От | PQ |
К | All |
Дата | 10.12.2004 14:49:47 |
Рубрики | Современность; Флот; |
«Синева» от времени не блекнет
Дело в конечном счете даже не в том, в полном объеме и ритмично или все же нет финансируют работы по «Булаве». Речь идет о том, не была ли допущена ошибка, когда решили поменять реально существовавший «Барк» на бумажную «Булаву». И все потому, что сочли целесообразным идти путем американцев, обогнавших нас в строительстве твердотопливных ракет. Хотя трагедии в этом не было. Ведь мы опережаем американцев в строительстве жидкотопливных. У каждого свой исторический путь, хотя все ракетостроители в мире «вышли из немецкой шинели». Просто в Советском Союзе оказалась часть немецкого архива, касающаяся жидкотопливных ракет, а в США – твердотопливных.
PQ (10.12.2004 14:49:47)От | Exeter |
К | |
Дата | 10.12.2004 20:39:39 |
Основная проблема жидкостных ракет в наших условиях...
...Это необходимость постоянного контроля за их состоянием и проведения постоянных частых ППР. Компоненты топлива-то агрессивные, требуется контроль за состоянием конструкции. Все это вынуждает постоянно таскать ракеты туда-сюда и держать как минимум двойной боекомплект - чего для твердотопливных не требуется. В результате стоимость закупки более значительного боекомплекта жидкостных ракет и постоянной возни с ними (а для возни этой соответствующую инфраструктуру приходится иметь) попросту перекрывает все преимущества жидкостного топлива.
Напомню, что по договору ОСВ-1 в 1991 г СССР заявил на 120 "развернутых" на лодках твердотопливных БРПЛ РСМ-52 всего 31 неразвернутую. И такого количества запасных твердотопливных ракет было вполне достаточно (и это подтверждается западной практикой). Для лодок же с жидкостными БРПЛ имелся фактически двойной боезапас:
На 112 развернутых ракет РСМ-54 была 81 неразвернутая ракета и их производство продолжалось.
На 226 развернутых ракет РСМ-50 была 231 неразвернутая.
На 280 развернутых ракет РСМ-40 было 323 неразвернутые.
С учетом того, что некоторая (и немалая) часть лодок пр.667Б/БД/БДР находилась в среднем ремонте, то реальный боезапас по отношению к боеготовым ПЛАРБ этих проектов был еще выше.
Неудивительно, что морячки страсть как хотели именно твердотопливные ракеты. А то ведь у нас даже Р-39 (РСМ-52) в реальности "100-процентно" твердотопливной не была - у нее система разведения боевых блоков жидкостная.
С уважением, Exeter
Exeter (10.12.2004 20:39:39)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 22:56:01 |
Что-то не помню чтобы регламентные работы конструкции касались :))
>...Это необходимость постоянного контроля за их состоянием и проведения постоянных частых ППР. Компоненты топлива-то агрессивные, требуется контроль за состоянием конструкции.
компоненты не так агрессивны (во всяком случае не слышал об агрессивности АТ и НДМГ а времена азотной кислоты прошли очень давно) но слив топлива для проведения регламента обязателен. по наземным ракетам - раз в год вроде было. Проведение работ без слива могут закончится как те испытания с Неделиным. А контроль идет за многими вещами - гироскопы например. В ходе регламентов модернизации по оборудованию проводят.
Конечно твердое в принципе лучше вот только промышленность не могла долго решить ряд проблем с ним связанных.
Constantin (10.12.2004 22:56:01)От | Exeter |
К | |
Дата | 10.12.2004 23:31:36 |
Касаются
Здравствуйте, уважаемый Constantin!
>>...Это необходимость постоянного контроля за их состоянием и проведения постоянных частых ППР. Компоненты топлива-то агрессивные, требуется контроль за состоянием конструкции.
>
>компоненты не так агрессивны (во всяком случае не слышал об агрессивности АТ и НДМГ а времена азотной кислоты прошли очень давно) но слив топлива для проведения регламента обязателен. по наземным ракетам - раз в год вроде было. Проведение работ без слива могут закончится как те испытания с Неделиным. А контроль идет за многими вещами - гироскопы например. В ходе регламентов модернизации по оборудованию проводят.
