ОтARTHURMОтветить на сообщение
КAll
Дата12.05.2003 11:31:00Найти в дереве
Рубрики11-19 век;Версия для печати

Битва Тамерлана и Тохтамыша и происхождение топонима Кошки


Добрый день!

Может кому интересно будет




ЦИТАТА:
************
Однако, этимология топонима "кошки" долгое время оставалась неясной.

В древности ареал распространения топонима был обширен. Его отзвуки сохраняются в современных названиях Кош-Агач (Алтай), Кошехабль (Краснодарский край), Кошкар (Прикаспийская низменность), Кошкупыр (Узбекистан). Идентичные топонимы употреблялись в Поволжье и Приуралье. В Симбирской губернии - деревни Кошкильдино Деяновской волости Курмышского уезда и Кошкувай Дрожжановской волости Буинского уезда. В Казанской губернии - деревня Кошки под Тетюшами. В Вятской губернии селом Кошки назывался волостной центр Малмыжского уезда. Название Кошкино-Крым носило южно-русские поселение в Крыму. Наконец, одно из многочисленных татарских поселений на территории современного Кошкинского района называется Кошкар или Кшкар.

Подобные фонемы встречаются и в гидронимах. Например, приток реки Малый Уран в Оренбуржье называется рекой Кошка.

Семантика корневой основы топонима "кош" прослеживается как в русском, так и в многочисленных тюркских языках. Причем настолько близкая по смыслам, что приоритет определить невозможно. Правомернее признать топонимы результатом славяно-тюркского сотворчества.

Южно-русское "кош" употреблялось в значении "пастушеский стан, стоянка кочевников, казачий лагерь"12.

Северо-русское диалектное слово "кошки" употреблялось для обозначения песчаной или каменистой речной мели13.

На основе идентификации корневого фрагмента "кош" в топониме "кошки" с эпизодами битвы армий Тимура (Тамерлана, Темир-Аксака) и Тохтамыша на реке Кондурче 18 июня 1391 года, самарский краевед Е.Ф. Гурьянов предпринял попытку выяснить происхождение названия села Кошки и заполнить пробелы в историографии исторической географии битвы14. Получилась занимательная версия происхождения топонима "кошки" и исторической географии битвы, соотнесенной с кошкинским Прикондурчевьем.

Битва была крупнейшим событием в истории средневековой Евразии. Одиннадцать лет спустя после Куликовской битвы (1380г.) Кондурча подхватила эстафету Непрядвы. Войска татаро-монгольского хана Ак-Орды (Белой Орды) Тохтамыша, которому после разгрома и бегства хана Мамая с Куликова поля удалось захватить вожделенный престол в Улусе Джучи (Золотой Орде), потерпели на р.Кондурче сокрушительное поражение, предопределившее развал могущественной империи Чингизидов.

Место битвы Тохтамыша и Тимура на Кондурче в арабских источниках, называется неопределенно - Кундуз, Кундузча, Кундзуча. Ясно, что в виду имеется Прикондурчевье. Но и только.

Тюркский, вероятнее всего, булгарский гидроним "кондурча", "кундузча" - "река бобров", является одним из самых древних письменно зафиксированных гидронимов Средневолжья. В арабской транскрипции "кюнджюля" он сохранился в дневниковых записках исламского миссионера из Багдада Ахмеда Ибн-Фадлана, составленных во время поездки на Волгу в составе дипломатической делегации багдадского халифа в Волжскую Болгарию в 921-922 годах15.

Прикондурчевье обширно. Река Кондурча протянулась с востока на юго-запад Самарского края более чем на 370 километров. Это обстоятельство затрудняет географическую версификацию сообщений арабских писателей Низам-ад-дин-Шами, Гийас-ад-дин-Али, Шериф-ад-дин-Йезди, в панегирическом стиле составивших историю побед Тамерлана - Железного Хромца, повелителя средневековой империи Мавераннахр со столицей в Самарканде16.

Переводчики и комментаторы сделанных В.Г. Тизенгаузеном извлечений из персидских сочинений о деяниях Тамерлана - А.А. Рамаскевич, С.А. Волин, А.А. Семенов, не решились уточнить современные географические координаты сообщений арабских летописцев.

На основе анализа источников Тизенгаузена историки Б.Д. Греков и А.Ю. Якубовский заключили, что битва произошла "в долине (?.- Авт.) реки Кондурчи", ошибочно назвав ее притоком реки Черемшана17. Неопределенно обширный регион от Самары до Чистополя (Татарстан) назвали местом битвы среднеазиатские и казахстанские историки. Более конкретно по этой проблеме высказались самарские историки – сергиевский краевед В.В.Мурсков18 и Ю.Н.Смирнов19.

В своеобразном контексте изложил известные и малоизвестные факты истории взаимоотношений Тамерлана и Тохтамыша историк Л.Н. Гумилев, исправив географическую неточность, допущенную Б.Д. Грековым и А.Ю. Якубовским, на свою. Река Кондурча у него стала притоком ... Волги20.

Попытки самарских археологов обнаружить следы крупнейшего сражения в Красноярском, Сергиевском, Кошкинском районах до сих пор безрезультатны. Тем не менее, предположение самарских историков о месте битвы на левобережье Кондурчи в сокско-кондурчинском междуречье наиболее логично соответствует контексту арабских источников.

