ОтФукинаваПослать личное сообщениеОтветить на сообщение
КAllИнформация о пользователе
Дата19.02.2009 12:33:26Позвать санитаровВерсия для печати
Рубрики11-19 век; Армия;Игнорировать веткуНайти в дереве

Интерсная статья про рейтар, а именно про их основную роль как "убийц рыцарей".




Одна из постоянно повторяющихся идей в плохих книгах про войны 16-17 вв. — это тотальное преклонение перед Густавом II Адольфом. Трудно найти более карамельный образ: это великий, гениальный, благородный «шведский лев», который рыцарственно побеждал отсталых папистов, потому что придумал много тактических приёмов, которые совершенно перевернули военное дело 17 века. Спасибо за такую легенду надо сказать непосредственно протестантской пропаганде времён Тридцатилетней войны. Потом эту пропаганду почти целиком восприняли историки, дополнили новыми мифами, и в итоге мы имеем тему, совершенно затоптанную переписывавшими друг у друга авторами, не особо исследовавшими весь массив первоисточников. Новый виток похвалы Густаву Адольфу начал во второй половине 20 века историк Майкл Робертс, тот самый, кто начал спор о «военной революции» 16-17 вв. Робертса закритиковали коллеги, но ситуация остаётся прежней: только историки, чей конёк 16-17 вв, спокойно оценивают роль Густава Адольфа, а остальные всё равно говорят о безоговорочном превосходстве шведского короля.
Можно сколь угодно долго описывать все точки расхождения легенды с реальностью, она бессмертна, потому что даёт простые объяснения сложным вопросам. Ведь если понять, что на поверку практически все «нововведения» Густава были новыми только для отсталой Швеции, но не для Европы, то ведь придётся искать другие объяснения шведским победам. Хотя, апологетам Швеции не привыкать — им же всё равно надо извернуться и объяснить, отчего же в тот единственный раз, когда «суперсовременная» тактика шведов встретилась с «совершенно устаревшими» испанскими терциями, дело кончилось таким тотальным разгромом под Нордлингеном, что на его фоне даже Брайтенфельд выглядит почётной ничьей.

А я в этот раз сосредоточусь на кавалерии. Пишут, будто Густав Адольф гениально прозрел недостатки прежней тактики и впервые приказал своей коннице атаковать галопом, больше полагаясь на холодное оружие, чем на доспехи и пистолеты, стрелять могли только первые два ряда и только с минимальной дистанции, а третий ряд приберегал стволы на всякий пожарный случай. Всё это названо возрождением «истинного духа кавалерии», поскольку до шведского гения за исключением отдельных голландских и французских попыток якобы наблюдался совершеннейший недостаток лихих кавалерийских атак, поскольку рейтары только бесполезно стреляли из пистолетов, сменяя шеренги по примеру пеших стрелков (что и называется улиткой-caracole). Мнение это — следствие представлений о военной тактике как о чём-то, зависящем только от умных и глупых полководцев. Нас просят поверить в то, что целое столетие почти никто кроме Густава Адольфа не знал, как эффективнее использовать конницу.


 Боян. Кстати, про Паппенхайма была хорошая статья в альманахе "Армии и битвы" (-) - И. Кошкин 19.02.2009 12:35:55 (363, 0 b)
 Разве уже было? (-)- Фукинава19.02.2009 12:42:15 (254, 0 b)