>Конечно твердое в принципе лучше вот только промышленность не могла долго решить ряд проблем с ним связанных.
Е:
Ну понятное дело, что топливо сливают при регламентных работах с целью безопасности, но одной из главных задач этих работ на БРПЛ является именно контроль трубопроводов, соединений, клапанов и т.д. Чтобы не получилось как на К-219, фигурально выражаясь. При чем тут азотная кислота? АК на БРПЛ не юзается аж еще с Р-21, если не ошибаюсь. Каков конкретно уровень агрессивности окислителя на нынешних ракетках - сказать не могу, но, видимо, проблема существует.
С уважением, Exeter
Exeter (10.12.2004 23:31:36)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 23:48:57 |
Похоже что это перестраховка
>Е:
>Ну понятное дело, что топливо сливают при регламентных работах с целью безопасности, но одной из главных задач этих работ на БРПЛ является именно контроль трубопроводов, соединений, клапанов и т.д. Чтобы не получилось как на К-219, фигурально выражаясь. При чем тут азотная кислота? АК на БРПЛ не юзается аж еще с Р-21, если не ошибаюсь. Каков конкретно уровень агрессивности окислителя на нынешних ракетках - сказать не могу, но, видимо, проблема существует.
Никто никогда (ни гражданские преподы ни военные) за все время обучения не говорил о каких либо проблемах контакта АТ и НДМГ с алюминиевыми конструкциями. да и какие трубопроводы контролить? топливо в баке и в трубопроводы оно попадает только в момент запуска - мембраны прорываются. Ну и физически трудно контролить швы в баках - нужно иметь какие-то технологические отверстия а они в свою очередь добавляют швы.
А как кстати обстоят дела с контролем состояния заряда на твердом топливе?
Constantin (10.12.2004 23:48:57)От | radus |
К | |
Дата | 11.12.2004 00:13:21 |
контроль РДТТ
>А как кстати обстоят дела с контролем состояния заряда на твердом топливе?
Дык, визуальным осмотром.
Constantin (10.12.2004 23:48:57)От | Exeter |
К | |
Дата | 11.12.2004 00:12:23 |
Re: Похоже что...
Здравствуйте!
>>Е:
>>Ну понятное дело, что топливо сливают при регламентных работах с целью безопасности, но одной из главных задач этих работ на БРПЛ является именно контроль трубопроводов, соединений, клапанов и т.д. Чтобы не получилось как на К-219, фигурально выражаясь. При чем тут азотная кислота? АК на БРПЛ не юзается аж еще с Р-21, если не ошибаюсь. Каков конкретно уровень агрессивности окислителя на нынешних ракетках - сказать не могу, но, видимо, проблема существует.
>
>Никто никогда (ни гражданские преподы ни военные) за все время обучения не говорил о каких либо проблемах контакта АТ и НДМГ с алюминиевыми конструкциями.
Е:
А везде ли там люминий? В общем, фиг его знает, где-то у меня даже в литературе про это было подробнее.
да и какие трубопроводы контролить? топливо в баке и в трубопроводы оно попадает только в момент запуска - мембраны прорываются.
Е:
Трубопроводы там были/есть, по крайней мере в более ранних ракетах вроде Р-27 - они от верхнего бака с окислителем шли к движкам через нижний бак с оным же. Что на многоступенчатых Р-29ххх всяких не знаю - их опубликованные схемы очень условны. Но вроде бы трубопроводы движков первой и второй ступени там тоже внутри баков.
Но, как я понимаю, главная "уязвимая" деталь - это клапана закачки/спуска компонентов топлива, особенно с учетом того, что баки находятся под давлением.
>А как кстати обстоят дела с контролем состояния заряда на твердом топливе?
Е:
Тут я понятия не имею, самого этот вопрос интересовал. Подозреваю, что контроля постоянного нет, есть некие гарантийные контрольные сроки, по истечении которых проводится выборочный отбор проб заряда с последующим хим. анализом. Что подобное писали, когда у мерюканов выходили сроки хранения УР SRAM. Надо знатоков дождаться.