Оригинальную попытку прочтения опубликованных материалов, расширив их базу анализом не использовавшихся ранее топонимических источников, предпринял самарский краевед Е.Ф.Гурьянов21. Он преследовал ту же цель - установить место битвы и прояснить семантику необычного топонима "кошки". "Не от домашней и не от дикой кошки же" ведет свое название село, подчеркнув несостоятельность фаунистической версии происхождения топонима, заметил краевед22. Исходя из предположения, что фрагмент "кош" в топониме "кошки" тюркский, и, следовательно, "кош, кошкин, кошара" - стоянка пастухов-кочевников, военный лагерь, а монгольское "кошун" - воинское подразделение, Гурьянов заключил, что в топониме закодирована память волжских болгар о командном пункте Тамерлана (Тимура), "зонт, палатка и устланный коврами шатер" которого, кош, "короткое время" располагался "где-то западнее нынешнего села Кошки"23.

Обнаружив совпадение семантических смыслов топонима и средневековых исторических реалий, краевед ощутил в руках ключ к решению обеих проблем. Топоним "кошки" - память волжских болгар о Тамерлановом (Тимуровом) коше, а современная география топонима подобно дорожному знаку указывает место крупнейшего события средневековья.

Правомерность своего предположения автор версии подкрепил примером реставрации семантики топонима "сентимир". Деревни и речка с таким названием находятся на современной территории Ново-Малыклинского района Ульяновской области и называются Средний Сантемир и Старый Сантемир.

Как и в случае с топонимом "кошки", краевед предположил, что топоним "сентимир" тоже тюркский. И расшифровал его семантику как боевой клич булгарских ополченцев Тимура: "С тобой, Тимур!" ("сен"- ты, с тобой; "тимир" - Тимур)24. И этот топоним в версии краеведа оказался занимательно двойственным. И боевой клич, и - мемориальный антропоним.

Только в отличие от латентного, скрытно-тимуровского антропонима "кошки", антропоним "сентимир" явный, открытый.

Достаточно ли этих, весьма умозрительных оснований, чтобы считать их мемориальными антропонимами Тамерлана (Тимура)? Едва ли.

Гидротопонимов с основой "сен", "тимер", "темир" в Приволжье немало. Не только тюркских, но и финно-угорских. Например, тюркские Тимерлек, Тимерсянка, финно-угорский Сенгилей. Тимерлек - от татарского "тимерче", "тимерлек" - кузнец, кузнечный. Топоним Тимерсянка, зеркальный Сентимир (сян-тимер), - от татарского имени Тимерсян. Сенгилей, Сенгилейка - от мордовского эрзя "сянг" - приток, "лек" - река25. Ясно. что при прояснении семантики гидро и топонимов отнюдь не обязательны отсылки к имени Тамерлана (Тимура).

В "Книге побед" Низам-ад-дина Шами об эпизоде на основании которого, видимо, составил свою версию самарский краевед Гурьянов, рассказывается так: "Появился сторожевой отряд врага (Тохтамыша. - Авт.), а вслед за ним появились войска целиком. От многочисленности и массы их смутился глаз ума, от пыли, [поднимаемой] копытами лошадей, потемнел воздух. Тимур приказал, чтобы смельчаки и храбрецы войска, спешившись, пошли вперед, и указал, чтобы для него в степи поставили зонт, палатку и шатер и расстелили ковры. Это самообладание, спокойствие, храбрость и пренебрежение врагом увеличили страх и ужас в сердце неприятеля"26.

В "Книге побед", составленной Шериф-ад-дином Йезди, источниковую основу которой составили книга Низам-ад-на Шами, стихотворная хроника уйгурских летописцев Тимура и устные предания участников битвы, эпизоды подготовки к битве излагаются более обстоятельно: "В понедельник 15 реджаба (18 июня 1391 года. -Авт.) соответствующего года Барана, ... Тимур-завоеватель [в местности Кундузча] лично занялся устройством войска и приступил к приведению его в боевой порядок. Он устроил 7 корпусов на такой лад, что ничего подобного этому никто не видел и не слышал. Такого рода мысли могут быть [только] следствием божьих внушений и небесной поддержки, потому что в особенном свойстве числа 7 заключается много тайн, в которые могут проникнуть [только] знакомые с 7 стихами [Корана]"27. "На это поле брани пришло столько неприятельского войска (хана Тохтамыша. -Авт.), что счетчик воображения не в силах сосчитать ... Тимур-завоеватель, под влиянием высоты значения и величия своего сана и по крайней храбрости и отваге своей, приказал своему войску сделать привал и разбить палатки. Увидев это, Тохтамыш был поражен полным самообладанием и чрезвычайной отвагой победоносного войска и полным равнодушием их к неприятельскому войску. Он ... с полнейшим ужасом принялся за приведение рядов своего войска в боевой порядок"28.

Историки предполагают, что в битве участвовали до двухсот тысяч воинов с каждой из сторон29. Вдвое больше, чем на Непрядве.

Читатель сам может судить, с какой степенью определенности можно предполагать, что в процитированных арабских источниках имеется в виду местность "западнее нынешнего села Кошки" 30.

Строить догадки о месте битвы на территории "западнее села Кошки" на информации этих источников достаточных оснований нет. Как нет оснований считать топоним "кошки" мемориальным антропонимом Тимура.


С уважением ARTHURM