ОтАгент
КKMax
Дата22.10.2003 09:02:51
Рубрики11-19 век;

Игумен Даниил в войске крестоносцев


>Так вроде бы уже объясняли это выражение как то по другому. Вряд ли русские князья участвовали в крестовых походах. Далеко и мотивации как бы нет. Поближе есть чего грабить. Фактор веры тоже не подходит. Может какой нить лихой княжеский отпрыск с бандой и забредал туда, но крупные князья то вряд ли.

"И судил мне Бог так пройти этим путем. Пошел иерусалимский князь Балдуин I со своими крестоносцами на войну к Дамаску; путь их шел к Дамаску мимо Тивериадского озера. Я узнал, что князь хочет идти этим путем, пришел к нему, поклонился и сказал: "И я хотел бы пойти с тобою к Тивериадскому озеру, чтобы там походить по всем Святым Местам около Тивериадского озера. Ради бога, возьми меня, князь". Тогда князь с радостью великой повелел мне пойти с собой и нарядил меня к своей личной охране.


Тогда я с радостью великой нанял коней для себя и прошел без страха и потерь с царскими воинами все страшные места.

Без войска этот путь никто не может пройти, только императрица Елена ходила этим путем."

"Житие и хождение Даниила, игумена Русской земли" (записано в 1104-1107 гг)

http://old-russian.chat.ru/18igumen.htm

Мотивация у русских как и у остальных христиан была - обеспечить безопасность паломников путешествующих в Святую Землю.

Вообще в Палестине любые христиане вне зависимости от различия церквей воспринимались крестоносцами как союзники. Русские тоже воспринимали палестинских крестоносцев как воюющих за правое дело единоверцев.

Вот например этот отрывок из книги того же Даниила:

"Тогда я, худой и недостойный, в эту пятницу в один час дня пошел к князу Балдуину и поклонился ему до земли. Он же, увидев меня, худого, подозвал к себе с любовью и спросил: "Что хочешь, игумен русский?" Он хорошо знал меня и очень любил, был он человеком добродетельным, очень скромным и ничуть не гордился. Я же сказал ему: "Князь мой, господин мой, прошу тебя ради Бога и князей русских, разреши, чтобы я поставил свое кадило на святом гробе от всей Русской земли".

Тогда он милостиво и любовно разрешил мне поставить кадило на гробе Господнем, послал со мною человека, своего лучшего слугу, к эконому церкви Воскресения и к тому служителю, который держит ключ гробный. Эконом и ключарь святого гроба разрешил и мне принести свое кадило с маслом....

И когда наступило семь часов дня субботнего, тогда пошел король Балдуин со своими войсками к гробу Господню из дома своего, все шли пешие. Король прислал в придворье монастыря Саввы и позвал игумена и монахов, они пошли к гробу Господнему, и я, худой, пошел с ними.

Пришли мы к королю и поклонились ему. Тогда и он поклонился игумену и всем монахам и повелел игумену монастыря Саввы и мне, худому, близ себя пойти, а другим игуменам и всем монахам повелел перед собой пойти, а войскам своим повелел сзади пойти. И пришли в церковь Воскресения к западным дверям. И множество людей обступили двери церковные, и не могли тогда в церковь войти. Тогда король Балдуин приказал воинам разогнать людей силою, и была проложена среди толпы дорога, как улица, до самого гроба. Прошли мы к восточным дверям гроба Господня, король впереди прошел и встал на своем месте, на правой стороне у ограды великого алтаря, против восточных дверей и дверей гроба. Тут находилось место короля, созданное на возвышении. Повелел король игумену монастыря Саввы со своими монахами и православным попам встать над гробом. Меня же, худого, повелел поставить высоко над самыми дверями гробными, против великого алтаря, чтобы мне было видно в двери гробные. Двери же гробные все три запечатаны, запечатаны печатию царскою.

Католические попы в великом алтаре стояли. И как наступил восьмой час дня, начали вечернюю службу вверху гроба попы православные, были тут и все духовные мужи и многие пустынники. Католики в великом алтаре начали верещать по-своему. Так все они и пели, и я тут стоял и прилежно смотрел в двери гробные. И как начали читать паремии великой субботы, на первом чтении паремии вышел епископ с дьяконом из великого алтаря, подошел к дверям гробным, посмотрел в гроб сквозь крестец дверей, не увидел света в гробе и возвратился назад. И как начали читать шестую паремию, тот же епископ подошел к дверям гробным и ничего не увидел. Тогда все люди завопили со слезами: "Кирие, елейсон!" - что значит: "Господи, помилуй!" И тогда миновал девятый час и начали петь песнь проходную "Господу поем", тогда внезапно пришла небольшая туча с востока и стала над непокрытым верхом церкви, пошел небольшой дождь над гробом и очень намочил нас, стоящих у гроба. Тогда внезапно и засиял Святой Свет в святом гробе, исходило из гроба блистание яркое.

Пришел епископ с четырьмя дьяконами, открыл двери гробные, взял свечу у короля Балдуина, вошел в гроб, зажег первой королевскую свечу от Света Святого, вынес из гроба эту свечу и подал самому королю в руки. Встал князь на своем месте, держа свечу с великой радостью. От свечи короля мы зажгли свои свечи, а от наших свечей все люди зажгли свои свечи. Свет Святой не такой, как земной огонь, но чудный, светится иначе, пламя его красное, как киноварь, несказанно светится.