С уважением, Exeter
Exeter (11.12.2004 00:12:23)От | Constantin |
К | |
Дата | 11.12.2004 16:31:32 |
То что трубопровод идет от бака к движку - вопросов нет
>Е:
>А везде ли там люминий? В общем, фиг его знает, где-то у меня даже в литературе про это было подробнее.
в наземных системах - везде сплавы типа АМГ, но на подходах к движкам есть биметаллические переходники - например алюминий-нержавейка.
>Е:
>Трубопроводы там были/есть, по крайней мере в более ранних ракетах вроде Р-27 - они от верхнего бака с окислителем шли к движкам через нижний бак с оным же. Что на многоступенчатых Р-29ххх всяких не знаю - их опубликованные схемы очень условны. Но вроде бы трубопроводы движков первой и второй ступени там тоже внутри баков.
естественно внутри но как правило клапаны стоят на выходе из бака то есть трубопроводы заполняются топливом только после команды на запуск.
>Но, как я понимаю, главная "уязвимая" деталь - это клапана закачки/спуска компонентов топлива, особенно с учетом того, что баки находятся под давлением.
Под каким давлением? я не спец по морским системам но в наземных наддув бака происходит после выдачи команды на старт.
да и давления там мизер.
PQ (10.12.2004 14:49:47)От | Alpaka |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:11:35 |
Ре: «Синева» от...
...американцев, обогнавших нас в строительстве твердотопливных ракет. Хотя трагедии в этом не было. Ведь мы опережаем американцев в строительстве жидкотопливных.
***
Я бы так сказал-в восмидесятых мы обгоняли их на целую епоху по жидкостным ракетам.
Но и по твердотопливным ракетам у нас все было не так плохо, как Вы думаете.
Другое дело, на боевом дежурстве твердотопливные лучше.
Откуда информация-у меня за плечами Ленинградский Политех, кафедра теплофизики.
Алпака
Alpaka (10.12.2004 19:11:35)От | Андю |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:43:54 |
В 80-е гг. у нас по масштабному ТТ таки были проблемы. (+)
Приветствую !
Это действительно непростая научно-технологическая проблема -- создание крупноблочного ТТ со стабильным горением, стабильными свойствами, приемлимыми параметрами хранения и пр., -- на которую тогда было брошено немало сил (студенческие воспоминания).
Андрей.
Соблюдать правила гигиены ещё важнее, чем правила безопасности.
Андю (10.12.2004 19:43:54)От | Андрей Сергеев |
К | |
Дата | 10.12.2004 20:09:22 |
Но, если не ошибаюсь...
Приветствую, уважаемый Андю!
...проблема была близка к решению?
Исходя из планов на "Курьер" и т.д.
С уважением, А.Сергеев
Андрей Сергеев (10.12.2004 20:09:22)От | Андю |
К | |
Дата | 10.12.2004 20:17:53 |
У меня тоже ТОГДА сложилось такое впечатление. (+)
Приветствую !
Лыткаринский "Союз", например, тогда пёр, прилично финансировался и "снабжался" молодыми специалистами. Деталей я только не помню, да и что такого сверхактуального мог узнать студент даже на кафедре "Физика быстропротекающих процессов" или практикуме в "ХимФизике" ? :-)
Больше всего мне запомнилось, как сотрудники одной "взрывной" лаборатории этого института горько посмеивались над тем, как тогда готовился запуск "Энергии", и где было много жидких кислорода и водорода. К счастью, их писсемизм оказался беспочвенен. :-)
Андрей.
Соблюдать правила гигиены ещё важнее, чем правила безопасности.
PQ (10.12.2004 14:49:47)От | Алекс Антонов |
К | |
Дата | 10.12.2004 18:49:54 |
Re: «Синева» от...
1.) Жидкотопливная БРПЛ гораздо опаснее вповседневной эксплуатации чем твердотопливная. Для примера - в случае поступления в ракетную шахту забортной воды с твердотопливной БРПЛ ничего не происходит, для жидкотопливной же после того как забортная вода своим давлением раздавит баки ракеты... пожар многих тонн топлива и окислителя, взрыв...
