ОтСергей СтрыгинОтветить на сообщение
КAllОтветить по почте
Дата31.10.2003 20:21:34Найти в дереве
РубрикиПрочее; WWII; Современность; Спецслужбы;Версия для печати

Катынское дело. Телефонный разговор с И.И.Кривым


Беседа с И.И.Кривым 31 октября 2003 г.


Сегодня связался по телефону с И.И.Кривым и рассказал ему о ходе дискуссии по Катынскому делу на форуме ВИФNE и о возникших замечаниях по его свидетельству, опубликованному в газете «Дуэль».
Илья Иванович еще раз твердо заявил, что военное училище, в котором он учился перед войной, называлось именно стрелково-пулеметным, а не пехотным.
На петлицах курсантов была аббревиатура «СПУ» («стрелково-пулеметное училище»).
Училище располагалось в Смоленске на Шкляной Горе в бывших казармах убывшей в 1939 г. к новому месту дислокации на западной границе СССР танковой бригады.
Рядом с училищем в низине за Витебским шоссе находился военный городок 64-ой стрелковой дивизии.
Всего перед войной в Смоленске было три военных училища.
Кроме стрелково-пулеметного, в котором учился Илья Иванович, было еще артиллерийское училище в Чернушке и политическое училище на ул. Ленина в бывшем здании штаба Западного военного округа, передислоцированного в 1939 г. в Минск.

По словам И.И.Кривого, в первые дни войны примерно в течение недели штаб Западного фронта располагался именно в Орше. Командующий Западным Особым военным округом генерал Д.Г.Павлов в Орше не был ни одного дня, пытаясь командовать фронтом из штаба округа в Минске. Западным фронтом реально руководил прибывший из Москвы в Оршу маршал Буденный. Примерно через неделю С.М.Буденный отбыл на Южный фронт в район Молдавии, где, кстати, был ранен.
Из сокурсников И.И.Кривого по училищу в настоящее время остался в живых только проживающий ныне в Минске генерал-лейтенант Щемелев Валентин Гаврилович, которому сейчас 85 лет и с которым они были в училище одном отделениии.
В связи с мероприятиями, посвященными 60-летию Городокской операции, Илья Иванович планирует побывать в Минске и зайти к В.Г.Щемелеву домой.

Относительно поляков из Катынского лагеря И.И.Кривой уверено подтвердил, что самолично постоянно видел их перед войной в районе Смоленска. Чаще всего поляков везли в этот момент на грузовиках по Витебскому шоссе на работу в Смоленск или обратно с работы. Также часто возили на строительство нового Минского шоссе.
В частности, он видел поляков каждую субботу, когда курсантов строем водили 3 км по Витебскому шоссе в баню в Смоленск.
Из деталей Илья Иванович вспомнил, что среди поляков были одетые в гражданскую одежду, но они «терялись среди военных», в глаза сразу бросались одетые в польскую военную форму люди.
Определить процентное соотношение офицеров и рядовых затрудняется, т.к. обычно видел проезжавших мимо в кузовах автомобилей поляков снизу, находясь в строю курсантов, и не мог рассмотреть знаки различия на погонах. Еще одна деталь – в фуражках-«конфедератках» поляков было мало, на работу они ездили в пилотках или с головами, «замотанными неизвестно чем».
Очень часто поляки работали непосредственно на Витебском шоссе, «вылизывали» его, по образному выражению И.Кривого.
В результате Витебское шоссе в районе Смоленска перед войной было «в идеальном состоянии».
Еще одна очень существенная деталь, которую вспомнил И.И.Кривой – кроме Витебского и Минского шоссе поляки работали также непосредственно в черте Смоленска на городских стройках и на ремонте разных объектов.

Дисциплина в военном училище, по словам Ильи Ивановича, была очень строгая. За пятиминутное опоздание из увольнения в город могли отдать под суд. У самого Ильи Ивановича однажды были надолго запомнившиеся серьезные неприятности из-за двухминутного опоздания в часть из Смоленска. Причем через КПП на территорию военного городка училища он прошел вовремя, но у дневального в казарме отметиться сразу не сообразил и тот внес его в список опоздавших.
Еще И.И.Кривой рассказал, что не соответствуют действительности заявления о том, что СССР якобы не готовился к войне с Германией. Он своими глазами наблюдал, как в начале лета 1941 г. в ночное время по железной дороге в сторону западной границы сплошной чередой шли воинские эшелоны, как он выразился, «один за одним с интервалом в двести метров».
В ночь с 30 июня на 1 июля 1941 г. Смоленск подвергся «страшной бомбежке» с воздуха, город практически полностью сожгли.
Также полностью пробомбили Красный Бор. А вот летний лагерь стрелково-пулеметного училища, в котором находились курсанты, немцы по непонятной причине не бомбили вообще.
Относительно «Бункера Гитлера» в Красном Бору И.И.Кривой сказал, что по его сведениям, это сооружение аналогичное ставке Гитлера под Винницей, и в настоящее время затоплено водой.
Однако специально оговорился, что лично он там не был.
На мое сообщение, что рабочая группа, созданная Главой Администрации Смоленской области 28 апреля 2003 года в ходе полугодовой «работы» не нашла в Красном Бору никаких крупных подземных сооружений и публично заявила, что «Бункер Гитлера» представлял из себя что-то типа комплекса летних домиков в лесу, Илья Иванович резонно заметил, что: «Гитлер на фронт в «летние домики» не ездил».
На мою информацию, что некоторые участники форума сомневаются в правдивости сообщений о наличии в 1940-41 г.г. в лагерях западнее Смоленска заключенных поляков, одетых в военную форму, и даже в самом факте существования таких лагерей, Илья Иванович сказал, что ему самому сомневаться не надо, поскольку он лично видел этих поляков собственными глазами.
В этой связи И.И.Кривой произнес примечательную фразу, обращенную к читателям форума:
«Бог дал человеку голову, чтобы он мог соображать и сопоставлять».