Так все люди стоят со свечами горящими и вопиют велегласно, с радостью великой и с веселием: "Господи, помилуй!" Не может быть такой радости человеку, какая бывает всякому христианину, увидевшему Свет Святой. И если кто не испытывает радости в этот день, то не имеет веры ко всему виденному. Но если люди мудрые, преданные и сильно веруют, то всласть послушают это сказание об этой истине и о Местах Святых. Если человек верен в малом, то и во многом верен, а злому человеку, неверному, истина крива. Мне же, худому, Бог свидетель, гроб Господен и вся дружина русская, русские сыны, находившиеся в тот день у гроба, новгородцы и киевляне: Изяслав Иванович, Городислав Михайлович, Кашкичи и многие другие, которые знают меня, худого, и об этом моем сказании."

Интересно, что понимается под дружиной русской? Возможно это паломники, как и Даниил, но не исключено, что на службе у короля Болдуина действительно находился какой то русский воинский отряд.

Агент (22.10.2003 09:02:51)
ОтKMax
К
Дата22.10.2003 09:43:53

Re: Игумен Даниил...


Здравствуйте!
Про Даниила я читал, правда не его самого, а упоминания о его паломничестве.
>Интересно, что понимается под дружиной русской? Возможно это паломники, как и Даниил, но не исключено, что на службе у короля Болдуина действительно находился какой то русский воинский отряд.
Ну я думаю, что скорее всего именно паломники. А так как путь был долог и опасен, знатный паломник вполне мог взять с собой вооруженную охрану. А вот насчет того, чтобы русский князь или боярин с дружиной мог быть участником (ну скажем как Готфрид или тот же Балдуин), пусть и ни как один из руководителей похода - это, ИМХО, вряд ли .
С уважением, Коннов Максим.

KMax (22.10.2003 09:43:53)
ОтFVL1~01
К
Дата23.10.2003 17:22:37

именно,


И снова здравствуйте
>Ну я думаю, что скорее всего именно паломники. А так как путь был долог и опасен, знатный паломник вполне мог взять с собой вооруженную охрану. А вот насчет того, чтобы русский князь или боярин с дружиной мог быть участником (ну скажем как Готфрид или тот же Балдуин), пусть и ни как один из руководителей похода - это, ИМХО, вряд ли .


ПАЛОМНИЧЕСКИЙ отряд. Паломники от разных "языков" собирались еще на территории Византии например в ДРУЖИНЫ или БРАТСТВа, иногда крупные по 70-200 человек. Оружие не только не запрещалось но всячески привествовалось...

Русские паломники так же примыкали к сербским или болгарским дружинам (а вот сербско-болгарская дружина была в те годы вещью абсолютно нереальной, не любили тогда сии народы друг друга крепко).

А вооруженное участие - ну отдельные имена МОЖНО трактовать в "деяниях" всяких франков как русские - вроде Ив де Гардари. А можно прочитать как Ивенс Гардэ , так что понимай как хочешь...
С уважением ФВЛ

FVL1~01 (23.10.2003 17:22:37)
ОтKMax
К
Дата24.10.2003 15:56:31

Re: именно,


>И снова здравствуйте
Здравствуйте!
>>Ну я думаю, что скорее всего именно паломники. А так как путь был долог и опасен, знатный паломник вполне мог взять с собой вооруженную охрану. А вот насчет того, чтобы русский князь или боярин с дружиной мог быть участником (ну скажем как Готфрид или тот же Балдуин), пусть и ни как один из руководителей похода - это, ИМХО, вряд ли .
>

>ПАЛОМНИЧЕСКИЙ отряд. Паломники от разных "языков" собирались еще на территории Византии например в ДРУЖИНЫ или БРАТСТВа, иногда крупные по 70-200 человек. Оружие не только не запрещалось но всячески привествовалось...

>Русские паломники так же примыкали к сербским или болгарским дружинам (а вот сербско-болгарская дружина была в те годы вещью абсолютно нереальной, не любили тогда сии народы друг друга крепко).

Понятно, спасибо большое.
>А вооруженное участие - ну отдельные имена МОЖНО трактовать в "деяниях" всяких франков как русские - вроде Ив де Гардари. А можно прочитать как Ивенс Гардэ , так что понимай как хочешь...
Это не тот, который мост оборонял?
>С уважением ФВЛ
С уважением, Коннов Максим.

KMax (24.10.2003 15:56:31)
ОтFVL1~01
К
Дата24.10.2003 16:05:50

он самый, рыцарь Ивенс


И снова здравствуйте
держал мост, потом попал в плен Саладину и отпущен из взятого замка с женщиной без выкупа за СУГУБУЮ крутость и доблесть.

С уважением ФВЛ

FVL1~01 (24.10.2003 16:05:50)
ОтKMax
К
Дата24.10.2003 16:46:16

Re: он самый,...


>И снова здравствуйте
Здравствуйте!
>держал мост, потом попал в плен Саладину и отпущен из взятого замка с женщиной без выкупа за СУГУБУЮ крутость и доблесть.
Молодец какой. А откуда вообще эта инфа? Смотрю я, сарацины не такие уж изверги были, по сравнению с теперешними фундаменталистами, тогдашними монголами и даже крестоносцами.
>С уважением ФВЛ
С уважением, Коннов Максим.