2.) Жидкотопливная БРПЛ требует гораздо больше систем обеспечивающих поддержание ее в работоспособном состоянии, контроль состояния и подготовки к пуску, чем находящаяся в ТПК твердотопливная. Как результат увеличение сложности всей системы и снижение ее надежности.
3.) Подготовка к пуску жидкотопливной БРПЛ процесс более длительный чем подготовка к пуску твердотопливной БРПЛ, при этом он сопровождается дополнительными демаскирующими шумами, что естественно очень плохо.
Как говорится: "Хотя все отечественные ПЛАРБ первого поколения оснащались исключительно жидкостными ракетами (что соответствовало реальному уровню советского ракетостроения) , флот и специалисты промышленности прекрасно осознавали все эксплуатационные недостатки таких ракет. БР с ЖРД обладали высокой токсичностью и пожаро-взрывоопасностью. Специфика их применения требовала при осуществлении подводного старта предварительного заполнения забортной водой кольцевого зазора шахт, для чего создавалась сложная система трубопроводов и насосов. В результате перекачивания больших объемов воды в период предстартовой подготовки повышался уровень шумов, демаскирующих подводную лодку. Все эти недостатки отсутствовали у ракетных комплексов с твердотопливными ракетами. Поэтому параллельно с созданием жидкостных морских БР в нашей стране в конце 50-х годов начались работы и над первыми твердотопливными ракетами для оснащения подводных лодок..."
PQ (10.12.2004 14:49:47)От | Evg |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:06:10 |
Re: «Синева»
И все потому, что сочли целесообразным идти путем американцев, обогнавших нас в строительстве твердотопливных ракет. Хотя трагедии в этом не было. Ведь мы опережаем американцев в строительстве жидкотопливных.
ТРТ при прочих равных всегда лучше ЖРТ.
Например подводники категорически отказывались ставить на лодки "жидкие" ракеты. Им и без того не полезных для здоровья испарений хватает.
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | radus |
К | |
Дата | 11.12.2004 00:02:12 |
наоборот
>ТРТ при прочих равных всегда лучше ЖРТ.
Наоборот.
ЖРД имеет ряд неоспоримых преимуществ, самое главное из которых - возможность регулирования тяги, многократный запуск и т.д. Да и надежность повыше.
Зато ТРД проще конструктивно (следовательно, дешевле) и всегда готов к действию.
Правда, ЖРД мутируют в сторону ампулизации. А ТРД - в сторону гибридности и многократности.
Скоро сольются. Ой, что будет... :))
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | NV |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:38:27 |
С чего это лучше
>ТРТ при прочих равных всегда лучше ЖРТ.
Удельный импульс твердого топлива (любого) хуже чем у любой современной пары (жидкостной) горючее+окислитель. Регулировка тяги практически невозможна. Отсечка тяги тоже усложнена. Требуется постоянный контроль состояния твердого топлива (не дай Бог трещина в шашке в результате например долгого хранения !) Однако налицо преимущества в эксплуатации и возможность делать ракеты меньших габаритов (не веса !) за счет большей плотности топлива.
Виталий
NV (10.12.2004 16:38:27)От | badger |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:12:08 |
Re: С чего...
> Требуется постоянный контроль состояния твердого топлива (не дай Бог трещина в шашке в результате например долгого хранения !)
А что кстати произойдет при наличии трещины?
Неравномерная тяга, или что похуже?
> Однако налицо преимущества в эксплуатации и возможность делать ракеты меньших габаритов (не веса !) за счет большей плотности топлива.
Теоретически можно под давлением хранить жидкое топливо. Это правда наверно проигрыш в весе из-за большей прочности баков.
badger (10.12.2004 19:12:08)От | radus |
К | |
Дата | 11.12.2004 00:09:01 |
о трещинах и мышиных норах
>А что кстати произойдет при наличии трещины?
>Неравномерная тяга, или что похуже?
Рванет.
Потому что факел распространится внутрь заряда.
Кстати, бывают не только трещины, но и мышиные\крысиные\тараканьи норы - эффект тот же. Забираются, сволочи, едят даже откровенные яды!
