от идеальных норм - машин не хватает, зенитного прикрытия нет, горючего не завезли, железную дорогу разбомбили...) и в боеспособном состоянии - т.е., например, с артиллерией и с пехотной поддержкой, умение командиров не бросать танки в лоб на неразведанную ПТО без артиллерийской подготовки и т.д. и т.п.
А так, конечно, круче КВ ничего не было... И где они оказались?

Андрей Колганов (26.01.2008 21:05:25)
ОтБорисК
К
Дата27.01.2008 02:43:32

Re: Попробую расписать...


Если взять чисто технические характеристики самих танков, и сравнивать, скажем, Т-34 и КВ с Pz.III и Pz.IV, то у немецких танков будет преимущество по следующим показателям:

1. Подвижность, если взять реальные характеристики, а не паспортную максимальную скорость.

2. Боеготовность, из-за превосходства в надежности.

3. Связь.

4. Обзор.

5. Удобство для экипажа.

6. Заметность.

Ну, и организационные преимущества у немцев были большие, и преимущества в подготовке и особенно в боевом опыте.

БорисК (27.01.2008 02:43:32)
ОтNachtwolf
К
Дата27.01.2008 11:54:39

А что имеется ввиду под заметностью? (-)



Nachtwolf (27.01.2008 11:54:39)
Отtramp
К
Дата27.01.2008 12:24:23

Вероятно обзорность (-)



tramp (27.01.2008 12:24:23)
ОтПауль
К
Дата27.01.2008 12:25:56

Это п.4 у ув. БорисаК (-)



Nachtwolf (27.01.2008 11:54:39)
ОтПауль
К
Дата27.01.2008 12:25:10

Шумность (-)



Nachtwolf (27.01.2008 11:54:39)
ОтБорисК
К
Дата28.01.2008 01:36:49

Re: А что...


Заметность определяется интенсивностью физических полей танка, которые выдают его местонахождение современным ему средствам обнаружения. В то время к ним относился его видимый размер, окраска, шумовые характеристики и вес, ведь чем тяжелее танк, тем больше дистанция его обнаружения по сотрясению почвы при его движении. В этой области преимущество было за немецкими танками, главным образом, из-за их значительно меньшей шумности и меньшего веса по сравнению с Т-34 и КВ. Уровень шума существенно влияет на заметность танков, особенно на закрытой местности, ночью или в условиях плохой видимости. Т-34 был очень шумным. Его мощный 500-сильный дизельный двигатель не был оснащен глушителем. К оглушительному реву дизеля добавлялся лязг крупнозвенчатых гусениц с гребневым зацеплением. Даже тяжелый КВ не создавал столько грохота, ведь гусеницы в его движителе использовались мелкозвенчатые, а их зацепление с ведущим колесом было цевочным. Двигающийся по дороге Т-34 можно было услышать почти за полкилометра, а немецкий Pz.III – только за 150-200 метров. Кроме шума, "тридцатьчетверку" демаскировали высокие столбы пыли, вздымаемые ее выхлопными трубами, направленными вниз.

БорисК (27.01.2008 02:43:32)
ОтАндрей Колганов
К
Дата27.01.2008 15:57:31

Re: Попробую расписать...


>Если взять чисто технические характеристики самих танков, и сравнивать, скажем, Т-34 и КВ с Pz.III и Pz.IV, то у немецких танков будет преимущество по следующим показателям:

>1. Подвижность, если взять реальные характеристики, а не паспортную максимальную скорость.

===== Верно. У Т-34 было лишь небольшое преимущество на очень плохих грунтах.

>2. Боеготовность, из-за превосходства в надежности.

==== Верно. И моторесурс у немцев был выше, и надежность ходовой части.

>3. Связь.

=== Формально разница в степени радиофикации была не очень большая, но качество наших раций было ужасное.

>4. Обзор.

=== Командирская башенка давала трехам и четверкам большое преимущество. Плюс качество немецкой оптики. Например, конструктивно прицел на Т-34 был великолепный, а качество оптического стекла - плохое.

>5. Удобство для экипажа.

=== Да, боевое отделение во всех наших танках было тесным. Плюс у немцев было на одного человека больше, чем разгружался командир танка.

>6. Заметность.

==== Не уверен. Если только с точки зрения шумности движка.

>Ну, и организационные преимущества у немцев были большие, и преимущества в подготовке и особенно в боевом опыте.

==== Об этом можно пропеть большую и долгую песню.

Андрей Колганов (27.01.2008 15:57:31)
Отneuro
К
Дата27.01.2008 16:51:57

Re: Попробую расписать...


>>4. Обзор.
>
>=== Командирская башенка давала трехам и четверкам большое преимущество. Плюс качество немецкой оптики. Например, конструктивно прицел на Т-34 был великолепный, а качество оптического стекла - плохое.

А откуда у Вас такие сведения? В 1941г стекло у нас было достаточно приличным. Плохим оно стало с потерей сырья, что усугубилось переходом к методам "усокреной фабрикации", то есть - к технолгиям военного времени.
С уважением, рига Ю. В.

neuro (27.01.2008 16:51:57)
ОтБелаш
К
Дата28.01.2008 10:16:48

А у США были еще хуже. (-)



Андрей Колганов (27.01.2008 15:57:31)
ОтБорисК
К
Дата28.01.2008 01:58:09

Re: Попробую расписать...


>===== Верно. У Т-34 было лишь небольшое преимущество на очень плохих грунтах.

У немецких танков удельное давление на грунт было слишком большим для условий Восточного фронта. Но средние скорости на дорогах и твердых грунтах были высокими.

>=== Формально разница в степени радиофикации была не очень большая, но качество наших раций было ужасное.

Разница в в степени радиофикации тоже была большой. 100% немецких танков были радиофицированы, хотя приемопередающие радиостанции тогда имели только 45% из них, а остальные - только приемники. В КА радиостанции тогда имела примеро третья часть танков.

>=== Командирская башенка давала трехам и четверкам большое преимущество. Плюс качество немецкой оптики. Например, конструктивно прицел на Т-34 был великолепный, а качество оптического стекла - плохое.

У Т-34 башня изначально проектировалась под 45-мм пушку. После установки в нее 76-мм орудия с гораздо большей казенной частью пользоваться даже существующими в ней оптическими приборами стало очень затруднительно из-за тесноты. И немецкие шарнирные прицелы были лучше тогдашних советских чисто конструктивно, а не только по качеству оптического стекла. У них окуляр наводчика оставался стационарным при любых перемещениях ствола пушки.

>>6. Заметность.

>==== Не уверен. Если только с точки зрения шумности движка.

http://vif2ne.ru/nvk/forum/0/co/1567937.htm

>==== Об этом можно пропеть большую и долгую песню.

Это верно. И, к сожалению, очень грустную песню...