Янки пробовали делать прозрачные заряды - но получалось еще хуже. Свет от факела фокусировался на неоднородностях, нагревал заряд изнутри... короче, результат тот же.
badger (10.12.2004 19:12:08)От | bankir |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:25:58 |
Ре: С чего...
>> Требуется постоянный контроль состояния твердого топлива (не дай Бог трещина в шашке в результате например долгого хранения !)
>
>А что кстати произойдет при наличии трещины?
>Неравномерная тяга, или что похуже?
что похуже....
>Теоретически можно под давлением хранить жидкое топливо. Это правда наверно проигрыш в весе из-за большей прочности баков.
это, простите, каким же образом? Физика явления, типа, непонятна....
*************************************************
Впрочем об этом я еще до войны говорил с господином окружным начальником (С)
bankir (10.12.2004 19:25:58)От | badger |
К | |
Дата | 11.12.2004 17:50:24 |
Ре: С чего...
>это, простите, каким же образом? Физика явления, типа, непонятна....
М-м-м, я не так хорошо ориентируюсь в тематике, а что абсолютно все жидкости являеються несжимаемыми? То есть тот же кислород сжатый( или охлажденный) до жидкого состояния далее становиться несжимаемым?
badger (11.12.2004 17:50:24)От | NV |
К | |
Дата | 11.12.2004 19:28:42 |
Конечно все жидкости сжимаемы
>М-м-м, я не так хорошо ориентируюсь в тематике, а что абсолютно все жидкости являеються несжимаемыми? То есть тот же кислород сжатый( или охлажденный) до жидкого состояния далее становиться несжимаемым?
как впрочем и все твердые тела тоже, однако чтобы заметить хоть сколь-нибудь какой эффект, надо сотни атмосфер давления. Что явно для ракетной техники несерьезно - ради нескольких процентов объема. А если сильнее сжать - можно и до твердого агрегатного состояния досжиматься ;) Так что можно смело считать жидкости несжимаемыми. Причем все.
Виталий
NV (11.12.2004 19:28:42)От | badger |
К | |
Дата | 11.12.2004 20:36:01 |
Спасибо!
>А если сильнее сжать - можно и до твердого агрегатного состояния досжиматься ;)
Такой интересной мысли мне в голову не приходило :)
Однако это будет обратите внимание уже ТТРД с энергетикой ЖРД.
badger (11.12.2004 20:36:01)От | NV |
К | |
Дата | 11.12.2004 20:55:53 |
Да ну, ерунда это а не энергетика
>Такой интересной мысли мне в голову не приходило :)
>Однако это будет обратите внимание уже ТТРД с энергетикой ЖРД.
никуда на этой химии не улетишь толком. Да здравствуют ядерные ракетные двигатели ! Хоть и страшновато, но иначе так и будем "копошиться в песочнице".
Виталий
NV (11.12.2004 20:55:53)От | badger |
К | |
Дата | 11.12.2004 21:30:45 |
ЯРД в БР на ПЛАРБ - это мысль :)
Куда будем стрелять? :)
badger (11.12.2004 21:30:45)От | NV |
К | |
Дата | 11.12.2004 21:43:43 |
Ну я конечно не это имел в виду
>Куда будем стрелять? :)
в смысле не ЯРД на БР, но вообще при таком раскладе можно сделать или сверхкомпактную ракету (конечно если рабочее толо - водород то сверхкомпактную не получится, но можно ради такого случая воду использовать, тоже неплохо получится), либо сильно увеличить вес БЧ.
А так - я конечно про космос думал. У кого чего болит, тот про то и говорит (или проговаривается).
Виталий
NV (11.12.2004 21:43:43)От | badger |
К | |
Дата | 11.12.2004 23:21:08 |
Re: Ну я...
>в смысле не ЯРД на БР, но вообще при таком раскладе можно сделать или сверхкомпактную ракету (конечно если рабочее толо - водород то сверхкомпактную не получится, но можно ради такого случая воду использовать, тоже неплохо получится), либо сильно увеличить вес БЧ.
Точно. А с обычной БЧ и большим количеством топлива можно по Марсу например стрельнуть :D
Опять спутники удобно выводить - космодрома на экваторе нет, а лодку на экватор загнать - раз плюнуть :D
>А так - я конечно про космос думал. У кого чего болит, тот про то и говорит (или проговаривается).
Да нет, ничего не болит, просто тема ветки - именно БР :)
bankir (10.12.2004 19:25:58)От | Андю |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:39:25 |
Сверхсекретные сжимаемые жидкости... Этта брат... :-) (-)
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:59:52 |
Какие испарения - ракеты ампулизированы. Если что-то
испарится - будет взрыв.
Жидкостные имеют в достоинствах лучшее массовое совершенство, дешевизну, удобство управления.
У твердого топлива своих заморочек хватает. Одна однородность топлива чего стоит.
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | Константин Дегтярев |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:49:27 |
Не так
>ТРТ при прочих равных всегда лучше ЖРТ.
Я не знаю, что значит "прочие равные", но с точки зрения удельного импульса и, следовательно, массового совершенства ваше утверждение верно с точностью до наоборот.
ТРТ намного удобнее в эксплуатации - это верно, но в плане весового коэффициента (т.е. полезный груз/массу ракеты ЖРТ имеют большие преимущества. Или, скажем так: могут иметь при достаточном проектировании).
>Например подводники категорически отказывались ставить на лодки "жидкие" ракеты. Им и без того не полезных для здоровья испарений хватает.
Это да.
Что касается выдвинутого в статье тезиса о том, что первенство американцев в твердотопливных ракетах обусловлено захватом соответствующих архивов, то это полная чушь. Просто у нас не было достаточно изощренной химической промышленности, чтобы сделать такие сложные пороховые заряды сразу после войны. Опять же теоретически высокий удельный импульс ЖРД очень манил конструкторов.
Константин Дегтярев, http://fershal.narod.ru
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | Д.Бубнов |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:45:27 |
Re: «Синева»
ТТРД при прочих равных всегда лучше ЖРД.
Это утверждение верно только по отношению к боевым ракетам. Но для космических ракет важнее ЖРД. А теперь вспомним , кто возглавлял это дело у нас - Королев.
Д.Бубнов (10.12.2004 15:45:27)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 20:07:56 |
А что подразумеваем под прочими равными?
> ТТРД при прочих равных всегда лучше ЖРД.
в ЖРД всегда лучше удельные характеристики
плюсом ЖРД является также возможность управления двигателями в процессе работы отсюда имеем более высокую точность при прочих равных
> Это утверждение верно только по отношению к боевым ракетам. Но для космических ракет важнее ЖРД. А теперь вспомним , кто возглавлял это дело у нас - Королев.
А КБ Надирадзе не от него ли отделилось?
РДТТ требует наличия высокоразвитой химии и попутного решения ряда проблем - управлением процессом горения, решение вопроса об управлении ракетой, мер по защите сопла и тд и тп. С этим у СССР проблемы были отсюда и ракеты на ЖРД.
твердое топливо критично к резким перепадам температуры - появятся трещины в заряде - все приплыли Для нашей страны проблема не маловажная опять же.
Д.Бубнов (10.12.2004 15:45:27)От | tsa |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:59:26 |
АФАИК не так.
Здравствуйте !
При некотором пороге массы, ЖРД выгоднее.
Создать большое двление в малой камере сгорания куда как легче. Да и горючее у ЖРД значительно более выгодное.
С уважением, tsa.
Evg (10.12.2004 15:06:10)От | Николай Поникаров |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:36:31 |
Это когда они отказывались? :)))
День добрый.
>ТРТ при прочих равных всегда лучше ЖРТ.
Вот только прочих равных у нас никак не получается.
>Например подводники категорически отказывались ставить на лодки "жидкие" ракеты.
Твердотопливные МБР РСМ-52 у нас стоят только на пр. 941. Стартовая масса ракеты 90 т, посему лодочка вышла немаленькая ;)
До того все лодки оснащались жидкостными ракетами.
> Им и без того не полезных для здоровья испарений хватает.
Современные жидкостные ракеты - ампулизированные. Срок службы у них выше, чем у РДТТ.
С уважением, Николай.
Николай Поникаров (10.12.2004 15:36:31)От | Константин Дегтярев |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:54:18 |
Re: Это когда...
>Современные жидкостные ракеты - ампулизированные. Срок службы у них выше, чем у РДТТ.
Все равно с ними очень много гемороя, особенно по утилизации. Если ТРД достаточно просто выжечь, то компоненты жидкого ракетного топлива (НДМГ и азотный тетроксид) выжигаются с каким-то неимоверным извытком мазута, чуть ли ни 1/100. Ну и токсичность - ПДК сильно меньше порога чувствительности. Гадость страшная. Ампулизируй - не ампулизируй, все равно опасность есть и куча мер предосторожности.
Но несмотря на это, много и преимуществ, особенно с точки зрения конструктора. Можно создать очень совершенную в весовом отношении ракету.
Константин Дегтярев, http://fershal.narod.ru
Константин Дегтярев (10.12.2004 15:54:18)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:05:43 |
При горении РДТТ вредных выбросов больше чем от жидкостных
РДТТ это самый грязный двигатель. Кроме того после выжигания еще нужно с корпусом разбираться.
Constantin (10.12.2004 16:05:43)От | Константин Дегтярев |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:28:39 |
Нет
>РДТТ это самый грязный двигатель.
Смотря по каким параметрам. Компоненты боевого топлива - полноценное отравляюшее вещество. Одних несгораемых остатков столько остается, что они способны заразить огромную местность.
А продукты горения ТТ - просто гадость. Но не ОВ.
>Кроме того после выжигания еще нужно с корпусом разбираться.
Да с ним всеггда надо разбираться.
Константин Дегтярев, http://fershal.narod.ru
Константин Дегтярев (10.12.2004 16:28:39)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:53:24 |
Вы забываете про спецприсадки для получения большего
удельного импульса. на выходе из РДТТ идет такое что никому не снилось.
Корпус РДТТ это тоже продукт большой химии, корпус жидкостной ракеты - алюминий, движки бронза.
Константин Дегтярев (10.12.2004 16:28:39)От | kcp |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:47:05 |
Re: Нет
>>РДТТ это самый грязный двигатель.
>А продукты горения ТТ - просто гадость. Но не ОВ.
В принципе согласен. Хотя оксид углерода и соляная кислота тоже не подарок, но я слышал что всего этого там немного.
>>Кроме того после выжигания еще нужно с корпусом разбираться.
>Да с ним всеггда надо разбираться.
А чего с ним разбираться? Его же обеззараживать не надо вроде?
Константин Дегтярев (10.12.2004 16:28:39)От | NV |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:41:58 |
Ну уж и нет
хотите повышать энергетику - кладите в топливо фтор. См. Шаттл. На выходе имеете кислотный дождь в виде плавиковой кислоты при наличии хоть какой-нибудь влажности в атмосфере. Ну не на черном же порохе летать будете.
Виталий
NV (10.12.2004 16:41:58)От | Никита Каменский |
К | |
Дата | 10.12.2004 17:22:39 |
Вы что-то путаете. В SRB Shuttle'ов перхлорат аммония... (-)
Никита Каменский (10.12.2004 17:22:39)От | NV |
К | |
Дата | 10.12.2004 17:36:22 |
Ну блин конечно - хлор а не фтор !!!
короткое мозговое предпраздничное замыкание :( Тем не менее имеем летающий генератор соляной кислоты и диоксинов.
Виталий
NV (10.12.2004 17:36:22)От | kcp |
К | |
Дата | 10.12.2004 17:42:33 |
А про диоксины можно подробнее
>короткое мозговое предпраздничное замыкание :( Тем не менее имеем летающий генератор соляной кислоты и диоксинов.
Много там диоксинов образуется? Очень уж температуры большие, а характерные времена маленькие.
kcp (10.12.2004 17:42:33)От | NV |
К | |
Дата | 10.12.2004 18:01:14 |
Ну вот например
NV (10.12.2004 18:01:14)От | kcp |
К | |
Дата | 10.12.2004 19:29:01 |
Держу сейчас сборник статей "Экологическая безопасность"
>
Там как раз есть статья обсуждающая это выступление и результаты эксперимента на которых делаются основные выводы.
Некто З.А. Тухватуллин утверждает, что --- "В камере сгорания ракетного двигателя взависимости от марки топлива температура находится в пределах 3300-3600К. При такой температура в продуктах горения сложные органические и хлорорганические вещества образовываться не могут. По видимому, при эксперименте в институте <<?Тайфун>>, температура в очаге горения не достигала высоких значений из-за кратковременности процесса горения и интенсивного обдува этого очага потоком воздуха. В этом случае при медленном охлаждении продуктов сгорания на поверхности фильтра, сыгравших роль катализатора, создались условия для образования диоксинов. Т.е. установка превратилась в генератор диоксинов."
Далее там описана установка, имитирующая работу двигателя. И результаты измерений уровня диоксинов после сжигания там элемента твёрдого ракетного топлива. Автор даже сравнивает результаты своих измерений с результатами измерений каких то американцев.
Ну вот в результате нихрена он там не нашёл.
Но самое интересное, он описывает опыты по обнаружению диоксинов в почве, на протяжении многих лет подвергавшейся воздействию продуктов сгорания твёрдых ракетных топлив. Так вот, она оказалась чище, чем почва на сельской местности в Америке. Привет вам от органических удобрений.
NV (10.12.2004 16:41:58)От | Константин Дегтярев |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:48:40 |
Дело, насколько я помню, в физике
...потому что mv**2/2 :)))
В общем, у продукта горения должна быть маленькая масса, тогда он круче разгоняется. Самое идеальное топливо - это водород. Ну, фтор тоже хорошо, он легкий сравнительно.
Но в принципе я не понял Вашего "возражения" - то, что у ЖРД более высокий удельный импульс, - общеизвестный факт. Да, РДТТ можно "разогнать" засчет специальных добавок, но в целом это не снимает проблемы.
Константин Дегтярев, http://fershal.narod.ru
Константин Дегтярев (10.12.2004 16:48:40)От | NV |
К | |
Дата | 10.12.2004 17:01:23 |
Фтор прежде всего окислитель
но в основном я хотел сказать, что современное высокоэнерготичное твердое топливо - экологически вредно. И это не просто грязь а еще и кислота. После стартов Шаттлов кислотный дождь проливается.
Виталий
Константин Дегтярев (10.12.2004 15:54:18)От | Д.Бубнов |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:05:12 |
Re: Это когда...
>>Все равно с ними очень много гемороя, особенно по >утилизации. Если ТРД достаточно просто выжечь, то >компоненты жидкого ракетного топлива (НДМГ и азотный >тетроксид) выжигаются с каким-то неимоверным извытком >мазута, чуть ли ни 1/100. Ну и токсичность - ПДК сильно >меньше порога чувствительности. Гадость страшная. >Ампулизируй - не ампулизируй, все равно опасность есть и>куча мер предосторожности.
Для того , что бы утилизировать ампулизированную ракету , достаточно на заводе слить топливо , и после дегазации сдать ракету в металолом ( что ,кстати , и делалось). А зажем сжигать топливо ? Его же можно в другую ракету залить, например в Циклон. А дожигают на заправочны станциях только технологические проливы.
Николай Поникаров (10.12.2004 15:36:31)От | Evg |
К | |
Дата | 10.12.2004 15:48:11 |
Re: Всегда (+)
Как на первых ракетаносцах утечку топлива понюхали, так с тех пор и отказываются.
Тока их не особо слушают.
Evg (10.12.2004 15:48:11)От | Николай Поникаров |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:06:40 |
Re: Всегда
День добрый.
>Как на первых ракетаносцах утечку топлива понюхали, так с тех пор и отказываются.
Значит, я плохо понимаю слово "категорически". Однако заказывают и принмают на вооружение. :)
И вообще, когда появились первые БРПЛ, о РДТТ мы и не помышляли. Лодка с твердотопливными ракетами вступила в строй лишь в 1981.
>Тока их не особо слушают.
Вспомним пр. 941 и скажем: правильно делают :)
С уважением, Николай.
Evg (10.12.2004 15:48:11)От | Constantin |
К | |
Дата | 10.12.2004 16:03:01 |
счастливо вам понюхать АТ и НДМГ - смертельный это номер(-)